Константиново расположено на р. Алфимовке, левом притоке Дубны. Впервые оно упомянуто в духовной грамоте великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты: уезжая в Орду в 1328 г., он поделил свои владения между княгиней и сыновьями, Константинове досталось старшему сыну Семиону.
Константиново. Церковь Сретения
|
 |
Село было дворцовым промысловым угодьем, его жители занимались охотой и рыбной ловлей для московских князей. В 1620 г. в селе стояли деревянная церковь Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских и полуразрушенный храм Михаила Архангела. В 1629 г. село - в вотчине матери царя Михаила Фёдоровича, великой государыни, инокини Марфы Ивановны (ум. 1631). В миру она звалась Ксенией Ивановной (урождённая Шестова), в 1585 г. вышла замуж за Фёдора Никитича Романова, племянника царицы Анастасии Романовны, первой жены Иоанна Грозного. Из нескольких рождённых ею детей выжили только Татьяна и Михаил (будущий царь). В 1601 г. семью постигло несчастье: царь Борис Годунов воздвиг гонения на семью Романовых, Ксения и её муж были насильно пострижены в монашество, монахиню Марфу разлучили с детьми и отправили в ссылку. Победа Самозванца (Лжедимитрия I) дала им свободу. Марфа следовала за бывшим мужем, который стал митрополитом Ростовским Филаретом, Захваченный сторонниками Лжедимитрия II при разорении Ростова, он был отвезён в Тушино. Отбитый правительственными войсками, вместе с инокиней Марфой и сыном пережил сожжение Москвы поляками во время восстания 1611 г. В 1612 г. Марфа, выпущенная поляками из Кремля во время осады его войсками Второго ополчения, уехала с сыном в свою костромскую вотчину Домнино. 14 марта 1613 г. она принимала в Костромском Ипатьевском монастыре соборное посольство и, сначала несколько раз отказавшись, всё-таки благословила сына на царство. Вследствие её влияния на юного царя её родственники Салтыковы заняли крупные посты в правительстве и раздавали другим родственникам дворцовые земли. В её покоях в Вознесенском монастыре в Кремле допрашивали обвинённого в порче книг (он был справщиком на печатном дворе) Троицкого архимандрита, своими воззваниями поднявшего народ на освобождение Москвы в 1612 г., Дионисия (Зобниновского). Напуганная обвинением его в ереси, она дала согласие на жестокое наказание безвинного человека. Влияние инокини Марфы упало после возвращения из плена митрополита Филарета, вскоре избранного патриархом.
В 1650 г. царь Алексей Михайлович отдал село Троице-Сергиеву монастырю. Ныне существующая каменная Сретенская церковь с приделами святителей Афанасия и Кирилла Александрийских и Вознесения Господня выстроена в 1690 г. иеромонахом Иоасафом Константиновским. В 1695 г. даны два антиминса к освящению церквей Сретения и, в приделе, святителей Афанасия и Кирилла. В 1764 г. село стало управляться ведомством экономии. В 1810 г. возведена высокая четырёхъярусная колокольня. В 1852 г. увеличен северный придел.
В 1825 г. вместо второго деревянного храма (Михаила Архангела) был построен каменный храм Михаила Архангела с приделом Владимирской иконы Божией Матери и с колокольней. В советское время разрушен.
В 1859 г. в с. Константинове было 139 дворов и 1003 жителя, церковь и богадельня, в которой с 1845 г. действовало начальное приходское училище. После отмены крепостного права в 1861 г. село стало центром волости, в нём появилось волостное правление и канцелярия станового пристава.
В советское время с. Константинове стало районным центром. Храм был закрыт, разрушены его главы, обезличен северный придел, разрушена колокольня, в здании разместился клуб. После Великой Отечественной войны Константиновский район присоединён к Загорскому. В 1999 г. храм возвращён верующим.