Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Статьи, очерки, воспоминания о Хотькове, Абрамцеве, Радонеже -Есть в Хотькове монастыре.....

Дата добавления:21.08.2006

ЕСТЬ В ХОТЬКОВЕ МОНАСТЫРЕ...

Есть в Хотькове монастыре места, особенно хранимые сестрами. Одно из них -старое монастырское кладбище. Оно пока не приведено в порядок, многие надгробия утеряны, но те, что остались, говорят о многом. Вот надпись на одном из них: "На сем месте погребено тело преставившиеся рабы Божией из дворян девицы схимонахини Марии Васильевной Салтыковой, которая родилась в 1766 году в майе в 30 день вступила в женскую Хотковскую обитель 1843 года в майе месяце и в оной пострижена во иноческий образ и в схиму и от сея временыя в Вечную жизнь преставилась 1844 года сентября 22 день в 9 часов утра тезоименитство ея июля в 2 день а жития в сем мире было 78 лет 22 дни и 19 часов. ЕСТЬ В ХОТЬКОВЕ МОНАСТЫРЕ...  О.М. Салтыкова, Е.В. Салтыков Господи Боже создателю нашему прими дух ея с миром в отеческие руки твои и упокой душу ея во Царствии твоем небесном уготовленном всем любящим тя прославляющим Пресвятое имя твое Идеже Ты сам царствуешь во веке веков аминь. Во блаженном Успении вечный покой подажде Господи усопшей рабе твоей девице схимонахине Марии и сотвори ей Вечную память". Здесь, на старом монастырском кладбище, покоится прах тетки русскою писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, который и сам и с родителями, и с братьями и с сестрами не единожды бывал и в Троице, и в Хотькове. Михаил был шестым ребенком в семье: у него было три сестры Надежда (1818), Вера (1822), Любовь (1823) и два старших брата Дмитрий (1819), Николай (1821). После него появились на свет Сергей (1829) и Илья (1834). "Я вскормлен молоком крепостной кормилицы, - писал Михаил Евграфович впоследствии, - воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем. Детство и молодые годы мои были свидетелями самого разгара крепостного права. Оно проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольною массою, но и во все формы общежития. С недоумением спрашиваешь себя: как могли жить люди, не имея ни в настоящем, ни в будущем иных воспоминаний и перспектив, кроме мучительного бесправия и, к удивлению, отвечаешь: однако же жили". Отец его, Евграф Васильевич Салтыков, владея родовым имением Спасское, женился поздно, но на богатой невесте. Мать Ольга Михайловна, дочь московского купца Михаила Петровича Забелина, вышла замуж пятнадцати лет. Но, несмотря на свою молодость, проявила такую силу характера и властность, что вскоре подчинила себе не только детей, но и собственного мужа - столбового дворянина. И если у матери писателя была цель расширить и укрепить имение (в этом она проявила удивительную энергию - распродавала невыгодные дальние деревеньки и худосочные земли, приобретала новые, вела оживленную и разнообразную торговлю - в Москве, Талдоме, Троице и Хотькове, благоустраивала свое Спасское, то Евграф Васильевич часто я подолгу отсутствовал в Спас-Угле, посещая Святые места России, занимался благотворительностью, помогая храмам и монастырям род Салтыковых с XVI века был связан с Троицким и Хотьковом монастырями). В мае 1844 года Михаил Салтыков окончил Царскосельский (Александровский) лицей в Петербурге, в котором обучался с 1838 года. Он уже знаком с Виссарионом Белинским, с Кетчером, пишет стихи, бывает на собраниях петрашевцев. Лето Михаил провел в Спасском, вместе с родителями в августе побывал в Хотькове, где в молитве и делах пребывала монахиня Мария (Салтыкова). И какое же удивительное соединение живых с мертвыми. В сентябре того же, 1844 года, когда Михаил Салтыков уже в Петербурге и служит в канцелярии военного министерства, схимонахиня Мария преставилась ко Господу. И те благодатные дары, которыми она обладала, та любовь к людям и терпение, без которого невозможно никакое иночество, передались племяннику. Знание истинного духа христианства, осмысление его, понимание того, что самый "вещественный" из трудов, облагорожен своим духовным смыслом - это завет схимонахини Марии своему племяннику. "Вновь и вновь поднимайся, - ее любимые слова. - Дрова ли рубишь, землю роешь в саду, комнату ли метешь, хлебы ставишь в печь, входишь в сделки с мирянами, иногда даже споришь и ссоришься с ними, при всех этих трудах вовсе не духовного свойства, тебе ежеминутно присуща мысль; мой простой труд нужен обители, обитель нужна Церкви, ибо монастыри суть звезды Церкви, от которых далеко льется свет на весь Православный мир". Думаю, что поэтому столь конкретны и злободневны труды великого русского писателя Салтыкова-Щедрина и в "Современнике", и в "Отечественных записках", но всегда и во всем он помнил слова сурового аносинского Устава, сказанные ему схимонахиней Марией: "От послушания не отказываются, какое бы оно ни было".

Е. АНИКЕЕВ. "Хотьковский вестник" №17 1993

Версия для печати
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
Радонеж, Белые Боги. Православие и язычество
СЕРГИЙ - "ПАТРОН" ЦАРСТВА МОСКОВСКОГО. ЧАСТЬ4
ЕФИМ ДОРОШ. АРХАНОВО (ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК) ЧАСТЬ1.
СЕРГИЙ - "ПАТРОН" ЦАРСТВА МОСКОВСКОГО (1547 - 1721). ЧАСТЬ2
БОЙЦЫ ВСПОМИНАЮТ...
В. ЕРОФЕЕВ: МОСКВА - ХОТЬКОВО НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ПОЭМА
ХОТЬКОВСКАЯ ВОЛОСТЬ В ЦИФРАХ:МОЛОДЫЕ КУСТАРИ
ЕФИМ ДОРОШ. АРХАНОВО (ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК) ЧАСТЬ2.
ЛЕТОПИСЬ ПОКРОВСКОГО ДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ (ХРОНИКА БЕДСТВИЙ). ЧАСТЬ3.
СЕЛЬСКИЕ КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
 
 
 
Наверх страницы