Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Гагино. Спасская церковь и церковь Казанской иконы Божией Матери

Дата добавления:30.11.-0001

Гагино. Спасская церковь и церковь Казанской иконы Божией Матери

С. Гагино расположено вблизи р. Киниболки. В XV в. здесь была Кинельская волость, в конце XIX в. -Рогачевская волость Александровского уезда Владимирской губернии. В 1462 г. великий князь Московский Василий Васильевич завещал своему сыну Борису Волоцкому волость Кинель, а "в Кинеле Суровцево, да Тимофеевское, да Микульское".
Гагино. Спасская церковь и церковь Казанской иконы Божией Матери
Гагино. Спасская церковь и церковь Казанской иконы Божией Матери.

От Бориса она в 1477 г. досталась его сыну Фёдору, у которого в 1497 г. её выменял великий князь Московский Иоанн III. Перейдя в начале XVI в. к князьям Велико-Гагиным, село получило двойное название - "Тимофеевское, Гагино тож". Согласно патриаршим окладным книгам, в 1628 г. здесь была деревянная церковь Великомученика Димитрия Солунского. В 1623 г. Гагино - вотчина стольника Степана Ивановича Велико-Гагина. Ему наследовал сын, окольничий князь Данила Иванович (ум. 1671), после которого владел его сын, князь Иван Данилович, комнатный стольник царя Петра I (убит в бою под Нарвой в 1700 г.) Последним в роде князей Велико-Гагиных был Николай Иванович, в 1722 г. он утонул во время купания. В 1725 г. Петр I указал "отписные по смерти вдовы князя Ивана, Авдотьи, деревни приписать в ведение к госпиталю". В правление императрицы Елизаветы Петровны половина села пожалована генерал-аншефу Василию Ивановичу Чулкову (1709-1775). Он начал службу в 1739 г. истопником во дворце цесаревны Елизаветы Петровны, приобрел её доверие и в 1742 г. стал камер-юнкером, в 1743 г. гардеробмейстером. Императрица, боясь дворцового переворота, подобного тому, который её саму привёл к власти, ночью почти не ложилась спать, и одной из обязанностей Чулкова было бодрствовать, сидя в кресле у дверей её спальни. Он дослужился до действительного камергера, в 1762 г. стал генералом, в том же году вышел в отставку генерал-аншефом. Другая часть села находилась во владении князя Фёдора Фёдоровича Щербатова (1729-?). Начав службу пажом при императрице Анне Иоанновне, он был переведён в армию поручиком, участвовал в Семилетней войне, в 1771 г., командуя отдельным корпусом, прошёл через пролив Сиваш в Крым и взял Арабат, Еникале и Керчь, за что был награждён орденом Святой Анны 1-й степени, произведён в чин генерал-поручика и назначен главным командиром Крыма. Во время пугачёвщины князь служил дежурным генералом при А.И. Бибикове, по смерти которого в 1774 г. занял его место. После того, как из-за его оплошности Пугачёв взял Арск и подошёл к Казани, Ф. Шербатов был вынужден уйти в отставку (с запрещением даже появляться в столицах). Во 2-й половине XVIII в. вместо деревянной Дмитровской В.И. Чулков построил каменную ныне существующую Спасскую церковь с приделом великомученика Димитрия Солунского (придел позднее упразднён). Сам храмоздатель потом был погребён в церкви направо от входа, на столпе укреплена медная доска со стихотворной эпитафией: "Воззрите смертные своими днесь очами Загладьте место вы прежалкими слезами Бессмертный славы муж повержен здесь лежит Молчанья вечного приняв спокойный вид".
По церкви село стало называться Спасское-Гягино. У храма находились могилы Чулковых, Велико-Гагиных, Щербатовых. В приходе были деревни Яков-лево, Гальнево, Истомине, Терпигорево, Суропцево, Шеино, Путятино и сельцо Дивово (где в 1856 г. помещицей Е.В. Яковлевой построена каменная часовня пророка Илии). В советское время храм был закрыт, разрушены его завершение и колокольня. В 1845 г. местной помещицей Екатериной Васильевной Барбашевой, урождённой Чулковой, и её теткой Анной Васильевной Спечевой (также урождённая Чулкова, погребена под алтарём) рядом со Спасской была сооружена каменная церковь Казанской иконы Божией Матери с приделами великомученика Димитрия Солунского и мученицы Параскевы.
В писцовых книгах 1628 г. среди вотчин князей Велико-Гагиных, кроме села Тимофеевского (Гагино) названа и деревня "Путятино на суходоле". Впервые она была упомянута ещё раньше, в документах середины XVI в., как деревня Старостине, которой владел князь В.А. Гагин. Путятино расположено у истока р. Карповки, левого притока р.Вондюги. В конце XIX в. в нём была дача Татьяны Спиридоновны Любатович (1859-1932), оперной певицы частного театра Саввы Ивановича Мамонтова, разрушившей его семейную жизнь. Большой тесовый дом с флигелями стоял среди огромного запущенного парка, переходящего в лес. Каждое лето у Любатович бывало много гостей, собирался артистический и художественный кружок. В 1890 г. К.А. Коровин написал её портрет: молодая жизнерадостная хозяйка сидит на подоконнике с книгой в руках, в раскрытое окно виден сад. Она была хорошей знакомой великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина, часто пела вместе с ним. Он жил здесь летом 1898 г. в егерском домике и со своим другом-одногодком С.В. Рахманиновым готовил роль царя Бориса в опере Мусоргского "Борис Годунов".
В 1898 г. в Спасской церкви Шаляпин венчался с балериной, итальянкой Иолой Торнаги. Запись о бракосочетании из метрической книги церкви с. Гагина: "Июля 27-го 1898 года. Жених: Вятской Губернии и уезда Вожальской волости деревни Сырцевой крестьянин Фео-дор Иоаннов Шаляпин православного вероисповедания, первым браком. Лет 25. Невеста: Италианская подданная Иола Игнатиева Ло-Прести, католического вероисповедания, первым браком. Лет 25". Таинство брака совершил местный священник Александр Чижов, которому помогал псаломщик Иоанн Введенский. В графе "Поручители по женихе" значилось: "Коммерции Советник Савва Иоаннов Мамонтов и сын титулярного советника Валентин Николаевич Сабанин". Поручителями по невесте выступили "Статский Советник Симон Николаев Кругликов (музыкальный критик) и художник Константин Алексиев Коровин". Коровин вспоминал: "По окончании венчания мы пошли к священнику - на улице все еще лил дождь. В небольшом сельском домике гости едва поместились. Матушка и дочь священника хлопотали, приготовляя чай... Мы о Шаляпиным пошли на кухню, разделись и положили на печку сушить платье... Чтобы согреться, усердно подливали в чай кагору. Когда двинулись обратно, священник наделил нас зонтиками...У Путятина нам загородили дорогу крестьяне, протянув поперек колеи ленту. Ее держали в руках девушки и пели какую-то песню, славя жениха и невесту... Мужики просили с молодых выкуп на водку. Я вынул рублевку и дал. Бабы говорили: "Мало! А нам-то на пряники?" Другие тоже дали крестьянам денег. Ленту собрали, и мы поехали. Вернувшись к Татьяне Спи-ридоновне, мы увидели столы, обильно уставленные винами и едой. Поздравили молодых, все целовались с ними. Кричали "Горько! " Сам Шаляпин так описывал это событие: "Живя у Любатович на даче, я обвенчался с балериной Торнаги в маленькой сельской церковке. После свадьбы мы устроили смешной какой-то турецкий пир: сидели на полу, на коврах и озорничали, как малые ребята. Не было ничего, что считается обязательным на свадьбах: ни богато украшенного стола с разнообразными яствами, ни красноречивых тостов, но было много полевых цветов и немало вина. Поутру, часов в шесть, у окна моей комнаты разразился адский шум - толпа друзей с С.И. Мамонтовым во главе исполняла концерт на печных вьюшках, железных заслонках, на ведрах и каких-то пронзительных свистульках. Это невозможно напоминало мне суконную слободу... А дирижировал этим кавардаком С.В. Рахманинов".
Дача Любатович, красивейший парк с аллеями и цветниками, зеркальные пруды с рыбой украшали Путятино. В советское время все постройки усадьбы разрушены, аллеи вырублены. От парка осталось лишь несколько старых дубов и лип. Сохранился только пруд. Гагино тоже пришло в упадок, осталось пять дворов в ложбине у кладбища.
В с. Микульское в волости Кинель, упомянутом вместе с Тимофе-евским (Гагином) в духовной грамоте великого князя Московского Василия Васильевича, тогда, в 1462 г., была деревянная церковь. В 1665 г. владельцы села, стольник Иван и стряпчий Пётр Александровичи Аничковы, на новом месте построили церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В XVIII в. стояли уже две деревянных церкви: Покровская и Святителя Николая. Вторая из них в 1820 г. разобрана при строительстве, на средства помещицы Голо-виной, каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы с приделами святителя Николая и Корсунской иконы Бо-жией. Матери. В 1872 г. деревянный храм Покрова капитально отремонтирован и обращён в тёплый. Ныне он разрушен, на месте алтаря установлен поклонный крест.
Версия для печати
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
Гагино. Спасская церковь и церковь Казанской иконы Божией Матери
Парфентьево. Церковь Богоявления
Никульское. Церковь Святителя Николая Мирликийского
Слотино. Церковь Апостола Иоанна Богослова
Васильевское. Церковь Святителя Василия Кесарийского
Яковлево. Церковь Великомученика Димитрия Солунского
Шарапово. Церковь Архангела Михаила
Мишутино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Подсосенье. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Бужаниново. Церковь Святителя Николая Мирликийского
 
 
 
Наверх страницы