Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Хотьково - история, культура, события, люди, фотографии, документы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Дата добавления:30.11.-0001

Хотьково - история, культура, события, люди, фотографии, документы.

Хотьково занимает площадь в 1080 гектаров. В нем проживает по последним данным более 21 тысячи жителей. Основные крупные предприятия сохранили свой производственный потенциал. Работают заводы "Электроизолит", "Теплоизолит", ЦНИИСМ, НИИЛКП с ОМЗ "Виктория". Самым крупным предприятием является "Электроизолит" ныне акционерное общество.

Н.И. Крестов, директор завода "Электроизолит" в военные и послевоенные годы.
Н.И. Крестов, директор завода

Основание завода "Электроизолит" связано с тем, что в 30-е годы в стране ускоренными темпами входили в строй крупные заводы-гиганты, выпускавшие машины и агрегаты с электромоторами, строились гидроэлектростанции и всем нужны были в большом количестве электроизоляционные материалы, без которых невозможно было развитие электротехнической промышленности. В специальном постановлении Совета Труда и Обороны, подписанном председателем Госплана СССР В.В. Куйбышевым в марте 1933 года, было указано о строительстве электроизоляционного завода в Хотькове. Однако успели только к строительству бараков и электропередачи от Софрино, как стройку законсервировали. Только через три года Наркомат тяжелой промышленности принял решение о необходимости быстрейшего возобновления строительства. Был разработан проект, по которому мощность предприятия в три раза превосходила мощность всех электроизоляционных заводов СССР.

Под производственные корпуса быдо отведено 120 га земли на правом берегу реки Пажа. Трудились на строительстве в основном сезонные рабочие грабари на лошадях. Главным орудием была кирка и лопата.

Газета 'Знамя' завода 'Электроизолит', просуществовала 40 лет.
Газета 'Знамя' завода 'Электроизолит', просуществовала 40 лет.

28 апреля 1939 года был издан указ №1, подписанный первым директором Филипповым. Таким образом, был признан официальный статус ЗЭИМа- завод электроизоляционных материалов. В феврале 1939 года на ЗЭИМ пришел Назаров, которого перед войной сменилМ.И. Коновалов.

В конце 1939 года была выпущена первая продукция-отечественная лакоткань, а ровно через год завод полгостью освоил производство различных видов лакошелка, наладил выпуск лакотканей на хлопчатобумажной основе.

Когда началась Великая Отечественная война, многие электроизолитовцы ушли на фронт, но завод продолжал работать, освоив выпуск военной продукции-лакоткани для самолетов. В конце лета Наркомат электропромышленности дал указание готовиться к эвакуации завода в Петропавловск Казахской ССР и начался демонтаж важнейшего оборудования. В ноябре 1941 года линия фронта приблизилась к Хотькову. Запасы сырья кончились и завод прекратил работу. Последний эшелон ушел с территории завода в декабре этого года. Часть оборудования была законсервирована на месте. В ходе боев конца 1941 - начала 1942 года части Красной Армии, разгромив врага под Москвой, оттеснили его далеко на запад.

Пропиточный цех завода "Электроизолит". Фото 70-х годов.
Пропиточный цех завода

Пришло время восстанавливать эвакуированные предприятия Московского промышленного района Было принято решение о возобновлении производства электроизоляции и на Хотьковском заводе. Сроки были жесткие - к 1 мая 1942 года начать выпуск тонких лакотканей, в которых очень нуждалась оборонная промышленность. Заводу ставилась также задача изготавливать миканитовые изделия, бакелизированную пленку, другие виды изоляции, шедшей на оснастку легких боевых самолетов. Нуждались в электроизоляции танковые, радиотехнические и другие оборонные предприятия. В январе 1942 года директором предприятия назначили Николая Ивановича Крестова, знающего специалиста и хорошего организатора про- изводства, сумевшего в эти тяжелые гoды вывести молодой завод в передовые предприятия.

Значение завода для оборонной промышленности страны в военное время трудно переоценить. В 1943 году предприятию поручили наладить выпуск авиапленки, идущей для изготовления легких самолетов у-2 "кукурузников". Бакелизированной пленкой проклеивались листы фанеры, из которой делались фюзеляж и крылья. Такие самолеты применялись на фронте для связи, разведки, на них доставляли боеприпасы, эвакуировали раненых, применяли в тех случаях, когда другая более тяжелая авиатехника не приносила успехов. у-2 использовались в качестве ночных бомбардировщиков. Они могли бомбить цели с выключенным мотором, планируя. Для детей школьного возраста в 1945 году организован пионерский лагерь. Большим событием стало создание кинозала, оборудованного в помещении пожарного депо. Кресла были сделаны заводскими рабочими из труб и отходов гетинакса. В клубе демонстрировались художественные фильмы, выступала заводская самодеятельность, для детей электроизолитовцев устраивалась новогодняя елка. Большую роль в этих делах играл заведующий клубом В.А. Глухов. Значительно расширился здравпункт на за- воде. В нем проводилась профилактическая и лечебная работа В 1945 году на заводе было всего 20 инженерно-технических работников, с высшим образованием только пять. Рабочие ведущих профессий имели 6-7 классов образования. В 1946 году при заводе открыли школу рабочей молодежи. И в это же время создали доброволюное спортивное общество "Электрик".

В пятидесятые годы, в бытность директором Ю.И. Лебедева, осваивались новые виды электроизоляционные материалов.

Сегодня ЗАО "Электроизолит" представляет собой многопрофильноепредприятие, которое производит почти все виды электроизоляции, применяемые в энергомашиностроении и других отраслях промышленности. Продукция направляется в 15 стран. С 1987 года директором является Ю.И. Лебедев.

Рождение ЦНИИСМ связано с заводом "Электроизолит". В 1958 году правительство СССР поручило Генеральному конструктору ракетной техники С.П. Королеву разработать твердотопливную баллистическую ракету. В США на вооружении уже были подобные средства доставки ядерного оружия со стеклопластиковыми корпусами двигателей, имевшие большие преимущества перед жидкостными ракетами. Ракета разрабатывалась с использованием стеклопластиковых корпусов двигателей, была четырехступенчатой, по четыре двигателя в ступени. В это время завод "Электроизолит" был единственным предприятием в стране, который производил стеклопластиковые электроизоляционные цилиндры по длине ширины полотна стеклоткани. Поэтому постановлением правительства от 20 ноября 1959 года и распоряжением Мособлсовнархоза от 18 мая 1960 года в Хотькове на заводе "Электроизолит" был создан специальный конструкторский отдел (СКО) с опытным участком в цехе #.7. Большими энтузиастами в организации работ по созданию стеклопластиковых корпусов были главный инженер завода В.В. Кудрявцев и назначенный начальником СКО В.И. Смыслов. Через два года распоряжением Совета министров РСФСР от 10 июля 1962 года СКО при заводе "Электроизолит" было реорганизовано в самостоятельное специальное конструкторско- технологическое бюро (ССКТБ), которое подчинялось Мособлсовнархозу. Начальником бюро был назначен Г.К. Суслов, а главным инженером В.И. Смыслов. В те годы научный и технический уровень в стране не позволил создать четырехступенчатую ракету со стеклопластиковыми корпусами двигателей. Однако, используя накопленный опыт, была создана оперативно-тактическая твердотопливная ракета "Темп-С", в которой корпуса двигателей были выполнены из стеклопластика. После удачных испытаний она была принята на вооружение, и ССКТБ в 1965 году постановлением правительства переводится из Мособлсовнархоза в Госкомитет по оборонной технике. Спустя год предприятие приступает к разработке шахтного пускового контейнера из стеклопластика диаметром 2208 мм. Впервые оно выполняет задачу создания корпуса контейнера и одновременно выступает в качестве разработчика конструкции, включая проектирование и расчет, разработку композиционных материалов, технологии производства, выдачи гарантии на эксплуатацию. Большая работа была проведена начальником конструкторского отдела АА. Алямовским, технологического В.С. Авдеевым, исследовательского В.И. Суминовым, испытательного Г.И. Милютиным и начальником цеха А.К. Мироновым. Разработанная конструкция позволила организовать серийное производство контейнера, а пуски ракет показали высокую эффективность стеклопластиковых конструкций в ракетостроении. В 1966 году ССКТБ преобразуется в конструкторско-технологическое бюро (КТБ), а два года спустя на него возлагаются функции головной организации Миноборонпрома по композиционным и полимерным мате- риалам для изделий оборонной техники. Министерство оборонной промышленности уделяет большое внимание развитию предприятия. Строятся инженерно-лабораторный корпус площадью 8000 квадратных метров, административный корпус и уникаль- ная испытательная база. Выделяются средства на жилищное строительство, строительство детских садов и пионерского лагеря.

В.Д. Протасов, директор ЦНИИСМ в 70-90-е годы.
В.Д. Протасов, директор ЦНИИСМ в 70-90-е годы

В 1971 году директором - главным конструктором предприятия назначается В. Д. Протасов, первым заместителем - главным инженером В.И. Смыслов, начальником опытного производства А К. Миронов, заместите- лем директора по строительству Г.К Суслов, заместителем директора по общим вопросам Ф.Ф. Разин. С этого периода значительно увеличивается объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К 1977 году объем научно-исследовательских и опытно-конструктор- ских работ в институте стал преобладающим и вводится должность замес- тителя директора по науке, на которую назначается В.И. Смыслов, а на должность главного инженера - заместителя директора по производству ВА. Барынин. В 1976 году за разработку транспортно-пускового контейнера для ракетного подвижного комплекса "Темп-2С", не имеющего аналогов в ми- ре, предприятие награждается орденом Октябрьской Революции. В 1975 году КТБ разрабатывает первую и вторую ступени двигателей твердотопливной ракеты морского базирования для подводной лодки "Тайфун". Выполняя эту сложную техническую задачу, оно, первое в СССР, освоило производство корпусов двигателей в виде "кокон", научилось проектировать, рассчитывать и мотать корпуса.

Предыдущая страница Следующая страница

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Версия для печати
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
Устав городского поселения Хотьково
Хотьково. Официально
Хотьково. История
 
 
 
Наверх страницы