Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Художественные ремесла и промыслы Радонежья, резьба по дереву, кости, абрамцево-кудринская резьба, работы В.П. Ворноскова.
1 2 3 4

Дата добавления:22.08.2006

Художественные ремесла и промыслы Радонежья

После очередной смены хозяина хотьковской фабрики освободившиеся площади заняло выгодное поточное производство модных евроокон. В бывшем красном уголке работало несколько молодых женщин, оперативно и технично резавших простенькую "кудринку" на серийной продукции - токарных коробочках, поставцах и солонках, полуфабрикат которых, как многие кустари Подмосковья, покупали у нижегородцев на Измайловском оптовом рынке. Тогда и начался новый тип взаимоотношений промысла с обществом - велась подготовка новой коллекции резных изделий, которую предполагалось пустить в серию в 1995-96 гг.
Б.Я. Семеньков, мастер-резчик. В своем творчестве продолжает линию сложившегося мастерства В.П. Ворноскова, традиций его растительного орнамента.
Б.Я. Семеньков, мастер-резчик. В своем творчестве продолжает линию сложившегося мастерства В.П. Ворноскова, традиций его растительного орнамента.
Она должна была заменить дискредетировавшую себя на арт-рынке упрощённую "кудринку". Такой непривычный для хотьковской фабрики, "европейский" подход предусматривал сохранение тайны, разработку принципиально нового ассортимента и проведение в нужный момент презентации нового направления резных изделий. Коллекция ориентировалась также на токарные формы Измайловского рынка, что дешевле, чем восстановление собственного производства. А главным видом декорирования была избрана геометрическая резьба.

Несмотря на крайне неблагоприятные условия, абрамцево-кудринская резьба живет в творчестве ушедших "на вольные хлеба" художников. На выставках всегда демонстрируют свое искусство хотьковские мастера.

Благородное искусство резьбы по кости переживало в послевоенное время подъем. В Хотькове оно существует со времени организации художественно-промысловой артели "Народное искусство" в 1947 г. С гордостью тогда говорили о том, что "маленький город становится новым центром старинного промысла". Умело поставленное производство с самого начала ориентировалось на использование нового оборудования. Хотьковские мастера одними из первых осваивали возможности бормашины. Артель "Народное искусство" стала своего рода учебным центром для новых производств в других местах России, где "хотят научиться создавать художественные изделия из материалов, которые стоят очень дешево и имеются всюду в большом количестве". В то время считали естественным обучение своих мастеров в другом промысле, спокойнее смотрели на использование чужой художественной традиции, по мере возможности адаптируя её к особенностям своего производства.

За подготовкой художников-резчиков и одновременно созданием нового, отличающегося от других центров косторезного дела, асортиментом изделий следили ведущие московские резчики М.Д. Раков и С.П. Евангулов, первый замечательный мастер ажурной резьбы, а второй - резной скульптуры.

К.Г. Зорилов, мастер декоративной скульптуры, один из первых резчиков по кости в Подмосковье.
К.Г. Зорилов, мастер декоративной скульптуры, один из первых резчиков по кости в Подмосковье.
В Загорске еще в конце 30-х годов была ученическая группа, где В. Логинов, Ф. Мозиков, К. Зорилов, Цирульников изучали резьбу по кости. И когда возникла необходимость готовить мастеров косторезного дела, то первый набор учащихся в Абрамцевской профтехшколе учил В.Е. Логинов. Впоследствии он стал мастером косторезного цеха.

Не имея местных предшественников в обработке кости, коллектив промысла, естественно, опирался на особенности искусства косторезов русского Севера и Сибири, на работы мастеров монастырских мастерских в Сергиевском Посаде. За полвека здесь сложились собственные традиции. Они во многом определялись материалом - цевкой, костью крупного рогатого скота. Распиливая кость на тонкие пластины, узкие и короткие, толщиной в четыре - пять миллиметров, они умело набирали объемные формы. Из них изготавливали не только плоскостные предметы - миниатюрные панно, настольные экраны, но и женские украшения, скульптуру. При работе с пластинами благодаря особым приемам резьбы достигалось впечатление большей глубины и соответственно - большей толщины массива кости. Специфически "хотьковский" декоративный эффект создавала тонкая сетка ажурного растительного узора. Открытые поверхности заполнялись гравированным и подкрашенным узором. Здесь использовали северную традицию шкатулок и ларцов, оклейных и наборных из ажурных пластин. Самобытной особенностью хотьковской резьбы по кости является сочетание её с деревом, перламутром и эбонитом. Мастера резали курительные трубки и мундштуки.

Особенно органично сочетание красивой текстуры древесины с костяными вставками. Характерным примером является шкатулка "Мичурин" работы В.Е. Логинова. Корпус шкатулки из теплой древесины груши - хороших пропорций параллелепипед с красивыми профилями выступающей крышки и подставки.

Нож для резки бумаги. Работа хотьковских косторезов конца 40-х годов 20 века.
Нож для резки бумаги. Работа хотьковских косторезов конца 40-х годов 20 века.
Декоративные вставки созданы с соблюдением канона ретроклассицизма. Прямоугольник вставки обрамлен тонким профилем. В центре в широком венке основной сюжет - тонкого рельефа портрет или фигура, по краям ажурная сетка из ветвей, плодов и листьев.

Среди таких произведений привлекает выполненный коллективно корпус для настольных часов "Сбор урожая", шкатулки "Фигуристы" Д. Скубенко, "Юные мичуринцы" Ю. Строганова, "Сбор винограда" М. Дроздовой.

Применение твердой древесины самшита, как материала для узорных накладных пластин на деревянных изделиях, открыло путь особому направлению в хотьковской резьбе по дереву.

Наиболее привлекательной остается миниатюрная анималистическая скульптура. В ней преобладают сказочные сюжеты.

Декоративный экран 'Сергий Радонежский' работы Н.Н. Саломакина. Конец 90-х гг. Кость мамонта.
Декоративный экран 'Сергий Радонежский' работы Н.Н. Саломакина. Конец 90-х гг. Кость мамонта.
В.Е. Логинов и К. Г. Зорилов создавали декоративную скульптуру по мотивам басен и сказок, отдавая предпочтение ловкой лисичке - "Лиса и журавль", "Ворона и лисица". Назидательной сентенцией, к сожалению, актуальной в наше время, наполнено художественное решение чернильного прибора Ф. Мозикова на тему русской сказки "Вершки и корешки". Мужик и медведь с лопатами в руках обсуждают условия сделки, а вокруг стоят голые деревья и сучковатые кусты. Предмет "джентльменского" договора - крышки чернильниц в виде торчащей части репок с роскошной ботвой.

Ассортимент артели в конце 40-х гг. отличался завидным разнообразием. Но основой был мелкий, ходовой товар, который пользуется спросом до сих пор - точеные бусы, кулоны и броши, пряжки, пуговицы и резные гребни. Только для изготовления пуговиц, среди 25 видов которых различались рельефные с ажуром и просто ажурные, требовалось высокое мастерство резчика. В каждой воспроизведены прихотливые узоры звездочек и снежинок, нежные лепестки цветов.

Икона 'Сергий Радонежский' работы О.Н. Саломакина. Конец 90-х гг. Кость мамонта.
Икона 'Сергий Радонежский' работы О.Н. Саломакина. Конец 90-х гг. Кость мамонта.
Особенности требований к пуговицам - сохранение единого размера в данном типе, идентичности резного рисунка как в отдельном комплекте, так и во всей серии, - привел к разделению процесса их изготовления. Поэтому заготовку делали одни, наносили рисунок "елочки", "петельки" или "подснежника" , просверливали в ней отверстия для лобзика и пропиливали основные контуры - другие. Косторез завершал работу, превращал заготовку в законченную вещь, создавая затейливый ажурный орнамент красивого рельефа. Работы ведущих мастеров 60 - 70-х гг. К.Г. Зорилова, Б.Я. Денисова, Н.Х. Касимова, П.К. Ротина, Ю.С. Чурилова представляли искусство косторезов на выставках, хранятся в музеях (МНИ, СПГИХМЗ, ГМЭ и др.) В 80 - 90-е гг. усиливается интерес к традиционным формам искусства. Лучшие резчики, в том числе отец и сын Саломакины, А. Овчинников, Ю. Костиков внимательно изучают особенности православной традиции. Появляются циклы, связанные с жанрами подарочного яйца, дарохранительницы, резной иконы. Помимо канонических изображений святых осваиваются строгие формы шрифтов. Эти произведения отличаются неоправданной сухостью и старательной точностью.

В середине 90-х гг. одной из последних попыток сохранения на промысле резьбы по кости было создание небольшого участка, где несколько косторезов "гнали" выгодный ассортимент. Предпочтение отдавалось бижутерии. Преобладали сквозной резьбы и миниатюрной цветочной росписи серьги, кулоны, заколки для волос. Сами мастера, кроме того, резали шахматы и скульптуру, причем тематика соответствовала широкому спектру вкусовых предпочтений заказчиков, вплоть до композиций эротического свойства по знакам зодиака. Естественно, что с появлением на рынке традиционного сырья, дорогой слоновой и мамонтовой кости, меняется характер работ, возвращается богатство пластических решений, столь для них естественное. О существовании искусства резьбы по кости в Хотьково свидетельствует участие хотьковского мастера на Всероссийской художественной выставке "Россия-IX" (Москва, Большой Манеж, 1999 г.). Были показаны работы профессионального резчика по кости, члена Союза художников Ю. Хмелевского - скульптура "Иконописец", плакетка-икона "Святой образ" и изображение экзотической зверюшки броненосца, давно привлекавшего художника.

Пасхальное яйцо работы Ю.Костикова. Конец 90-х годов. Кость мамонта.
Пасхальное яйцо работы Ю.Костикова. Конец 90-х годов. Кость мамонта.
Более двадцати лет отошедший от педагогической деятельности, он полностью отдался творческой работе. Хотьковская резьба по кости, несмотря на свойственные нашему времени сложности, развивается как самостоятельное художественное явление.

Большинству приверженцев искусства русских художественных промыслов Хотьково открывается через уникальное художественное училище, имеющее более чем столетнюю историю. Сейчас оно известно как Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова. Символично, что один из наших живописцев-сказочников, воспевший окрестную землю, как хранительницу пейзажей самых лиричных русских сказок, заслуженно стал символом этого учебного заведения.

Предыдущая страница

1 2 3 4

Версия для печати
 
 
 
Наверх страницы