В четырех верстах от древнего Ростова Великого уединенно расположилась небольшая обитель во имя Святой Троицы - Варницкий монастырь. Благочестивые наши предки построили его, чтобы увековечить в памяти грядущих поколений Родину великого подвижника земли Русской - преподобного Сергия Радонежского.
Это, было поместье знатных и благородных ростовских бояр Кирилла и Марии. Тут они и жили, предпочитая уединение среди сельской природы суете жизни княжеского двора. Впрочем, Кирилл состоял на службе у ростовских князей, был очень близок к ним и не раз сопровождал их в Золотую Орду. Он владел достаточным по своему положению состоянием, но, по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.
Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Говоря о них, преподобный Епифаний Премудрый замечает, что Господь, благоволивший воссиять на земле Русской великому светильнику - преподобному Сергию Радонежскому, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножалась похвала и рожденного и самих родивших во славу Божию. Праведность их была известна не тольку Богу, но и людям. Строгие блюстители всех церковных уставов, они помогли бедным.
Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына - будущего основателя Свято-Троицкой Лавры, преподобного Сергия.
Задолго до рождения сего младенца дивный Промысл Божий уже дал о нем знамение, как о великом обраннике Божием и святой отрасли благословенного корня. "И совершилось некое чудо до его рождения, - сообщает преподобный Епифаний Премудрый, - случилось нечто такое, что нельзя молчанию предать. Когда ребенок еще был в утробе матери, однажды - дело было в воскресенье - мать его вошла в церковь, как обычно, во время пения святой литургии. Но стоя с другими женщинами в пригворе, а когда должны были приступить к чтению святого Евангелия и все люди стояли молча, тогда внезапно младенец начал кричать в утробе матери, так что многие ужаснулись от этого крика - преславного чуда, совершившегося с этим младенцем. И вот снова перед тем, как начали петь Хирувимскую песнь, внезапно младенец начал вторично кричать в утробе, громче, чем в первый раз, так что во всей церкви разнесся голос его, так что и сама мать его в ужасе стояла, и женщины, бывшие там, недоумевали про себя и говорили: "Что же будет с этим младенцем?" Когда же иерей возгласил: "Вонмем, Святая святым!" - младенец снова, в третий раз, громко закричал". Всегда преданные воле Божией и внимательные к путям Провидения, Кирилл и Мария восприняли это как предуказание Промысла Божия.
После такого происшествия мать сделалась необыкновенно внимательна к своему духовному состоянию. Всегда имея в мыслях, что она носит во чреве младенца, который будет избранным сосудом Святого Духа, Мария тщательно соблюдала душу и тело в чистоте, сторогом во всем воздержании.
Кирилл и Мария видели на себе великую милость Божию. Их благочестие требовало, чтобы одушевляющие их чувства благодарности к благодеющему Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в каком-либо особенном обете. А что могло быть приятнее Господу, как не крепкое сердечное желание и твердая решимость оказаться достойными Его милости? И вот праведная Мария, подобно святой Анне, матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание: "Если родится у нас мальчик, дадим обет принести его в церковь и отдать его Благодетелю всех Богу". Это значило, что они сделают все, чтобы на их будущем дитяти исполнилась воля Божия, совершилось о нем предопределение Божие, на которое они уже имели некоторое указание. "О вера славная! - восклицает Епифаний Премудрый, повествуя о духовном настрое Кирилла и Марии. - О любовь благая! Еще до рождения ребенка обещали родители привести его и отдать Дарователю благ Богу, как в древности сделала Анна пророчица - мать Самуила пророка".
3 мая 1314 года в доме боярина Кирилла была великая радость и веселье: ему с Марией Бог дал сына. Праведные родители пригласили своих родных и знакомых разделить с ними эту радость, и все благодарили рога за сию новую милость, явленную семье благочестивого боярина.
В сороковой день по рождении родители принесли младенца в церковь, чтобы совершить над ним Крещение. Благоговейный иерей по имени Михаил, нарек имя младенцу Варфоломей, и когда он вынул ребенка из купели, то "осененный Духом Божественным понял, что сосудом избранным будет этот младенец". Благословив дитя и его родителей, служитель алтаря Христова сказал: "Не скорбите о нем, но, напротив, радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы".
Мария стала замечать в младенце нечто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясной пищей, младенец не брал сосцов ее. То же повторялось по средам и пятницам. Мария стала еще строже соблюдать пост и совсем оставила мясную пищу.
Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте. Наши благочестивые предки всегда смотрели на обучение грамоте, как на дело священное: грамота давала ключ к чтению и разумению Божественных Писаний. Школы грамотности, которых было немного в то время, учреждались попечениями духовенства. Вместе с Варфоломеем учились и два брата его: старший - Стефан и младший - Петр. Братья учились успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, родители уговаривали. Однажды Варфоломей был послан отцом в поле искать лошадей. В поле он увидел незнакомого святолепного старца и сказал ему, что желает научиться грамоте. Старец сотворил прилежную молитву, затем вынул из кармана небольшой ковчежец и подал Варфоломею частицу просфоры, после вкушения которой отрок получил способность к учению. По просьбе Варфоломея "чудный старец" посетил его дом и благословил родителей, Кирилла и Марию. С этого времени Варфоломей без затруднения стал читать книги и понимать все написанное в них.
Отрок под руководством своих родителей возрастал годами, исполнялся разумом и добродетелью. Сердце его горело любовью к Богу, он находил высшее наслаждение в молитвенной беседе с Богом, поэтому он постоянно посещал храм Божий.
Но не в Ростовской земле суждено было Промыслом Божиим воссиять сему благодатному светильнику, а среди дремучих лесов Радонежских, чтобы светить оттуда и всей земле Русской. Когда Варфоломею было около 15 лет, родители его из Ростовского княжества переселились в Московское княжество г. Радонеж.
В то время на Руси распространен был обычай принимать иночество под старость. Так поступали простецы, князья и бояре. Согласно этому благочестивому обычаю Кирилл и Марию в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским. Утружденные болезнями, скорбями и старостью схимники-бояре недолго потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу.
Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг иконами Божие матери "Одигитрия" и Святителе Николая Чудотворца.
Отдавая последний долг сыновней любви, Варфоломей неотлучно провел в Хотьковском монастыре сорок дней, поминая новопреставленных родителей и раздавая милостыню нищим. Затем, предоставил наследство, оставшееся после родителей, младшему брату Петру, oн поспешил на подвиги в удаленно от жилищ человеческих пустынно место и, подражая древним подвижникам, построил здесь себе келлию и часовню. Здесь Варфоломей был пострижен в монашество с именем Сергий и прославился, как основатель Свято-Троицкой Лавры.
Мощи преподобных схимонах. Кирилла и схимонахини Марии неизменно находились в Покровском соборе, даже после его многочисленных реконструкций и постройки нового храма на месте древнего. Около мощей читали неусыпаемую, псалтырь и служили панихиды.
В трудное для русского народа и Святой Церкви время не раз проявлялось ходатайство пред Богом за своих земных собратий преподобного Сергия Радонежского и его родителей - схимонаха Кирилла и схимонахини Марии.
Так, например, в 1770-1771 годах Россию постигло одно из важнейших народных бедствий. Страшная болезнь - моровая язва губила население разных городов и сел нашего отечества и достигнув Москвы, истребила здесь множество народа.
В Хотьковском Покровском монастыре молитва родителям преподобного Сергия постоянно читалась и переписывалась: она была "составлена в 1771 году во время смертоносной язвы для чтения на "Славах" в неусыпаемой Псалтири при гробе святых родителей преподобного Сергия Чудотворца, схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Читалась она с августа до декабря месяца. И молитвами угодников Божиих от оной язвы избавлена вся обитель. И от иных стран с верою приходящие к ним для моления во время моровой язвы служили молебны Тихвинской Богоматери, прилагая молитву сию преподобным". Упоминаемая в этой записи святыня Хотьковского монастыря - чудотворный список Тихвинской иконы Богоматери - находилась в трапезной Покровского собора, возле гробов родителей преподобного Сергия.
Во время эпидемии холеры в 1848 году Тихвинскую икону с молебным пением обносили по всем келиям и ни одна из сестер не подверглась болезни. С конца мая до октября в Хотькове во множестве стекался народ из окрестных деревень помолиться пред иконой Богоматери. Пред нею постоянно совершались молебные пения и всенощные бдения, заканчивавшиеся панихидой по родителям преподобного Сергия.
Монастырская летопись сохранила рассказы (после 1771 и 1848 годов) об избавлении обители от холеры покровительством Матери Божией и молитвами преподобного Сергия и его родителей. В 1871 году совершался крестный ход из Лавры с иконой преподобного Сергия, написанной на его гробовой доске. В конце мая образ носили по окрестностям на особом катафалке; вторично икона была изнесена из Лавры в конце июля. "Наша обитель, - рассказывает в летописи хотьковский священник Вознесенский, - в оба посещения его (образа преподобного Сергия) удостоилась с иконами и хоругвиями при сонме всех монашествующих и обитательниц монастыря встретить его, сопровождаемого многочисленным народом... Обитель наща была избавлена, как и в прежнюю холеру, от эпидемии заступлением Пресвятой Богородицы, преподобного Сергия и родителей его. Ни одна сестра, несмотря на большое стечение богомольцев, среди коих были и зараженные больные, не была подвержена заразе".
В том же году прекратился в окрестностях падеж лошадей, постигший ближайшие селения одновременно с холерой.
Сила заступничества преподобного Сергия и его родителей проявилась и в чудесных событиях, происходивших у мощей схимонаха Кирилла и схимонахини Марии.

"Церковная летопись Покровского Хотькова девичьего монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Хотьковский протоиерей Алексий Лебедев повествует об одном из таких чудесных исцелений. Дочь крестьянина алатырского уезда Симбирской губернии Татьяна Ивановна страдала тяжелой болезнью после падения в детстве в реку. Она болела двенадцать лет в 1868 году под Светлое Христово Воскресение ее жестоко обидел брат, приказав вынести больную на праздник в скотное помещение по причине зловония, исходящего от язв на ее теле. Когда она со слезами на глазах заснула, ей представилось, что пред ней стоит седенький старичок в мантии с согбенной головой и сказал ей: "Не плачь, не скорби и не ропщи, а благодари и молись Богу, и призывай преподобного Сергия и Кирилла и Марию", - и, благословив ее, стал невидим". С этого момента началось ее исцеление. Едва девица стала ходить, она по совету добрых людей пошла на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру и в Хотьковский Покровский монастырь. В Хотькове она приложилась к мощам преподобных Кирилла и Марии и получила полное исцеление. Она осталась в монастыре навсегда и была всю жизнь совершенно здорова, только быстро уставала при тяжелой работе. Многочисленные чудеса у мощей родителей преподобного Сергия Радонежского совершались и в последующие времена и совершаются в настоящее время.
Почитание родителей преподобного Сергия - схимонаха Кирилла и схимонахини Марии - непосредственно связано с Троице-Сергиевой Лаврой. "Свидетельства церковного предания об их святости многочисленны, они восходят еще к XVI веку. Уже в лицевой Житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами".
Память родителей преподобного Сергия совершалась в Троице-Сергиевой Лавре и Хотьковском Покровском девичьем монастыре 28 сентября и 18 января.
Предание говорит о том, что преподобный Сергий дал заповедь
- "прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом". Все предпринимающие путешествие для богомолья в Троицкую Лавру поставляют долгом - вследствие завещания Преподобного - предварительно посетить Хотьковский Покровский монастырь и поклониться гробницам его родителей. Богомольцы, шедшие из Владимирской и Ярославской губерний, нередко проходили мимо святой Лавры, чтобы исполнить этот обычай, и уже из Хотькова возвращались к священным стенам славной Сергиевой обители. "Обычай трогательный: чтобы угодник Божий услышал молитву, чтобы милостиво принял, пришельца под своим благодатным покровом, сей пришелец сначала идет поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы, как бы с напутствием от самых праведных родителей".
В XIX веке почитание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии распространилось по всей России. В сознании нашего народа было зримым и ощутимым духовное общение великого угодника Божия с его праведными родителями - смиренными схимниками, которых он похоронил в Хотьковской обители и "на могилку которых, по преданию народному, нередко хаживал при своей жизни из своей пустынной тогда обители". Богомольцы покупали как в самой Лавре, так и в Хотькове образки, на которых преподобный Сергий изображен молящимся у гроба своих родителей, с кадилом в руке. Это
- память о его сыновьей любви к родителям, которым он послужил до самой блаженной кончины.
Имена схимонаха Кирилла и схимонахини Марии были занесены в списки местночтимых святых подвижников благочестия Северо-восточной Руси. Об этом свидетельствуют и агиографы: архиепископ Казанский и Свияжский Дмитрий (Самбикин), поместивший их Житие в "Месяцеслове святых", изданном в 1878 году, и архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский), поместивший имена родителей преподобного Сергия в "Полном месяцеслове Востока" т. 2, изданном в 1901 году.
Молитва родителям преподобного Сергия - схимонаху Кириллу и схимонахине Марии, по благословению Святейшего Синода Русской Православной церкви, неоднократно издавалась (последнее издание - в "полном сборнике молитв Спасителю, Пресвятой Троице, святым угодникам Божиим и бесплотным силам").
10 июля 1981 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, было установлено празднование Собора Радонежских святых б (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
Схимонах Кирилл и схимонахиня Мария находятся в списке Собора Радонежских святых, и молитва помещена в июльской Минее, изданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1988 году.
В 1989 году Покровский храм был возвращен верующим. Возобновилась литургическая жизнь храма. "Возрождается угасший на время древнейший очаг, русской духовности, вновь зажжена свеча преподобному Сергию и его благочестивым родителям. Возобновлено празднование памяти схимонахов Кирилла и Марии - 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Снова служатся панихиды у их мощей и после каждой службы звучит молитва родителям преподобного Сергия Радонежского".
В 1989 году Духовный собор Троице-Сергиевой Лавры выразил желание в связи с многочисленными просьбами "церковной общественности содействовать Всероссийскому прославлению местночтимых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии". 17 ноября наместник архимандрит Феогност и Духовный собор Лавры в рапорте на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена изложили свою просьбу: "С сыновней любовью обращаемся к Вам, Ваше Святейшество, и просим о прославлении во всех пределах Русской Православной церкви чтимых в Московской земле святых и праведных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии с установлением их памяти на 28 сентября. Они возрастили и чрез них Бог даровал земле Русской собирателя Руси и победителя агарян преподобного Сергия Радонежского. Местночтимое почитание праведных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, святость и сила их молитв засвидетельствованы в сознании богомольцев веками".
16 июня 1990 года Духовный собор Троице-Сергиевой Лавры постановил: "Просить Его Святейшество; Святейшего Патриарха Алексия Второго с сыновней любовью о прославлении святых и праведных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии".
"Хотьковский вестник" №10 1992