Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Как памятник башкирскому герою Салавату Юлаеву, установленный в Уфе, создавался в Ахтырке

Дата добавления:29.03.2019

Как памятник Салавату Юлаеву создавался в Ахтырке

Весной 2019 года Республика Башкортостан отмечает 100-летие со дня своего образования. Торжества по традиции проходят в центре Уфы у памятника Салавату Юлаеву — башкирскому поэту, герою освободительного движения времён пугачёвского бунта. Скульптура работы известного советского скульптора-монументалиста  считается одним из главных символов республики, её изображение есть на гербе Башкортостана. Мало кто знает, что памятник создавался в нашем районе, неподалеку от Хотькова, в селе Ахтырка, в церкви во имя Ахтырской иконы Божьей Матери.

Монумент Салавата Юлаева на фоне Ахтырской церкви

В 1937 году церковь в Ахтырке была закрыта и использовалась в качестве клуба, овощехранилища, а затем стала мастерской скульптора Сосланбека Тавасиева. Наряду с художниками Игорём Грабарём и другими творческими людьми он был одним из создателей и первых обитателей дачного посёлка художников Ново-Абрамцево, построенного рядом с музеем-усадьбой «Абрамцево» на противоположном берегу реки Воря в 1934 году.

Как-то, гуляя по окрестностям, Тавасиев увидел закрытый и заброшенный храм, который собирались сносить. В то время он искал помещение для работы над монументом, идея создания которого родилась у него после проживания в Башкирии в 1941-46 гг. Скульптору удалось убедить руководство отдать ему заброшенную церковь под мастерскую. Вполне возможно, что благодаря этому решению храм сохранился. В 1990-1991 годах его передали общине верующих.

Сосланбек Тавасиев работает над памятником Салавату Юлаеву в своей мастерской в Ахтырке

Существует красивая легенда о том, как Сосланбек Тавасиев, уроженец Северной Осетии, узнал о существовании Салавата Юлаева. Во время Великой Отечественной войны его вместе с семьей эвакуировали в деревню Стерлибашево в 150 километрах от Уфы. Когда на фронт отправлялся очередной эшелон советских солдат, скульптор услышал, как местный пожилой мужчина подбадривал красноармейцев словами: «Будьте, как Салават!» Желая узнать больше о личности башкирского героя, он изучил все предания о нём, прочёл десятки томов литературы. Скульптор был вдохновлён историей его жизни. На воплощение идеи создания памятника Салавату Юлаеву Тавасиеву понадобилось долгих тридцать лет. Модель памятника, выполненная в натуральную величину из гипса, была закончена к 1963 году, прошла обсуждение специалистами в Москве и официально принята коллегией Министерства культуры СССР.

Грандиозный конный монумент из бронзированного чугуна отливали полтора месяца на ленинградском заводе «Монументскульптура». Он уникален тем, что при весе в 40 тонн, высоте 9,8 метров, с постаментом — 14 метров, у него всего три опорные точки. Памятник был установлен при въезде в Уфу на высоком берегу реки Белая в 1967 году на удачно выбранном самим скульптором месте.

Памятник Салавату Юлаеву в Уфе на берегу реки Белая

С тех пор оно стало излюбленным туристическим объектом башкирской столицы, его национальным достоянием. За памятник Салавату Юлаеву скульптору Сосланбеку Дафаевичу Тавасиеву была присуждена Государственная премия СССР. Считается, что этот монумент стал лучшим творением Тавасиева.

Материал подготовила Лидия Васильева

Об Ахтырке

 Село Ахтырка известно с XV века (изначально оно называлось сельцом Дудкиным и принадлежало Троицкому монастырю). В конце XVII века сельцо числилось в списке владений известного дворянского рода Паниных, затем на некоторое время перешло к Василию Татищеву (автору знаменитой «Истории государства Российского»), а в 1734 году — во владение князей Трубецких.

Николай Иванович Трубецкой построил здесь деревянную церковь в честь Ахтырской иконы Божьей матери (явленной в селе Ахтырка Харьковской губернии). Оттуда же князь перевёл своих крепостных и построил в селе, переименованном в Ахтырку, большую усадьбу и дворец в стиле ампир.

Церковь Ахтырской иконы Божьей Матери. Современный вид

В 1823 году деревянную церковь сменила каменная, которая вошла в ансамбль усадьбы по проекту архитектора Кутепова, ученика Д. И. Жилярди. В те же годы были выстроены плотина и пристань на реке Воря, разбит парк, возведены многочисленные служебные здания. Соседний лес получил наименование верхнего (пейзажного) парка.

В 1879 году Трубецкие продали Ахтырку московскому мировому судье И. М. Матвееву.

После революции усадебный комплекс пришёл в упадок: в 1924 году сгорел дворец, плотину уничтожили, парк вырубили, сломали оранжереи; водоём и мельница исчезли.

Церковь закрыли для богослужений в 1937 году. Перед этим двух её священников арестовали и расстреляли на Бутовском полигоне.

Храм был возвращён верующим в 1991 году.

Источник: Газета "Вперед"

Версия для печати
Комментарии к статье:
Комментариев к этой статье нет
Добавить комментарий:
Добавляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами пользовательского соглашения
Имя *
Текст комментария * (не более 2000 символов)
Контрольный вопрос *
Вы не робот? Ответьте, пожалуйста, на простой вопрос. Ответ должен быть написан словом, например, пять:
Сколько будет 15 минус 8?
* - Поле, обязательно для заполнения
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
Радонеж, Белые Боги. Православие и язычество
СЕРГИЙ - "ПАТРОН" ЦАРСТВА МОСКОВСКОГО. ЧАСТЬ4
ЕФИМ ДОРОШ. АРХАНОВО (ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК) ЧАСТЬ1.
СЕРГИЙ - "ПАТРОН" ЦАРСТВА МОСКОВСКОГО (1547 - 1721). ЧАСТЬ2
БОЙЦЫ ВСПОМИНАЮТ...
В. ЕРОФЕЕВ: МОСКВА - ХОТЬКОВО НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ПОЭМА
ХОТЬКОВСКАЯ ВОЛОСТЬ В ЦИФРАХ:МОЛОДЫЕ КУСТАРИ
ЕФИМ ДОРОШ. АРХАНОВО (ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК) ЧАСТЬ2.
ЛЕТОПИСЬ ПОКРОВСКОГО ДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ (ХРОНИКА БЕДСТВИЙ). ЧАСТЬ3.
СЕЛЬСКИЕ КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
 
 
 
Наверх страницы