Держу в руках старый альманах "Художественный труд". Выпуск первый. Издание Отдела изобрази тельных искусств при Наркомпросе. Год 1919. И обнаруживаю в хронике:
"В октябре месяце прошлого года в ведение Подотдела Художественной промышленности в Москве перешла художественно-столярная мастерская в селе Абрамцево. Мастерская эта существовала около 30 лет и за это время приобрела большой навык и в резном деле достигла высокой техники. Там производятся работы по резьбе из красного дерева и изготовляется много мебели в стиле ампир; имеются хорошо обученные мастера (в мастерской, между прочим, работал покойный художник Поленов). Оборудована мастерская хорошо:
есть паровая сушильня, школа на 25 человек, библиотека, читальня.
Местный Совдеп думал воспользоваться этой мастерской для производства табуреток, но так как было бы слишком обидно, чтобы все достижения по шлифованию, полировке и резьбе разбились о простую табуретку, то Отдел Изобразительный искусств решил пойти навстречу этой мастерской и взял ее в свое ведение, выдав сначала ссуду, в виду ее бедственного состояния, а с января, включив мастерскую в свою смету".
Прошло пятнадцать лет. Деревообделочная художественная профтехшкола переехала в Хотьково, поселилась в б. монастырской гостинице (учебный корпус), построила сушилку и баню, клуб и стадион, имела два общежития. Общая стоимость учебных зданий школы в 1934 году составляла в рублях 150000. Стоимость общежития была равна 27500 рублям, а оборудования - 12500. В школе работали 10 инструкторов производственного обучения и 8 педагогов, а учились у них 182 человека. среди которых было 34 комсомольца. надо, думаю, сказать и о социальном составе учившихся в школе Пятьдесят человек - это дети рабочих, сто два человека из деревни, из них восемь - дети единоличников, пятеро из семей служащих и семнадцать человек - дети из семей "других категорий'.
Все 182 человека - активные участники социалистического соревнования и 30 проц. из них - ударники. Прогулов занятий в школе в эти годы не было.
Какие же специальности получали? Это, во-первых, мебельщик-краснодеревец, а, во-вторых, резчик.
Мебельщик-краснодеревец должен был уметь подобрать материал, определить количество и сорт его, который удовлетворял бы техническим требованиям прочности, внешности в зависимости от назначения изделия". Он должен был уметь делать распиловку в требуемых направлениях, выбирая для работы соответствующий инструмент, уметь строгать в различных направлениях, соблюдая порядок работы; разметить материал по чертежу, пользуясь метром, угольником, рейсмусом, шилом, шаблоном, достигая точности.
Краснодеревец должен был уметь резать стамеской вдоль и поперек волокон, по торцу в прямолинейном и криволинейном направлениях, выбирая соответствующий инструмент, уметь долбить поперек и вдоль волокон под различными углами, сверлить отверстия, уметь склеивать детали и целые изделия; подготовить клей, определить качество его, приготовить поверхность изделия, собрать типовые конструкции мебели абрамцевского стиля": стул, стол, шкаф, диван; отделать поверхность изделия травлением, лакировкой, полировкой, вощением;
уметь составлять по рецепту материалы для отделки.
Окончивший профтехшколу умел самостоятельно составлять чертежи на все изделия, читать их и выполнять по ним изделия; отточить и выправить инструмент, выбрав соответствующее приспособление;
знал все столярные инструменты и важнейшие деревообделочные станки, принципы устройства тепловых машин, двигателей внутреннего сгорания и электромоторов;
умел, наконец, скалькулировать изделие с учетом всех видов расходов; знал структуру организации производства в системе промысловой кооперации и был "коллективистом, организатором производства в мастерских промкооперации и активным участником и организатором соцсоревнования и ударничества".
Все, что умел делать краснодеревец, делал и резчик, но сверх того он владел геометрической (клинчатой) и рельефной резьбой, знал сорта наиболее употребляемых в производстве материалов и разделение из на твердые и мягкие породы, умел произвести перевод рисунка с оригинала на кальку, а с кальки через синьку на изделие.
Школа после двух лет обучения выпускала рабочего по художественно-столярному делу в духе абрамцевских изделии и рабочего по художественно-резному делу.
Какие предметы изучали в 1933 / 34 учебном году?
На столярно-мебельном отделении это были: физическая география, история классовой борьбы, математика, физика, химия, русский язык, рисование, черчение, основы учета, история социалистического искусства, столярное и резное дело.
Резчики сверх того занимались лепкой и технологиями общей и специальной.
И последнее, о чем хотелось бы сказать, - это ассортимент изделий, изготовляемых учащимися. Среди изделий школы - рамки, кронштейны, шкатулки, полки, табуретки, детские столы и стулья, стенные шкафы, буфеты, столы, стулья, кресла, скамьи, книжные шкафы и этажерки...
Е. Аникеев. "Хотьковский вестник" №30 1992