Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Сергиево-Посадский район в годы ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - хроника событий, судьбы людей и селений Радонежья - Сергиево-Посадский район (Загорский) в период войны
1 2 3 4

Дата добавления:22.08.2006

Сергиево-Посадский район (Загорский) в период войны

22 июня 1941 года. Вероломное нападение гитлеровской Германии на Советский Союз прервало мирную жизнь страны. За годы Великой Отечественной войны Загорским и Константиновским военными комиссариатами в Вооруженные Силы страны на фронт было призвано более 30 тысяч человек. Военкоматы работали круглосуточно, отправляя на фронт тысячи мобилизованных и добровольцев. На фронт отправляли автомобильный и гужевой транспорт, продовольствие, теплые вещи. Добровольцами на фронт ушли 2 142 человека. Война - мужское дело, но очень многие девушки приходили в военкоматы с просьбой отправить их на фронт. Около четырех тысяч девушек были направлены в армию. Так, трикотажницы проводили добровольцев А. Трофимову, М. Цыганкову, Н. Борисову, Т. Киселеву, А. Ритт, А. Огареву, Н. Сатарову. Н. Борисова была дважды тяжело ранена, а А. Ритт погибла в бою.

Уже на третий день войны главный инженер горкомхоза Н. А. Виноградов и техник Н. А. Бакеев получили распоряжение возглавить работы по подготовке временного аэродрома в районе Угличского шоссе для посадки военных самолетов. Трое суток от 300 до 500 женщин и подростков работали, не покладая рук. Второй аэродром был построен близ деревни Благовещенье.

Загорский батальон народного ополчения, включающий ополченцев Хотькова и Константинова, был направлен на формирование 8-й дивизии народного ополчения Краснопресненского района Москвы (с 26 сентября 1941 года - 8-я стрелковая дивизия). Дивизия была сформирована 3 - 6 июля 1941 года из рабочих и служащих комбината "Трехгорная мануфактура", заводов "Красная Пресня", "Пролетарский труд", лакокрасочного, вагоноремонтного имени Памяти революции 1905 - 1907 годов, коллективов профессорско-преподавательского состава и студентов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, юридического института, Московской консерватории имени П. И. Чайковского, артистов Театра Революции и других, а также батальона народного ополчения Пролетарского района Москвы и семи батальонов народного ополчения Московской области: трех батальонов Коломенского и по одному батальону Солнечногорского, Ногинского, Загорского и Подольского районов.

Ополченцы из среды колхозного крестьянства были представлены в дивизии в основном из Солнечногорского и Загорского районов. Командиром дивизии был назначен комбриг Д. П. Скрипник, комиссаром - аспирант МГУ, батальонным комиссаром - М. И. Лазаренко, начальником штаба - полковник Ф. П. Шмелев.

Город Сергиев-Посад. Мемориал с вечным огнем
Город Сергиев-Посад. Мемориал с вечным огнем
В середине июля 8-я дивизия народного ополчения выбыла в район Волоколамска. Здесь бойцы занимались боевой подготовкой, дивизия доукомплектовывалась, завершала свое формирование. Боевая подготовка сочеталась с инженерно-саперными работами. "Примерно часов восемь рыли окопы, - вспоминал впоследствии бывший командующий 33-й армией генерал-майор Д. П. Онуприенко, - часов шесть занимались боевой подготовкой". Практически бойцы и командиры дивизии народного ополчения готовились к схватке с врагом днем и ночью. Главное внимание обращалось на тактику встречного и оборонительного боя. Основными звеньями боевой и политической подготовки были взводы и роты. Командирами их были запасники, не имевшие достаточной теоретической военной подготовки, необходимого боевого опыта. На обучение ополченцев отводилось ограниченное время, так как большая его часть шла на сооружение оборонительных рубежей. Преодолевая невероятные трудности военного времени, ополченцы настойчиво овладевали военным делом. Ополченцы были недостаточно вооружены и слабо обучены, но это был важный боевой резерв, используя который, командование укомплектовало три общевойсковых объединения: 32-ю и 33-ю общевойсковые армии, а также Московскую зону обороны, две дивизии народного ополчения (всего их было 15) получила 24-я общевойсковая армия.

С начала сентября дивизия держала оборону в районе Дорогобужа в составе 32-й армии Резервного фронта под командованием генерал-майора С. В. Вишневского. После прорыва противником обороны 19-й армии под командованием генерал-лейтенанта М. Ф. Лукина 8-я стрелковая дивизия была переброшена в район восточнее Ельни и 4 октября 1941 года вступила в бой на участке Лозино, Белый Холм, Уварово. Жаркая схватка завязалась за деревню Лозино. Здесь упорное сопротивление врагу оказали бойцы и командиры 1303-го стрелкового полка, командиром которого был подполковник А. И. Худобин, а комиссаром А. А. Федосеев. Отличились в бою воины 1-го батальона полка. Смелым и инициативным организатором обороны был начальник штаба батальона капитан П. И. Сараев. Почти шесть часов его батальон отражал численно превосходящего в живой силе и технике противника. Ополченцы стойко и мужественно защищали обороняемый ими район. Они не только смело отражали атаки, но и сами нередко переходили в контратаки.

Город Хотьково. Памятник,
в честь жителей, погибших
на полях сражений
Великой Отечественной войне
Город Хотьково. Памятник, в честь жителей, погибших на полях сражений Великой Отечественной войне
Так действовали ополченцы 1301-го стрелкового полка, которым командовал полковник А. Я. Потапов. Отразив 4 октября атаку гитлеровцев в районе деревни Зубово, подразделения перешли в контратаку и выбили немцев из этого населенного пункта.

В полдень один из батальонов полка был выведен в резерв дивизии. Гитлеровцы, обнаружив это, усилили натиск на боевые позиции полка. Им удалось прорвать передний край и вклиниться в глубину обороны. Вскоре противник вышел к штабу полка, создав угрозу его окружения. Чтобы отбросить врага, полку нужны были резервы. Но их не было. Больше того штаб полка, не имея связи ни со штабом дивизии, ни со своими подразделениями, оказался в чрезвычайно трудном положении. Командиры штаба и бойцы комендантского взвода полка заняли круговую оборону и отразили все атаки неприятеля. Бой длился до позднего вечера. К исходу боя в полку осталось 350 человек. Почти в полночь наступило временное затишье. Использовав перерыв в сражении, полк отошел к деревне Уварово.

На помощь полку спешили подразделения 1299-го стрелкового полка. К утру 4 октября они находились на марше из Дорогобужа в Белый Холм. В пути подразделения полка подверглись сильному танковому удару врага. Потеряв значительную часть в живой силе и технике, остатки 1299-го стрелкового полка также отошли в район деревни Уварово. Туда же к исходу 4 октября отошли и подразделения 1303-го стрелкового полка. Здесь, в районе деревни Уварово, дивизия разделилась на два сводных отряда. Первый отряд, при котором находились штаб и политотдел дивизии, состоял из подразделений боевого обеспечения и остатков 1301-го стрелкового полка. Основу второго отряда составили остатки 1303-го стрелкового полка. Первый сводный отряд к утру 6 октября вышел к деревне Коробец. Выбив гитлеровцев из деревни, ополченцы отошли к деревне Кувшиново, где соединились с другими частями отходившей 24-й армии Резервного фронта. У деревни Кувшиново по распоряжению штаба армии отряд занял оборону.

Вскоре противник бросил на боевые позиции отряда крупные силы пехоты и танков. Начался тяжелый бой в окружении. К вечеру танковым подразделениям противника удалось расчленить отряд на отдельные изолированные группы. Практически отряда как боевой единицы не стало. Большинство ополченцев, в том числе и загорчан, погибли на поле боя, немногие вышли из окружения, другие укрылись в лесах или оказались в немецко-фашистском плену. Второй сводный отряд дивизии из района деревни Уварове направился к деревне Никольской. Деревня уже была занята врагом. После короткого ночного боя советские воины, уничтожив вражеский гарнизон в Никольской, двинулись на юго-восток от Вязьмы, к деревне Церковщине. Под Церковщиной этот отряд провел последний крупный бой. Его бойцы в этом бою уничтожили около 50 гитлеровцев.

В героических боях с превосходящими силами противника дивизия понесла большие потери и в середине октября была расформирована. В июле 1941 года был сформирован Константиновский истребительный батальон. Его командиром был назначен политрук запаса Иван Иванович Рябов, комиссаром - Михаил Григорьевич Кукушкин, начальником штаба - сержант Василий Михайлович Николаев. Батальон состоял из четырех взводов и одиннадцати отделений. Он комплектовался из служащих районных организаций и колхозников без отрыва от их основного производства. Но, начиная с октября, бойцы перешли на военное положение, и батальон базировался уже в селе Константинове. Бойцы проходили общую военную подготовку, готовили истребителей танков. Было создано пять групп содействия численностью 37 человек. Бойцы истребительного батальона задержали 87 человек, трое из них были осуждены как злостные дезертиры. В августе 1941 года был сформирован Загорский истребительный батальон из 540 бойцов. В Загорске и Хотькове было сформировано по одному отряду народного ополчения общей численностью 1018 человек, это старики и молодежь непризывного возраста. Ополченцы охраняли важнейшие объекты, телефонную связь, вели борьбу с провокаторами, паникерами, дезертирами. В конце августа 1941 года бойцы батальона в районе села Константинове обезвредили группу немецких диверсантов из восьми человек, переодетых в форму командиров Красной Армии с документами 23-й танковой бригады. Бойцы Хотьковского отряда народного ополчения возводили оборонительные сооружения близ деревень Озерецкое и Костино в направлении к городу Дмитрову. Активное участие в отряде народного ополчения принимал С. И. Любопытнов, которому в то время исполнилось 53 года, он же был начальником партизанской продуктовой базы, организованной в лесу на случай прорыва врага. В годы войны город Загорск и Загорский район жили под лозунгом "Все для фронта, все для победы!". Трудовой энтузиазм был так велик, что никого не удивляло выполнение дневных заданий на 400, 500 и даже 1000 процентов. Таких называли пятисотниками, тысячниками. Они трудились по принципу: выполнять план не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт. Первой такое почетное звание завоевала бригада комсомолки Фроси Субко на электромеханическом заводе. Фросе была вручена медаль "За трудовое отличие". Работали по 12 часов, сколько хватало сил, без выходных и отпусков, часто ночевали прямо в цехах. Неэвакуированные предприятия, артели и организации выпускали необходимую фронту продукцию - от пуговиц до автоматов ППШ. Кузнецы ковали подковы для лошадей, швейники артелей "Красный швейник" (ныне филиал фирмы "Юность"), имени 20-летия РККА шили белые маскировочные костюмы (более 35 тысяч солдат и офицеров, участвовавших в боях под Дмитровом, были одеты в эти костюмы). Трикотажная фабрика имени Розы Люксембург изготавливала теплые вещи, белье. Завод "Звездочка" выпускал дымовые шашки, оптико-механический - перископы, прицелы, бинокли, в Краснозаводске - снаряды, сигнальные ракеты и другую военную продукцию, завод "Электроизолит" - специальную пленку. Институт игрушки ремонтировал противогазы; игрушечники делали лыжи, ящики, чехлы, фабрики изготавливали ложа для автоматов, взрывчатку. На Хотьковском заводе (под руководством Крестцова) делали снаряды для "катюш". Константиновский райпромкомбинат выпускал тачанки-телеги, которые использовали на бездорожье для подвоза снарядов. Сельские труженики поставляли фронту овечьи полушубки, валенки, сельскохозяйственную продукцию. Огромная нагрузка в годы войны легла на сельское хозяйство, ощутившее острую нехватку рабочих рук. Основная часть техники (парк МТС) и зерно были отправлены для нужд армии. Кроме того, осенью 1941 года был эвакуирован крупный рогатый скот. Мужчины ушли на фронт, их заменили женщины. Они стали председателями колхозов, бригадирами, трактористами, комбайнерами. Были созданы женские бригады. К июню 1942 года поголовье скота достигло 50 процентов довоенного уровня. В 1944 году урожай зерновых вырос на 60 процентов, картофеля - на 109, овощей - на 104 процента против довоенного уровня. С 22 июля 1941 года начались непрекращающиеся массовые налеты вражеской авиации на Москву и близрасположенные города. Поздно вечером жители Загорска услышали сигналы воздушной тревоги. Немецкие бомбардировщики трижды прорывались к городу, сбрасывали смертоносный груз на станции Загорск и Бужаниново, Краснозаводский химический завод и на мосты через реки Воря и Пажа в районе Хотьково. Только одна бомба попала на железнодорожную станцию Загорска: были убиты четыре и ранены десять человек. В других случаях меткий заградительный огонь зенитной артиллерии, находившейся в районах оптико-механического и электромеханического заводов, заставлял фашистских стервятников повернуть назад.

Столица оборонялась огнем зенитной артиллерии, истребительной авиацией и сетью аэростатов воздушного заграждения. В Москве был создан особый фронт противовоздушной обороны. В войска ПВО входили зенитные, прожекторные, аэростатные службы, службы воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), авиационные и другие. Посты этих служб опоясывали Москву, были они и в Загорске, где работали штаб противовоздушной обороны, постоянно действующая оборонная комиссия горсовета и военный отдел горкома партии. На промышленных предприятиях и в учреждениях круглосуточно работали противовоздушные, противохимические и санитарные бригады. В городе и районе была введена светомаскировка, подготовлены бомбоубежища, фасады промышленных зданий и многоэтажных домов были покрыты маскировочной краской, погасли купола церквей. Сверкающее золото Троицкого собора закрыли холстом. Колокольня лавры служила наблюдательным пунктом ПВО.

Чем ближе враг подходил к Москве, тем суровее становился облик Загорска, ставшего осенью 1941 года прифронтовым городом. 23 октября был создан Загорский комитет обороны. Его возглавил первый секретарь городского комитета партии Иосиф Яковлевич Черногоров. Загорский комитет обороны руководил Константиновским, Талдомским, Пушкинским и Дмитровским районами, а также организовывал работу по созданию оборонительных рубежей, готовился действовать в подполье. В лесах заложили тайники с продуктами, большая часть населения готова была уйти в партизаны.

В октябре 1941 года в Загорске был создан строительный батальон, командиром которого был назначен Каратаев, а комиссаром - Можаев. Батальон насчитывал более тысячи комсомольцев и несоюзной молодежи, в основном это были девушки. Батальон строил оборонительные сооружения под Серпуховом и Дмитровом. Газета "Вперед" 16 января 1942 года сообщала: "Ровно 50 дней коллектив батальона сооружал оборонительные линии на подступах к Москве. Самоотверженно работали загорчане... Лучших показателей добились бригады Крутова, Шумского, Кондратьева. В ходе индивидуального соревнования лучших показателей добились Домашева, Хватинин, Ромихин, Березовская, Власова, Кожанов, Брюнцев, Петров, Рычежкин". Загорский комитет обороны призвал все население приступить к сооружению оборонительных рубежей. Около 22 тысяч загорчан - копали рвы и устанавливали надолбы. Вокруг города создавали непроходимые лесные завалы, на улицах устанавливали сваренные из таврового железа и рельсов мощные противотанковые "ежи". На северо-западной окраине рыли глубокие и широкие противотанковые рвы и устанавливали надолбы из бревен. На улицах, дорогах и в скверах было выкопано около 700 щелей и укрытий. Каждый дом готов был дать отпор врагу. Дома вдоль Проспекта Красной Армии, особенно угловые кирпичные, оборудовали под огневые точки с закладкой окон и устройством амбразур. Готовилась к обороне Троице-Сергиева лавра: были расчищены крепостные стены, освобождены от кирпичных закладок бойницы. Было построено 235 огневых точек. В стенах монастыря разместили несколько организаций города, в том числе Загорский комитет обороны; помещения царских чертогов, учебного и библиотечного корпусов духовной академии отвели под госпитали.

Суровая необходимость заставила Загорский комитет обороны принять решение об эвакуации промышленных предприятий, организаций и населения. Станки, инструмент, материалы грузили в товарные вагоны; эшелоны с людьми и оборудованием один за другим отправляли к месту назначения. В наикратчайшие сроки - всего за 83 дня - Загорский оптико-механический завод провел демонтаж и монтаж оборудования. Уже в январе 1942 года в здании Томского университета он начал выпуск продукции для фронта. Электромеханический завод и завод "Красная Звезда" (НИИ прикладной химии) были эвакуированы в Вятские Поляны. Художественные ценности музея-заповедника бережно упаковали и отправили в город Соликамск.

Жители города Загорска, Загорского и Константиновского районов активно помогали фронту. За годы войны они собрали в фонд обороны страны 35 840 предметов теплых вещей и 10 тысяч подарков для бойцов, в свободное от работы время дежурили в госпиталях, принимали и отправляли раненых, шили рукавицы, вязали шерстяные носки, собирали посылки с самыми необходимыми вещами для бойцов, сопровождая теплыми и сердечными письмами с пожеланиями поскорее покончить с фашистскими захватчиками. Многие стали донорами, патрулировали улицы города, стирали, чинили и отправляли на фронт солдатское белье.

Следующая страница

1 2 3 4

Версия для печати
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
О книге Памяти
Битва под Москвой
Сергиево-Посадский район в годы ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - О разделе
Воинские захоронения в Сергиево-Посадском районе
К 70-летию Победы: Наталья Винокурова. Рассказ ветерана
Общие сведения о Сергиево-Посадском (Загорском) районе
Судьбы и лица Войны. Хотьковские ветераны
Сергиево-Посадский район (Загорский) в период войны
Фронтовые письма
 
 
 
Наверх страницы