Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Художественные ремесла и промыслы Радонежья, резьба по дереву, кости, абрамцево-кудринская резьба, работы В.П. Ворноскова.
1 2 3 4

Дата добавления:22.08.2006

Художественные ремесла и промыслы Радонежья

После того как усадьбу Абрамцево в 1918 г. превратили в музей-заповедник, столярная мастерская стала Школой кустарного ученичества. В 1922 г. в Хотькове была открыта для беспризорников другая Школа кустарного ученичества. На их основе в 1930 г. была создана профтехшкола, получившая название "Абрамцевская". В соответствии с местной ремесленно-художественной традицией готовили резчиков и токарей по дереву, столяров-краснодеревщиков, а с 1947 г. - резчиков по кости.
Выпуск учащихся Абрамцевской профтехшколы 30-х годов.
Выпуск учащихся Абрамцевской профтехшколы 30-х годов.
Школа непосредственно работала с художественным промыслом, была его составной частью, подготавливая мастеров-исполнителей, овладевших особенностями местной художественной традиции резьбы.

В связи с активизацией производства художественных промыслов России возникла потребность не только в увеличении выпуска резчиков, но и в расширении специализации, повышения уровня их квалификации. На базе школы в 1957 г. был создан техникум - Абрамцевское художественно-промышленное училище. Базовыми профессиями квалификации "художник - мастер" до сих пор остаются художественная обработка дерева, камня и кости (традиционная резьба, столярка, токарка, скульптура, архитектура малых форм, дизайн утилитарно-художественных изделий и др.), художественная обработка металла (чеканка, ковка, литье, ювелирное дело, художественная эмаль и пр.), художественная керамика (керамическая посуда, игрушка и скульптура, декоративные изделия, архитектурные формы и пр.), художественная роспись (декоративная роспись, прежде всего по фарфору).

Александр Алексеевич Топорков, член союза художников СССР. Старейший преподаватель АХПУ. Окончил Срогановское художественно-промышленное училище. По его инициативе в 1957 году на базе профтехшколы создано специальное учебное заведение - Абрамцевское художественно-промышленное училище.
Александр Алексеевич Топорков, член союза художников СССР. Старейший преподаватель АХПУ. Окончил Срогановское художественно-промышленное училище. По его инициативе в 1957 году на базе профтехшколы создано специальное учебное заведение - Абрамцевское художественно-промышленное училище.
В училище сложился опытный педагогический коллектив, в котором в разные периоды работали преподаватели и художники А.А. Топорков, А.И. Алтухов, М.Ф. Крестьянинова, М.В. Розанова, М.А. Гаврилюк, А.И. Тоншина, И.Г. Аникеева, В.Г. Николаев, Ю.В. Андреев, М.И. Моисеев, Ж.И. Кумпан, Л.В. Новихина, Г.М. Омельченко, В.И. Полин, В.И. Лящук, Ю.И. Булыгин, А.А. Колотилов, Л.Л. Лехова, Л.Н. Большакова, Е.С. Галуева, А.Н. Петров, ГЛ. Дегтярев, В.Ф. Лемешек, А.Т. и А.А. Дроздовские, Г.М. Еськин, В.П. Синявин, В.А. и Л.Г. Ермиловы и многие другие. Более 30 лет колледж возглавлял заслуженный учитель РСФСР ЮЛ. Цыпин, сейчас руководит коллективом заслуженный учитель России Л.Д. Дымент.
Диплом, выданный Хотьковской учебной мастерской за участие в выставке 1927 года.
Диплом, выданный Хотьковской учебной мастерской за участие в выставке 1927 года.
Из стен училища вышло несколько поколений художников, которые самоотверженно возрождали угасавшие промыслы, способствовали развитию местных традиций. Хорошей адаптации молодых специалистов в производственных условиях способствует вся система обучения. Практическую подготовку получают в экспериментальных учебно-производственных мастерских. Учебные и творческие задания обязательно чередуются с созданием оригинальной продукции для ведущих магазинов и салонов Москвы.

Прекрасным собранием раритетов Абрамцево-кудринского промысла и квалификационных работ студентов укомплектован кабинет художественных образцов, для солидности его называют "Музеем училища".

Педагогический коллектив училища.
Педагогический коллектив училища.
В нем более двух тысяч уникальных произведений, отражающих особенности понимания русских традиций на протяжении более 100 лет. По эскизам В.М. Васнецова, В.П. Ворноскова в XIX- начале XX веков сделаны отдельные предметы мебели и небольшие изделия. Визитной карточкой кабинета стала входная резная дверь с изображением семьи совушек, изготовленная местными мастерами по проекту Е.Д. Поленовой. Но в основном демонстрируются дипломные проекты. Большинство из них отражает бережное отношение к народному искусству. Немало оригинальных находок - от собственной трактовки традиционной формы в отдельном предмете и её аранжировки в целом комплекте, до создания новых типов изделий. В них виден активный поиск современных по назначению вещей, соответствующих изменяющимся условиям быта и особенностям применения предметов. Студенты переходят от единичных предметов - декоративной пластики, блюд и панно, ваз и ковшей, ларцов и шкатулок, солонок и пряничных досок, к более сложным задачам решения ансамбля, например, к многопредметным вещам наподобие матрешки и ансамблям малой и детской мебели, выполненным из разных пород дерева с применением традиционных способов декорирования и отделки: резьбы и росписи, инкрустации и простой многоцветной окраски. Самые разные способы художественной обработки кости, от архаичных приемов с помощью простых резцов - "клопиков" до новейшей бормашины, оклейные работы и скульптурную резьбу демонстрируют в своих произведениях юные косторезы, умело обрабатывая и раскрывая скрытую красоту не только благородной слоновой косточки , зуба кашалота и бивня мамонта, но и простой цевки - "скотской" как говорят в Якутии, и "животной кости" - у русских мастеров. Изысканная ажурная резьба придает вид драгоценностей не только серьгам и кулонам, но и крохотным игольницам, наборам шахматных фигур и столь традиционным ларцам и шкатулкам. Камень привлекает разнообразием фактур и сложным рисунком и цветом поверхности: разнообразны наборные панно-картины, резная скульптура и светильники из мягких уральских пород. В ювелирных изделиях оригинально обработанный камень органично объединяется металлической оправой.

Имеется в коллекции практически полный набор основных видов художественной обработки металла - образцы хорошей ковки - светцы и дверные приборы, каминные наборы, чеканные, гравированные, с насечкой или золотой наводкой блюда и панно, яркие россыпи перегородчатой эмали, предметы для стола и украшения в древних техниках скани с зернью.

С ростом мастерства студенты стремятся решать более сложные художественные и чисто технические задачи, делают крупные вещи и целые ансамбли, сочетают простой металл с деревом - ларцы, дарохранительницы, двери и пр. Нередко такие комплексы оформления интерьеров колледжа делают целые бригады, специалисты в обработке применяемых материалов. Коллекции кабинета образцов являясь уникальным собранием, последовательно, а с 50-гг. практически без перерывов, раскрывают развитие педагогических воззрений педагогов, отражают в ярко выраженных образах изменение общественных потребностей, художественных вкусов. Они - прекрасный источник комплектации отечественных и международных выставок.

Андрей Владимирович, внук В.М. Васнецова, действительный член Академии Художеств, с учащимися колледжа
Андрей Владимирович, внук В.М. Васнецова, действительный член Академии Художеств, с учащимися колледжа.
Экспозиция доступна для "организованного посетителя", она открыта как для специалистов, так и для горожан, гостей города, области и нашей страны.

Народный художественный промысел - это не только фабрика, монопольный владелец традиции, где собранные за забором рабочие изготавливают резные, выдержанные в едином, "апробированном стиле" столярные и токарные изделия, а явление более широкое. Его основа - "живая традиция", творческий потенциал людей и производственные возможности территории, независимо от того, кому принадлежат её составные части, самому мастеру как "носителю традиции" и физическому лицу или предприятию, учреждению, училищу. "Овеществленной частью традиции" являются материализованные результаты творческого труда мастеров, в первую очередь произведения, созданные их личным и коллективным трудом, радующие людей, хранящиеся в музеях, кабинетах образцов, мастерских и в домашних собраниях. Поэтому имя промысла всегда равнозначно имени его родной земли. При его упоминании сразу возникают яркие образы - череда типичных форм предметов, характерные резные узоры и обжитые холмистые пейзажи Хотькова с заповедными лесами.

Предыдущая страница

1 2 3 4

Версия для печати
 
 
 
Наверх страницы