Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
ЗАЩИТНИК ЛЕНИНГРАДА - Публикации в прессе о Хотькове, Абрамцеве, Радонеже

Дата добавления:31.01.2007

ЗАЩИТНИК ЛЕНИНГРАДА

В календаре 2007 года с разрывом в одну неделю отмечены две особо памятные даты, относящиеся к Великой Отечественной войне - снятие блокады Ленинграда (27 января 1944 года) и завершение знаменитой Сталинградской битвы (2 февраля 1943 года), которые и определили победный путь нашей армии к 9 мая 1945 года. Мы по принятой

традиции в честь этих дат, рассказывали о героических делах наших земляков, их мужестве и героизме на улицах военного Сталинграда и блокадного Ленинграда. Так хотели мы сделать и на этот раз. Но, к сожалению, задуманному нами не суждено было сбыться: постарели крепко оставшиеся участники Сталинградской битвы, война и трудовые послевоенные годы сказались на здоровье героических людей того далекого судьбоносного времени.

Юрий Александрович Цареградский
Юрий Александрович Цареградский
А посему и встретиться с ними нам не удалось. Но мы их помним, благодарим их за то, что силой своего духа и героизмом они подарили нам сегодняшний день. Мы живы благодаря им. Я назову сегодня только четыре фамилии бойцов, сражавшихся под Сталинградом. Их в районе, конечно, больше. Итак, Михаил Васильевич Николаев Герой Советского Союза, кавалер орденов Ленина, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, Красного Знамени, Александра Невского, медалями "За оборону Сталинграда", "За взятие Берлина", "За победу над Германией".

Иван Васильевич Голиков, награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией".

Сергей Никифорович Дрожжечков, награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией".

Анна Моисеевна ТОКАРЬ, награждена орденом Отечественной войны I степени, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией", "За победу над Японией". Все они состоят в ветеранской организации ЗОМЗа.

Конечно, очень жаль, что не удалось встретиться и поговорить с живыми участниками той жуткой войны, когда решалась судьба нашей Родины. Наша задача - запечатлеть для грядущих поколений их имена, их воспоминания, их рассказы о войне. Потомки должны знать правду о войне. А кто кроме ветеранов может сказать правду? Некому! Сегодня и в книгах, и в фильмах, и в рассказах так называемых политологов и историков - несусветная ложь о войне.

В Хотькове, в красивейшем местечке среди стройных елей стоит домик. И живет в нем участник ВОВ, воевавший под Ленинградом, очень известный в районе человек - Юрий Александрович ЦАРЕГРАДСКИЙ. В ноябре 2006 года ему исполнилось 85 лет. Но он своему возрасту не покоряется и ведет активный образ жизни.

ТАЙНАЯ МЕЧТА ЮРИЯ

Есть на берегу Волги небольшой провинциальный город с красивым названием - Юрьевец. Это и есть малая родина Юрия Цареградского. В семье было трое детей - два брата и сестра. Юрий был старший. До армии Юрию пришлось поработать в сплавной конторе, занимался сортировкой леса. Хотя дело и было не из легких, но Юрий не отчаивался, по молодости были и здоровье, и сила. Да и к тому же парень увлекался спортом, участвовал во многих соревнованиях, но больше всего его влекло небо - планерный спорт, парашют. И была тайная мечта - выучиться на летчика. Поехал поступать в Москву в летное училище, но по зрению не прошел. Вернулся домой. А тут как раз началась война и Финляндией.

ПЕРВАЯ БОМБЕЖКА

Военкомат собрал всех 18-летних ребят с города, погрузили их на пароход и - вперед! Замелькали за окном Юрьевец - Кинешма - Москва. С Москвы перебросили в Ленинград. А оттуда с финляндского вокзала ночью в полной темноте марш-бросок до станции Пермяки. Там новобранцев ждали солдатские казармы. Буквально на следующий день финны разбомбили рядом расположенную деревню так, что от нее ничего не осталось, а нашим солдатам дали команду срочно занять железобетонные доты напротив знаменитой линии Маннергейма - мощного укрепления противника. Во время бомбежки финны использовали кумулятивное оружие, от которого все вокруг полыхало, горел даже бетон. Финны были людьми жестокими. Юрий Александрович вспомнил случай, как они заживо сожгли в бане группу наших солдат. Освободить их под сплошным шквальным огнем было невозможно.

ПРИКАЗ - ВСЕ ВЗРЫВАТЬ!

В 8 часов утра 22 июня командир батальона сообщил бойцам, что началась война с Германией. Была дана команда занять доты, стоящие на горе. В душе было, по словам нашего героя, чувство подавленности и опустошенности. Нагрянувшая первая военная зима "подарила" бойцам сильнейшие морозы, а они были одеты в шинели и обуты в ботинки, вооружены винтовками. "Но мы ивановские ребята морозов не боялись", - вспоминает ветеран. Для выполнения задания приходилось пользоваться лыжами. Лыжная подготовка до армии юношам и другим ивановским бойцам очень пригодилась. В первые дни войны к бойцам на заставу приезжали рабочие из Ленинграда. Просили только об одном - держаться до последнего. Вскоре бойцы обнаружили мешки с тяжелым грузом - это был тол. В случае особой опасности предлагалось все взрывать, но не отдавать врагу. А вокруг города копали окопы, траншеи. Ленинград готовился к длительной обороне.

ЕЛИ СТОЛЯРНЫЙ КЛЕЙ

По фронту поползли слухи, что немцы готовятся к химической войне. Нужно было принимать на всякий случай срочные меры. Группу бойцов и командиров, среди которых был и Ю. Цареградский, послали в Ленинград на учебу по химобороне. К этому времени Юрий был уже помощником командира взвода и по званию лейтенант с тремя треугольниками на петлицах. Как-то ему дали увольнение на посещение родственников в Ленинграде. Приехал на Финляндский вокзал, оттуда на Литейный мост и далее на ул. Володарского, где жили родственники. За плечами у офицера был вещмешок с пайком хлеба и сахара. Шел и все время оглядывался - боялся, что мешок отнимут. Навстречу шли малоподвижные, немощные люди, гибнущие от холода и голода, кругом виднелись разрушенные дома, вдали горели Бадаевские склады после бомбежки. Нашел родных. В подъезде почувствовал какой-то странный, тяжелый запах. Дверь открыла родственница тетя Маруся. Ее муж был на фронте. В одеяле на кровати лежал почти, не двигаясь, ее сынишка. Еды у них не было. Юрий все вытряхнул, что было в вещмешке, и хотел дать хлеба мальчику. Но мать не разрешила - если ему дать много сразу хлеба - он может умереть. Она объяснила, что ему можно давать хлеб только крошками. А тяжелый запах шел от столярного клея, который родственники варили и употребляли в пищу.

После войны взрослые умерли, а ребята все-таки выжили.

ДОМОЙ ПРИШЛА ПОХОРОНКА

Еще шла война, а Юрия Цареградского в составе группы из 17 человек направили на учебу в Ташкент. Там попал в разведшколу. После завершения учебы стал контрразведчиком. Принимал участие в борьбе с украинскими националистами, следил за порядком в Селецких лагерях, где были пленные поляки, трудился в Московском военном округе. Было приглашение на работу в МИД в консульский отдел. А домой в это время в родной Юрьевец пришла на него похоронка. Смог вырваться на недельку в отпуск - сколько же было радости, когда увидели Юрия Александровича целым и невредимым (во время финской кампании отморозил только руки). "Сынок, а я за тебя молилась", - причитала мама, вытирая слезы радости на глазах.

Юрий Александрович Цареградский
Юрий Александрович Цареградский

ЛЕС - ЕГО ЖИЗНЬ

Приглашений на работу после войны было много. Но он выбрал профессию на всю жизнь - профессию работника леса. Работая директором Загорского лесхоза, он имел в "хозяйстве" 100 тыс. га леса и в две тысячи человек коллектив. 35 лет своей жизни отдал он лесному хозяйству нашего района. Он и сейчас живо интересуется всеми событиями, связанными с лесхозом. Следит внимательно за работой завода ДСП - это его детище.

Любовь к лесу он привил и супруге, (она проработала в лесном хозяйстве более 25 лет, кандидат наук) и детям (семья у Цареградских богатая - 16 человек!): дочь кандидат наук, ученый - секретарь в институте леса, ее сын работает в Министерстве лесного хозяйства. Растет в семье уже третье поколение - четыре правнучки.

- Как только собираемся дома, - смеется хозяин, - разговоры у нас только на "лесную" тему. И если бы я начал свою жизнь заново, то пошел бы только лесником. Лес - это моя жизнь.

Однажды он был в Ленинграде. Ему очень хотелось побывать на местах боев в годы войны. Но его туда не пустили. А те доты так на горе и стоят до сих пор. Но там запретная зона. И хода туда нет. О чем солдат грустит до сих пор.

Станислав ГУЩИН

"Новое Зеркало" №5, 1 февраля 2007 года.
Версия для печати
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
О Мамонтовых, Абрамцеве и железной дороге
Дряхлость подстанции скорой помощи поражает
Активисты-экологи из Хотькова рассказывают жителям о защите окружающей среды [+Видео]
Закладка мемориала в деревне Ахтырка [Видео]
Бородино в Радонеже
12 лет подвигу ОМОНа
Чиновники Минкульта зашли на заповедные земли
Интервью мэра Риты Тихомировой газете "Вперед"
Об Абрамцеве расскажет NBC
Ежегодный рок-фестиваль "ТвойРок" прошел в Сергиевом Посаде [+Видео]
 
 
 
Наверх страницы