Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Статьи, очерки, воспоминания о Хотькове, Абрамцеве, Радонеже - СЕЛЬСКИЕ КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Дата добавления:21.08.2006

СЕЛЬСКИЕ КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Ремесло первоначально носит характер домашнего изготовления предметов для потребления самой крестьянской семьи. Каждый крестьянин должен был сам уметь: срубить избу, смастерить сельскохозяйственный инвентарь, домашнюю утварь, одежду и обувь. Но вскоре в среде крестьян выделяются специалисты в том или ином занятии, которые начинают обслуживать все селение и ближайшую округу. Такие поселяне (как правило) не брали у вотчинников участки земли, предназначенные под угодья, а селились на владельческих землях, платя только за свой двор и обрабатывая землю по добровольным особым условиям с владельцем. Их называли бобылями. Бобыли занимались изготовлением предметов, необходимых в крестьянском быту и требующих особых навыков. Самые древние из таких производств это гончарное и кузнечное. Производители такого рода обслуживали территорию, занимаемую сельской общиной, и лишь с развитием сети дорог, связывающих отдаленные местности, у сельских умельцев появилась возможность сбывать часть изделий в другие районы. Продажа осуществлялась на ярмарках, которые устраивались на пересечениях важных путей, в крупных селах, городах и при монастырях. Известно о существовании такой ярмарки в Радонеже, который в конце XIV века становится городом, а в 1410-1425 годы центром удельного княжества. Распространением изделий сельских ремесленников занимались и офени. Они скупали вещи на местных рынках, развозили и разносили по всей Руси. Так складывалась производственная специализация сельских местностей, так возникали сельские кустарные промыслы. С развитием торговли крестьяне все больше втягиваются в мелкотоварное производство, чему отдают время, свободное от полевых работ и праздников. При выборе промысловых занятий они останавливаются прежде всего на таких промыслах, для которых сырой материал находится в их собственном хозяйстве или приобретается дешево, а ''продукты" промысла имеют широкий и скорый сбыт, оборудование обходится без крупных затрат, а техника не требует продолжительной подготовки. Однако распространение кустарных промыслов по территории одного небольшого и однородного по природным условиям района не всегда равномерно. Так при обследовании крестьянских жилищ Дмитровского края (с конца XVIII века Радонежье входило в состав Дмитровской округи, а затем и уезда) в 20-е годы нашего столетия К. А. Соловьев отмечает "экстенсивность" в сельскохозяйственном отношении северной части края, земли которого ранее принадлежали монастырю, но зато наличие здесь большого количества кустарных промыслов, в то время в южной части - барской - наблюдалось почти полное их отсутствие. Здесь мы имеем дело с особенностями различных форм землевладения. В XIV веке на севере Московского княжества наряду с великокняжескими и боярскими возникают владения монастырей. Основанный в Радонежской волости в начале княжения Великого князя Семена Ивановича монастырь, "вь имя святыа Троица нареченный", после Преставления его основателя и игумена Преподобного Сергия постепенно становится "основной экономической силой района". В отличие от близлежащего Хотьковского Троицкий монастырь уже с раннего периода своего существования принимает общее житие. "Общежительный монастырь, - поясняет В. О. Ключевский, - это монашеская община с нераздельным имуществом и общим хозяйством, с одинаковой для всех пищей и одеждой, с распределением монастырских работ между всей братией". "Ничто не считать своим, но все иметь общее - главное начало общежития". Автор "Жития Сергия" Епифаний сообщает о том, что Преподобный Сергий: "...разделиша братию по службам: ового келара, ового же повара, иным же хлеба реша пещи, иному же больным служити. Приложили же и то никому же ничто же не дрьжати отнудь - ни мало ни много, ни своим звати, но вся обща имети". Будучи игуменом Преподобный собственным примером являл "образ бывая стаду своему учитель и делатель". Помня слова Иоанна Лествичника о том, что: "Свет инокам - ангелы, а свет для всех человеков - иноческое житие... Если же свет сей бывает тьма, то сущие в мире кольми паче помрачаются". Преподобный Сергий стремился к тому, чтобы Маковецкая община стала истинной киновией - "светом миру". Трудные подвиги радонежского игумена не могли остаться незамеченными. Говоря словами Сергеева жизнеописателя: "Прежде бо Сергиа Радонеж не славен бе и не нарочит, но Сергиа ради, живущего в нем, славен бысть". Если до основания обители местность вокруг Маковца была безлюдна "не бе бо окрест пустыня тоя близ тогда ни сел, ни дворов, ни людей, живущих в них; ни пути ниоткуда же, и не бе мимоходящего, ни поспешающего, ни округ места того сь все страны все лес, все пустыня", то по прошествии десятка лет "начаша приходити христиане и обходити сквозе вся лесы оны, и вьзлюбиши жити ту. И множьство людий всхотевше, начаша сь оба полы места того садитися, и начаша сещи лесы оны, яко никому же взбраняющу им. И сьтвориша себе различныя многыя починьци, преждереченную исказиша пустыню, и сьставиша села и дворы многы и насеяша села и сьтвориша плод житен, и умножишася зело, и начаша посещати и учащати в монастырь,: приносяще многообразная и многоразличная потребованиа - им же несть числа". Не оставляли своими вкладами Сергиеву слободку и московские доброхоты. Монастырь постепенно богатеет и распространяется. При преемнике Сергия Никоне Радонежском (1392-1428) монастырь вкладами и покупкою приобретает первые вотчины. В документах того времени на приобретение монастырем новых земель имеются подписи "послухов" - серебряных дел мастера Курило и Васкокрестечника. Это говорит о том, что в первой половине XV века в монастыре появляются единичные мастера-ремесленники, выполняющие на его нужны различные изделия. До нашего времени сохранились остатки церковной утвари XV века сделанной, как предполагают, местными мастерами. Во второй половине XV века в монастыре работают уже целые мастерские ремесленников разных специальностей: серебряных дел мастера, крестечники, токари, ковшечники, ложечники, златописцы, колокольники. Среди мастеров этого времени выделяется фигура инока Амвросия, происходящего из рода Кучецких - владельцев села Морозовское, что находится в четырех километрах от Хотьковского монастыря. Его мастерской принадлежат выдающиеся произведения мелкой пластики и ювелирного искусства, выполненные по заказам троицкого игумена Вассиана Рыло. С расширением владений монастыря его хозяйственная деятельность распространяется за монастырскую ограду, которую в XVI сменяют каменные крепостные стены. Многочисленные монастырские службы переносятся в окружающие монастырь села и слободы. В Служней слободе и селе Клементьево "на троицкое дело" работают: иконники, крестечники, серебряники, олифленники, токари и судописцы, ложечники и ларечники, а также плотники и санники, тележники и колесники, кузнецы и портные, сапожники и неводники, рыболовы, воловики, хлебники, повара и другие. Ремеслом занимались либо безземельные крестьяне-"бобыли", т. е. непашенные крестьяне, предпочитавшие ремесло хлебопашеству, либо штатные монастырские служебники и "детеныши", вовсе не имевшие своего хозяйства и получавшие от монастыря как ремесленные заказы, так и заработанное жалование, по большей части натурой. Образцами для троицких ремесленников служили, в большинстве случаев, изделия столичных мастеров, поступавшие в монастырь в качестве вкладов. Здесь необходимо пояснить, что в Древней Руси называлось слободой. По мнению исследователей в XIV-XV вв., слободами ("свободами") назывались поселения зависимых от феодала производителей, которые за предоставленные им льготы и выгоды в отношении повинностей и несения "тягла" осваивали пустующие местности. Как отмечает Н. И. Костомаров: "В XVI-XVII вв. на Руси встречались слободы трех родов: служилых людей, промышленников и, наконец, вообще поселян, пользующихся льготами". Так как эти льготы "давались обществам, деятельность которых посвящена была определенно каким-нибудь особым занятиям, то за такими обществами преимущественно удерживались названия слобод". "По большей части они находились близ городов и составляли предместья посадов, если под городом находился посад". Есть и другое - местное - значение этого слова, которое отмечал К. А. Соловьев в уже упоминаемом нами исследовании: "Жилище крестьян Дмитровского края". Дмитров. 1930. Жители Дмитровского края в XIX веке называли слободой "порядок или сторону улицы", связывая это понятие уже с пространственно-планировочной структурой поселения. После окончания польско-литовской интервенции, в течение которой Троице пришлось выдержать шестнадцатимесячную осаду, в монастыре и под его стенами разворачивается строительство, поддерживаемое многочисленными вкладами и пожертвованиями. Восстанавливаются разоренные и возникают новые подмонастырские слободы: Верхняя и Нижняя Служние, Стрелецкая. Пушкарская, Поварская, Иконная, Тележная, Конюшенная. Отстраивается и село Клементьево. Расположение села на оживленной дороге из Москвы до "Студеного моря" и многочисленные льготы способствовали развитию торговли. Сюда еще в XVI в. переведена из Радонежа традиционная ярмарка, которая к XVI веку получила широкую известность. По писцовым книгам 1684 года в селе Клементьево числилось 894 человека мужского пола, что превышало численность мужского населения таких городов, как Переславль-Залесский и Ростов Великий. Жители села занимаются кроме торговли обслуживанием многочисленных паломников, приток которых значительно возрастает со второй половины XVII века. Посещают монастырь и простые люди и царские особы. Останавливаясь во время богомольных походов к Троице в Клементьеве они покупают детям "калачи, орехи, ягоды, морковь и репу", а также "потешные возки, деревянных коней и птичек". Увеличение числа богомольцев, стекавшихся со всей России, повлияло на характер местного ремесла, которое, стремясь удовлетворить запросы широких слоев, теряет высокие профессиональные качества и становится близким народному творчеству. Возросший спрос на "троицкие" изделия ведет к расширению границ г промысла. Вероятно с XVII века изготовлением деревянных резных изделий начинают заниматься крестьяне принадлежавшего монастырю села Богородское, находящегося недалеко от Троицы. Предприимчивость, умение организовать работу, проявлявшиеся в условиях экономической свободы, превращали монастыри в образцовые хозяйства, вызывавшие восхищение мирян. Эти качества отличали хозяйственную деятельность монастырей и в своих вотчинах. Отчасти, может быть, поэтому в них рано возникали ремесла. Монастырские крестьяне, сравнительно с барскими, пользовались большими льготами, о чем свидетельствует рассказ одного из них, приведенный в той же книге К. А. Соловьева: "Нам, монастырским, жилось лучше, монастырь не гонял ни на какую полевую работу. Барские нам завидовали. Подать, оброк заплати, вроде налога, и больше ничего не знаешь". О более высоком материальном положении бывших монастырских крестьян, по мнению Соловьева, говорят и "реликтовые" бытовые памятники, которые смогли дожить до 20-х годов нашею столетия, и более высокая плотность населения на бывших монастырских землях, а также культурная и психологическая развитость крестьянства. С наступлением XVIII века по экономической самостоятельности монастырей наносятся существенные удары. Так, в 1697 г. указом Петра I под государственный контроль было взято хозяйство архиерейских домов и монастырей, монастырям запрещается строительство. В 1701 г. восстановлен упраздненный еще в 1667 г. Монастырский приказ, в ведение которого переходит управление всеми церковными вотчинами и распоряжение сборами и нарядами с них. "Деятельность приказа" привела церковное хозяйство к крайнему расстройству. Архиерейские дома скудели из года в год, монастырские строения разваливались без поправки, в вотчинах от непосильных сборов резко сокращалось число дворов".

"Хотьковский вестник" №23 1993

Версия для печати
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
ЕФИМ ДОРОШ. АРХАНОВО (ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК) ЧАСТЬ1.
СЕРГИЙ - "ПАТРОН" ЦАРСТВА МОСКОВСКОГО. ЧАСТЬ1
СЕРГИЙ - "ПАТРОН" ЦАРСТВА МОСКОВСКОГО. ЧАСТЬ4
СЕРГИЙ - "ПАТРОН" ЦАРСТВА МОСКОВСКОГО (1547 - 1721). ЧАСТЬ2
ХОТЬКОВСКАЯ ВОЛОСТЬ В ЦИФРАХ:МОЛОДЫЕ КУСТАРИ
ЛЕТОПИСЬ ПОКРОВСКОГО ДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ (ХРОНИКА БЕДСТВИЙ). ЧАСТЬ3.
ЕФИМ ДОРОШ. АРХАНОВО (ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК) ЧАСТЬ3.
ГОРОДОК - ПЕПЕЛИЩЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
ВЕНЕДИКТ ЕРОФЕЕВ: В АБРАМЦЕВЕ БЛАГОДАТЬ
ЕФИМ ДОРОШ. АРХАНОВО (ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК) ЧАСТЬ2.
 
 
Rambler's Top100
 
Наверх страницы