Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Художественные ремесла и промыслы Радонежья, резьба по дереву, кости, абрамцево-кудринская резьба, работы В.П. Ворноскова.
1 2 3 4

Дата добавления:22.08.2006

Художественные ремесла и промыслы Радонежья

Свидетельством организаторских способностей и высокого авторитета как мастера резьбы может служить рост его влияния на складывающийся художественный промысел. В тридцать лет - время творческого расцвета, мастер создал в Кудрине (1906) учебную мастерскую, которую закончило 30 мастеров. Те в свою очередь организовали собственные артели в своих деревнях. Эта была главная, вторая волна подготовки мастеров и окончательного утверждения промысла абрамцево-кудринской резьбы как самобытного явления народного искусства Подмосковья. 900- е годы - время формирования В.П. Ворносковым собственного характера резьбы. Введенный им в производство новый вариант рельефной резьбы с заоваленным контуром и углубленным, нередко фактурно разделанным "канфаренным" (набойка гвоздиком) фоном, органично вырос из многовековых традиций русской резьбы. Её обогатили простые и остроумные способы отделки - протравы морилками разных оттенков, от темно-коричневого до золотистого, и последующей полировки. Орнаменту "кудринка" присуща мягкость очертаний лапчатых растений, поначалу и наивная архаичность изображений птиц и зверей. Но существуют они не сами по себе, а в растительном мире. Их собирает в компактные группы непрерывное, волнообразное движение растительных побегов. Некоторые видят безусловное родство искусства абрамцево-кудринской резьбы с кистевой росписью, прежде всего с хохломской. Самое главное у них - сходное понимание поверхности предмета как единого декоративного простора. Покрывающий её растительный узор, подчиняясь пластике формы, все-таки по-своему её организует. В токарных и резнодолбленых - он подчеркивает сочные объемы круглящихся поверхностей. В столярных смягчает их жесткую конструктивность, перетекая с одной на другую плоскость.

Другое открытие В.П.Ворноскова - создание мелкой пластики как особого направления в кудринской резьбе. Его творческую фантазию поразило случайно увиденное изображение резной из дерева птицы.

Артель столяров у дома В.П. Ворноскова в Кудрине. Фото 1925г.
Артель столяров у дома В.П. Ворноскова в Кудрине. Фото 1925г.
Сделанный им вариант "Зимородок" увлек новизной пластических задач. Его опыты прошли этап фантастических зверей, рыб и птиц модерна, экзотических зверей (тюлени, верблюды и др.) и снова возвратились к народному примитиву. Звери и птицы не только украшают крышки шкатулок и пеналов, но и сами могут быть шкатулками. Им присуща острая пластическая характеристика. Марочнице - коробочке для марок, придан силуэт льва с поджатыми лапами и цилиндром округлой гривастой головы. Хвост - одновременно замаскированная ручка крышки пенала. Плоские боковые стенки на тулове закрыты сеткой мелкой резьбы - простые лунки скобчатого узора создают фактуру шкуры. Пятипалые листочки на торцах цилиндра передают эффект прядей на гриве. Поверхность округлой, почти цилиндрической шкатулки "Свинка с поросятами" сплошь заполнена разлапистыми веточками с крупными ягодами. Не случайно она сделана в то время, когда благодаря матрешке многопредметность, как принцип создания комплектов получил широкое признание.
Члены ахтырско-кудринской артели. Фото 1930гг. с. Ахтырка
Члены ахтырско-кудринской артели. Фото 1930гг. с. Ахтырка
В пластической характеристике поросят особенно сказалась наблюдательность сельского жителя.

Велик вклад мастера в утверждении абрамцево-кудринской резьбы как основого вида декорирования в самых разнообразных видах изделий. Он прекрасно находил меру гармоничного соответствия орнаментальных композиций с размерами самих предметов. В украшении относительно небольших токарных чаш, ваз и блюд, долбленых ковшей и братин, столярных шкатулок и пеналов растительный узор либо опоясывает вьющимся побегом изделие по периметру, либо вырастает из его основания. В декорировании крупных столярных работ резной узор является небольшим акцентом, подчеркивающим красоту больших открытых поверхностей мореной древесины. Прекрасных декоративных эффектов он достигал разнообразными способами отделки, отдавая предпочтения тем единственно верным концентрациям окраски или морения, полировки или вощения, которые выявляют скрытый в белой древесине естественный узор. Наряду с привычными для дерева теплыми тонами морения от коричневого до золотистого, он ввел в традицию серебристо-серые и целую гамму зеленовато-оливковых оттенков. Одной из особенностей работ первой четверти XX века было сохранение шелковистой и чуть шершавой фактуры поверхности древесины, когда лаком или воском только закрепляли окраску, предохраняли дерево от загрязнения. Он любил и сильный контраст шелковистой поверхности дерева с полированными мотивами рельефного узора. Благодаря иллюзии таинственной глубины цвета, подчеркнутой ореолом бликов, резной узор приобретал особую пространственность. Работа В.П. Ворноскова в Научно-исследовательском институте художественной промышленности в конце 30-х годов поставила мастера в исключительные условия. Он выполнял здесь наиболее сложные заказы и вместе с тем получил возможность реализовать жестко ограниченные рамками технических возможностей задания, облагораживая их своими художественными идеями в виде конкретных образцов для освоения в конкретных артелях. Свидетельством тому - уникальная коллекция работ мастера в Музее народного искусства, в том числе десятки работ последнего периода. Громадный практический опыт, великолепное чувство материала позволяли "команде Ворносковых" осуществлять сложные проекты. К ним относится монументальный портал "Пограничники", созданный к выставке народного творчества 1937 г. в Третьяковской галерее. Ворносковы, как и мастера других промыслов, обрамляли своими работами входы в соответствующие залы выставки.

Ученики В.П. Ворноскова организовали свои маленькие предприятия. В Хотьковском округе появились поначалу небольшие артели: в Хотькове (1910), Мутовках (1918), Куприне (1921), Левкове (1931), с.Ахтырке (1932). Позднее они объединились в Ахтырскую объединенную артель (1936, 1940), преобразованную в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий(1960)теперь ТОО "Народное искусство".

Уже к 60-м годам на фабрике сложился интересный коллектив резчиков. Основное стилистическое направление искусства резьбы определяла Т.В. Альхимович, главный художник, долго проработавшая "под рукой" у старых мастеров, среди которых она всегда упоминает М.В.Артемьева, А.И.Гуляева, много раскрывших ей в понимании искусства растительного узора, особенностей композиции. Для зрелого искусства Тамары Владимировны свойственна удивительно тщательная моделировка мотивов, как бы "вычеканенная" и выглаженная мягкая поверхность. Она работала в период усиления давления иностранного заказчика "по каталогу", что требовало неукоснительной идентичности тиражируемой вещи опубликованному образцу.

Усиление пресса внутренней торговли, директива всемерно удешевлять продукцию неизбежно била по художественному качеству резьбы. Если лучшие работы требовали набора инструмента до 35 стамесок, то к 80-м годам в "массовке" обходились тремя - пятью. Практика, разрушающая процесс творчества любого народного мастера, сохраняется до сих пор: нормативные документы, что давали "допуски" в доли миллиметров, как при машинной обработке металла, после длительной борьбы отменены, но начали действовать экономические законы рынка. Возможно, благодаря этому точность и выверенность даже свободного растительного узора стала характерной особенностью стиля так называемых авторских или "творческих работ" 70-х. Коллектив, несмотря на затянувшееся "школярство", сохраняя уровень исполнительного мастерства, стремился уйти от засушенности типовых композиций, в которых постепенно добивались самой возможности варьирования, столь свойственной искусству народного промысла вообще и человеческой природе любого мастера, в частности.

Тамара Владимировна Альхимович, замечательный резчик, вложившая много сил в формирование стиля 50-70-х гг., стиля тщательной резьбы, вводила в него и изображения архитектуры, людей, органично соединяя их с четко выполненным растительным узором.

Тамара Владимировна Альхимович. Ведущий художник-мастер на Хотьковской фабрике художественных изделий Фото 1980 года.
Тамара Владимировна Альхимович. Ведущий художник-мастер на Хотьковской фабрике художественных изделий Фото 1980 года.
В начале 50-х годов, в период пышности и помпезности в искусстве, она создала большую и типичную для своего времени работу "Большой театр". В клеймах по краям блюда - сцены из русских опер и балетов на темы сказок А.С. Пушкина ("Сказка о рыбаке и рыбке", "Руслан и Людмила") и Ершова ("Конек-горбунок"), по центру - Большой театр в широком лавровом венке. В творческих работах она не отходила от избранного направления, всегда неожиданно аранжировала в технике абрамцевско-кудринской резьбы и удачно перекладывала на художественный язык поразившие её темы, традиционные формы иных видов русского народного искусства. Определенным явлением стали её декоративные блюда 70-х гг., посвященные русским художественным промыслам.

Совремнная история хотьковского резного промысла, существовавшего на фабрике "Народное искусство", полна драматизма. К началу 90-х годов в результате приватизации он сворачивается. Лучшие резчики "уходили на улицу". Коллекция ассортиментного кабинета, где сосредоточены образцы резных работ начиная с 30-х гг., была свернута. Фабрика ненадолго становится товарной базой мануфактурного производства расписной матрешки в сопредельных районах Московской, Владимирской и отчасти Ярославской областей. Представляемые на Территориальный художественно-экспертный совет работы новоявленных кустарей были невысокого художественного качества. Ориентация арт-рынка 90-х годов на дешевую продукцию оказалась губительной для хотьковского промысла. Варианты матрешек-"подбутыльников" с дорогой абрамцево-кудринской резьбой, аккуратно заполненные растительным узором, не выдерживали конкуренции. Кризис больнее всего ударил по направлению высокохудожественных работ. Но это только выявило сложность проблемы дальнейшего развития искусства абрамцево-кудринской резьбы в современной русской культуре. В нашем обществе в соответствии с усилением "цивилизационного давления" распространилось представление о народном искусстве, как ярком средоточии праздничности, причем обязательно обряженном в националные одежды.

М.В. Ворносков, правнук знаменитого резчика. Продолжатель традиций абрамцево-кудринской резьбы.
М.В. Ворносков, правнук знаменитого резчика. Продолжатель традиций абрамцево-кудринской резьбы
Это для любого общества было дорогим удовольствием. Слой потребителей, состав которого еще недавно определялся государственной поддержкой в виде закупок для международных выставок, для коллекций ведущих музеев, ушел в прошлое вместе с сформировавшей его политической системой. Современные "новые русские" не готовы воспринимать традиционное искусство, чтобы вкладывать в него средства.

Предыдущая страница

1 2 3 4

Версия для печати
 
 
 
Наверх страницы