К 70-летию победы в Великой Отечественной войне в Культурно-просветительском центре «Дубрава» открывается выставка цветной линогравюры известного художника Виктора Сергеевича Бибикова, участника войны, который жил на даче в Хотькове с 1934 по 1973 год. В годы войны он создал серии гравюр, воспевающих мужество советских людей.
На выставке представлены подлинные линогравюры разных периодов творчества художника из частной коллекции. Среди работ – гравюры «Парад на Красной площади 1941 года», «Броненосец Потемкин», «Балтфлот», «Атака», «У берегов врага» и другие.
Выставка продлится до 6 сентября.
О художнике
Виктор Сергеевич Бибиков (1903–1973) – российский художник-график, мастер цветной линогравюры. Родился в селе Душенове Московской области. Учился в школе при Сытинской типографии, которой руководил старейший московский гравёр Иван Павлов. Занятия у Павлова – мастера цветной гравюры – помогли молодому художнику в сравнительно короткий срок овладеть сложным искусством гравирования, научили его создавать законченные художественные образы, пользуясь немногими скупыми средствами.
После демобилизации из Красной Армии, где пробыл с 1920 по 1925 гг. поступил на Центральные художественные курсы Ассоциации художников России, которые окончил по рисунку в 1930 г. (педагоги Илья Машков и Степан Карпов). В ассоциацию входили молодые художники, которые охотно выезжали на предприятия и заводы – их интересовала тема труда в стране. Ассоциация призывала художников к тесной связи с народом, а гравюра среди различных видов изобразительного искусства обладает наибольшими возможностями широкого распространения. Виктора Бибикова привлекала возможность делать большое количество оттисков, сохраняя при этом оригинальность и полноценность художественных произведений.
Большое влияние на творческое развитие художника оказал Николай Шевердяев, преподаватель ВХУТЕМАСа (высших художественно-технических мастерских), декан графического факультета.
В 1930-е гг. в биографии художника – активное участие в различных выставках и конкурсах. Он гравирует эстампы, почтовые марки, этикетки для спичечных коробок, иллюстрирует книги. Интересно, что знакомая всем буква «М», ставшая символом московского метрополитена, выполнена по рисунку Бибикова, получившего первую премию на конкурсе, объявленном Управлением Метростроя.
Член Союза художников в СССР с 1932 г. С конца 30-х годов работал преимущественно в жанре индустриального пейзажа.
В начале Великой Отечественной войны Бибиков уезжает на северный военный флот, на самый северный участок линии фронта, на всем протяжении которого шли упорные бои с фашистской армией. Там он в течение двух лет работает над серией произведений, посвященных мужеству военных моряков. В годы Великой Отечественной войны создал серию батальных гравюр, запечатлевших в ярких, типических образах мужество советских моряков, сражавшихся с врагом в тяжелых условиях Крайнего Севера. Резцу мастера принадлежат также гравюры с изображениями Москвы военных лет.
С 1949 по 1963 гг. работал в Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Именно в это время Бибиков обращает больше внимания на сюжетную сторону. Содержание каждой работы становится конкретным, изображая в своей основе определенный эпизод боевой жизни. Большое значение для Бибикова имело воплощение характера боевых действий, военных событий и эпизодов, где с невиданной силой проявились самые высокие качества боевого духа советского народа.
Послевоенные годы – это время многочисленных поездок по стране и углубленного творческого поиска. Художник работает над исторической темой и пейзажами. В это время он проявился как мастер, умеющий простыми, реалистическими средствами с большим поэтическим чувством передать в своих гравюрах красоту российской природы. В эти годы художник создает серию военно-исторических гравюр «Адмирал Ушаков», «Корабли-герои» и цикл гравюр «Севастополь сегодня».
В 1950–60 годы передвижные выставки работ Виктора Бибикова побывали во многих городах нашей страны, в частях Советской Армии, почти на всех флотах. В 1955 году правительство, принимая во внимание заслуги художника в деле развития советского изобразительного искусства, присвоило ему почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.