Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Ученики св. Сергия. Преподобный Иосиф Волоцкий

Дата добавления:06.07.2006

Ученики св. Сергия. Преподобный Иосиф Волоцкий

(1439–1515, память 9 сентября и 18 октября по старому стилю)

Преподобный Иосиф Волоцкий

Преподобного Иосифа Волоцкого нельзя считать учеником преп. Сергия (и по причине иного взгляда на мир, и потому, что жил он на три поколения позже, чем преп. Сергий), однако, его личность заслуживает нашего внимания, поскольку корни духовной генеалогии его ведут в Троицкую обитель. Контраст с северным потоком святых подвижников может дать нам пищу для непраздных размышлений и, возможно, дискуссии.

Преп. Иосиф (мирское имя Иван Санин) был родом из волоколамских дворян. Уже в 8 лет он знал множество богослужебных текстов, поэтому служил чтецом и певчим в церкви. Со временем в его голове созревает желание удалиться от мира и стать монахом. Родители не противятся, и вот, двадцати лет от роду, вместе со своим товарищем Иван идет в тверской Саввин монастырь, к старцу Варсонофию Неумою, где принимает постриг под именем Иосифа. Однако, некоторые недостатки монастыря (в частности, сквернословие мирян в трапезной) побуждают его искать иного места. Варсонофий благословляет его отправиться в Боровск к игумену Пафнутию (преп. Пафнутий Боровский, ученик боровского игумена Никиты, ученика преподобного Сергия Радонежского).

Новая обитель приходится Иосифу по душе. Он преуспевает в монашеской жизни, и его труды высоко оцениваются игуменом. Умирая, преп. Пафнутий назначает Иосифа своим преемником. Иосиф хочет учредить в обители общее житие и открывает свое желание братии, но лишь немногие поддерживают его. Тогда он тайно отправляется в странствие по монастырям Руси, чтобы посмотреть на их жизнь и уклад. Увидев примеры и почти что мирской жизни, и самого высокого подвижничества, игумен возвращается в Боровск, но ненадолго. Вскоре он снова покидает монастырь, на этот раз окончательно, и отправляется в волоколамские леса, где с разрешения и при поддержке князя основывает новую обитель и строит храм во имя Успения Божией Матери, в росписи которого участвуют знаменитый Дионисий с учениками.

Иосиф наделен практическим умом, сметлив и хозяйственен. Для нужд монастыря и обращающихся за помощью крестьян он истребует помощь от бояр и князей. Да и без прямых просьб средства стекаются в обитель. Это позволяет приобретать красивые богослужебные предметы, помогать бедным и кормить голодных в неурожайные годы. Однако, сами монахи, и игумен в первую очередь, ходят в ветхих одеяниях и не расслабляют свое тело.

Не из сострадания, а из осознания христианского долга проистекает общественное служение Иосифа. К спасению души он ведет прежде всего через внушение строгости к себе и своим духовным чадам. И, если преп. Сергий Радонежский обращал к покаянию собственным смирением и неосуждением, то преп. Иосиф выбирает жесткость учителя и пророка, обличающего заблудших грешников. Однако, стоит заметить, что суровость наказаний не чрезмерна: они скорее призваны вернуть человека в рамки послушания и установленных правил, чем истощить тело.

В источниках, повествующих о жизни преп. Иосифа, подробно описана внешняя сторона благочестия и аскезы, и это не случайно. Иосиф считал, что наилучшим является путь от внешнего к внутреннему, и безукоризненость в исполнении внешних правил есть основа внутреннего делания.

«Духовная грамота», устав обители преп. Иосифа, также отражает мировоззрение и систему ценностей святого. Десять глав посвящены описанию правил поведения, внешней жизни в монастыре. Затрагиваются такие важные сферы, как соборная молитва, трапеза, работы, отказ от крепких напитков и прочее. Поучения обильно подтверждаются цитатами из святых отцов и житий.

А в одном из своих посланий, «Просветителе» [4], он дает описание поведения мирянина, столь знакомое нам сегодня и получившее название «бытового исповедничества»:

«Ступание имей кротко, глас умерен, слово благочинно, пищу и питие немятежно, потребне зри, потребне глаголи, будь в ответах сладок, не излишествуй беседою, да будет беседование твое в светле лице, да даст веселие беседующим тебе» [цитата по 2].

Не вполне гладко складывались отношения преп. Иосифа с другими деятелями и подвижниками Церкви. В споре о необходимости сохранения за монастырями прикрепленных к ним земель преподобный разошелся во мнениях с преп. Нилом Сорским, видившем в отказе от вотчин единственный путь к возрождению монашеского благочестия. Источники неоднозначно говорят о том, произошло ли в конце концов примирение между этими святыми. Кроме того, архиепископ Новгородский Серапион, наложивший на Иосифа запрещение за каноническое нарушение, был лишен сана и сослан в Троице-Сергиев монастырь. Вина Иосифа оспаривается [3], однако, наказание святителя в данном случае непонятно.

Еще одна из неоднозначных страниц биографии преп. Иосифа — борьба с ересью жидовстующих. Ратуя за чистоту Православия, он предлагал применять к еретикам самые жестокие казни, а раскаявшихся не прощать, а пожизненно отлучать от Церкви и заточать в темницу. Такие суровые наказания можно объяснить и чрезвычайной опасностью данной секты для Церкви и государства [1], и многочисленными случаями ложных клятв среди ее последователей, и культурными особенностями того времени [5]. Но дело не в том, насколько опасны были еретики и скольких из арестованных на самом деле предали казни. Мне сложно представить, что пожизенное отлучение от Церкви может быть пригодно для наказания раскаявшегося человека, даже если его подозревают во лжи. А жестокие казни, к которым мы привыкли относиться как к орудию инкивизиции, на мой взгляд, никак не соотносятся со светлым и мирным образом русского святого.

Все вышеизложенное ни в коем случае не призвано бросить тень на преп. Иосифа. Для смутившихся духом приведу следующую цитату, которая мне очень близка: «Святой человек — это не человек, который никогда не ошибается, а человек, который всю свою жизнь отдает Богу и служению Ему» [5]. Полагаю, что это позволит достичь главной цели моего повествования — трезвого и честного взгляда на личность и труды святого подвижника, который не умаляет его достоинств, но помогает нам лучше понять его жизнь.

Михаил Павлов

Версия для печати
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
О разделе
Православный календарь
Ученики св. Сергия. Преподобный Никон.
Ученики св. Сергия. Преподобный Кирилл Белозерский
Житие схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преп. Сергия
Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Е. Голубинский.
Иконы, посвященные преподобному Сергию Радонежскому.
Ученики св. Сергия. Преподобный Иосиф Волоцкий
Ресурсы, посвященные Святому Преподобному Сергию Радонежскому
Троице-Сергиева Лавра. Историческое описание. А. В. Горский
 
 
 
Наверх страницы