Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
ХОТЬКОВО МОЖЕТ ЖИТЬ СПОКОЙНО - Публикации в прессе о Хотькове, Абрамцеве, Радонеже

Дата добавления:21.03.2007

ХОТЬКОВО МОЖЕТ ЖИТЬ СПОКОЙНО

И в прошлом году, и в нынешнем наша газета не раз и не два писала о проблемах историко-архитектурного музея-заповедника "Абрамцево", возникших после прихода туда на должность директора Алексея Пентковского. Повторяться нет смысла - думается, постоянные читатели "Вперед" и так помнят, что с назначением Алексея Мстиславовича сотрудники музея начали стремительно увольняться, а на территории заповедника стали происходить всевозможные загадочные явления: спиливались деревья, осушались водоемы, нарушилась гидроизоляция стен часовни, а половина главного дома усадьбы вообще осталась без отопления.

Все это вместе взятое не могло не привлечь внимания общественности. Сначала робко и несмело, а потом в полный голос в федеральной прессе зазвучали обвинения в адрес Пентковского. Известные деятели культуры, искусствоведы, историки стали твердить в один голос: "Абрамцево" пора спасать от чересчур ретивого директора. Дескать, еще чуть-чуть, и спасать будет уже нечего.

Надо признать, что сам Алексей Мстиславович от прессы (во всяком случае, местной) никогда не бегал, а пытался максимально четко обозначить свою позицию. И на первых порах его аргументы звучали весьма и весьма убедительно. Мол, пришел новый эффективный руководитель и наводит порядок - разгоняет нерадивых работников, расчищает лес, восстанавливает исторический ландшафт. И, естественно, находятся люди, которым вся эта бурная деятельность не нравится, которым спокойнее жить по старинке и в болоте - они, понятное дело, поднимают шумиху.

Примеров такого рода, когда сложившийся коллектив не принимает разумные инициативы и реформы "варягов" со стороны, в современной России действительно полно. Поэтому объяснения Пентковского вполне удовлетворяли съехавшиеся на шум комиссии федерального уровня. Тем более что дальнейшие планы в отношении Абрамцева, озвученные Алексеем Мстиславовичем, впечатляли всех без исключения. В них значилась не только полная ландшафтная реконструкция заповедника, но и существенное расширение его площади примерно до 450 гектаров. Именно такое количество земли под музей планировали отвести власти СССР в середине восьмидесятых годов прошлого века.

На этот счет даже имеются документы, где прямо указываются предполагаемые границы расширенной территории. Идея "восстановления исторической справедливости" как нельзя лучше располагала к себе всех, кому доводилось беседовать с Пентковским. И ведь действительно - не баню человек собирается строить, не казино и не очередной супермаркет, а радеет, можно сказать, за памятник федерального значения!

И потому мнения на этот счет простых людей высокими чинами из Москвы во внимание не принимались. Что могут понимать простые люди в деле государственного масштаба?

А между тем тревоги и опасения жителей населенных пунктов, расположенных рядом с Абрамцевом, укреплялись с каждым днем. Алексей Пентковский прямо заявлял, что проект, разработанный еще советским министерством культуры и одобренный исполкомом области, должен быть реализован, несмотря на то, что с того момента прошло уже больше двадцати лет. И если точно следовать заложенным в документе нормам, получается, что в Хотькове надо "спилить" лишние этажи с нескольких домов, а пару близлежащих деревень вообще снести с лица земли. Потому что всякое строительство в заповедной зоне запрещено, а в прилегающих к ней местах дома должны быть не выше определенного количества этажей, дабы не портить ландшафт.

На все претензии со стороны населения Пентковский отвечал весьма недвусмысленно: мол, есть житейская логика, по которой сносить вполне еще крепкие дома глупо, но есть и закон, который надо исполнять и который безусловно выше означенной логики. Что же, спорить с этим утверждением глупо, потому что законы исполнять на самом деле нужно беспрекословно. А трактовать законы и выносить обязательные к исполнению решения - прямая обязанность судебных органов.

"Вперед" может с полным правом успокоить жителей деревень Быково и Глебово, запланированных Пентковским "под снос", равно как и обладателей чересчур "высоких" квартир в Хотькове. Их жилища никто не тронет, а все разговоры о "восстановлении исторической справедливости" с недавнего времени относятся к разряду фантастики. Потому что сразу три судьи арбитражного суда Московской области вынесли решения (уже вступившие в силу) по трем абсолютно идентичным делам: признать постановления администрации района о выделении земельных участков близ музея-заповедника законными, справедливыми и обоснованными.

Сами судебные слушания по этому поводу начались с того, что прокуратура Московской области с подачи Алексея Пентковского сочла незаконным выделение нескольких участков земли под строительство гостиничного комплекса "Галерея". В своей мотивации представители "государева ока" исходили именно из тех самых документов советской эпохи, которые относили спорные участки к территории музея-заповедника "Абрамцево".

Здесь надо сделать небольшое пояснение. И в СССР, и в современной России для того, чтобы присвоить какой-либо территории статус заповедной зоны, недостаточно одного лишь решения, пусть даже и одобренного на самых "верхах". Последнее звено цепочки, по которой проходят соответствующие документы, - занесение данных о смене статуса в земельный кадастр. До тех пор, пока этого не сделано, процедура не может считаться завершенной, а земля - заповедной.

Сейчас трудно судить, по какой причине исполком Подмосковья не дал нужного хода бумагам из министерства культуры СССР. Возможно, из-за несовершенства бюрократической машины, а может быть, и из-за того, что некий ответственный товарищ прекрасно понимал всю бессмысленность и ненужность "перекрашивания" столь гигантских земельных угодий в заповедные. Нельзя исключить, что свою роль могла сыграть и принятая в то время правящей партией Продовольственная программа - стране позарез требовалось развивать животноводство и стимулировать хлеборобов, а музеи-заповедники вполне могли и подождать. Словом, точной причины "бумажного непрохождения" установить не получится - в конце концов, их могло быть много.

Но это и неважно. Раз земли не имеют официального статуса заповедных - значит, ни о каких ограничениях на их использование не может быть и речи. Вступившие в силу решения суда только закрепляют ту самую "житейскую логику", против которой протестует Алексей Пентковский. Проще говоря, это значит, что Быково, Глебово и Хотьково могут спать спокойно. Сносить дома и обрезать этажи никто не будет - так решил арбитражный суд Московской области.

Вадим ГРАНЕВИЧ

Газета "Вперед". 21 марта 2007 года.
Версия для печати
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
О Мамонтовых, Абрамцеве и железной дороге
Дряхлость подстанции скорой помощи поражает
Активисты-экологи из Хотькова рассказывают жителям о защите окружающей среды [+Видео]
Закладка мемориала в деревне Ахтырка [Видео]
Бородино в Радонеже
12 лет подвигу ОМОНа
Чиновники Минкульта зашли на заповедные земли
Об Абрамцеве расскажет NBC
Интервью мэра Риты Тихомировой газете "Вперед"
Ежегодный рок-фестиваль "ТвойРок" прошел в Сергиевом Посаде [+Видео]
 
 
 
Наверх страницы