Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Книга Археология Радонежской земли. Часть 1. В.И. Вишневский. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник.
1 2

Дата добавления:14.07.2009

Археология Радонежской земли. Часть 1.

Археология в музее

Исследование археологических памятников и формирование коллекций древностей - одно из направлений работы Сергиево-Посадского музея-заповедника - последние четверть века осуществлялась постоянно археологической экспедицией музея. Экспедиция стремилась систематически обследовать территорию района и окрестностей, составляя возможно более полный свод археологических памятников и формируя представительную археологическую коллекцию наиболее интересных находок.
В течение ряда лет с 1987 года усилиями археологов института археологии РАН и Сергиево-Посадского музея-заповедника на р.Дубна было выявлено и исследовано несколько десятков новых поселений каменного века. Музейная коллекция мезолитических древностей, ядро которой составляют находки со стоянки Замостье 2, среди которых многочисленные произведения первобытного искусства, является самой представительной в Московской области.
В 1984-1998 гг. было исследовано укрепленное поселение раннего железного века и раннего средневековья на р.Веле у с.Кикино (III-VIII вв.), позднего этапа дьяковской культуры, оставленное племенами финно-угров и балтов, в большой площадью. При этом были раскопаны и реконструированы не только жилища, но и оборонительные сооружения.
В 1996-2007 гг. у д.Ратьково, на р.Дубна были открыты остатки «домика мёртвых» с захоронениями по обряду кремации - редкий погребальный комплекс позднедьяковской культуры (VI-IX вв.) на территории Волго-Окского междуречья, давший богатый материал по реконструкции погребального обряда и костюма финно-угров и балтов раннего средневековья. Постоянные наблюдения за земляными работами в Троице-Сергиевой Лавре дали новые сведения о древней застройке, хозяйстве монастыря и, особенно, об истории монастырского средневекового некрополя. Сегодня коллекция надгробных плит Троице-Сергиева монастыря - самое крупное музейное собрание, в составе которой - древнейшая (1480 год) датированная надгробная надпись в Московской земле.

Археологическая экспедиция

Археологическая экспедиция Сергиево-Посадского музея-заповедника (Загорская археологическая экспедиция - ЗАРЭ) была создана при историческом отделе и с августа 1984 года проводит археологические исследования на территории Московской области и прилегающих регионов (руководитель - В.И. Вишневский).

Флаг загорской археологической экспедиции
Флаг загорской археологической экспедиции


Участники раскопок кикинского городища: слева Ю.Н. Палагин, справа В.И. Вишневский, 1984 г.
Участники раскопок кикинского городища: слева Ю.Н. Палагин, справа В.И. Вишневский, 1984 г.


Цели экспедиции: обследование археологических памятников района и прилежащих территорий, проведение спасательных археологических работ, формирование собрания археологической коллекции музея и создание археологических экспозиций. С 1990 года в музее существует археологический сектор, а затем - археологический отдел. Полевые работы экспедиции проводятся силами сотрудников археологического отдела музея ( А.Е. Бушев, М.А. Овчинников, М.В. Лозовский, О.В. Лозовская, В.В. Щербаков, Т.Н. Новоселова, А.А. Климов) и школьников - членов клуба «Юный археолог», работающего при музее с 1983 года. Неоценимую помощь в работе экспедиции оказывали педагоги: Ю.Н.Палагин, Н.М.Бухонов, И.П. Перова, О.Б.Карпов, С.А. Иванов, Н.В. Лящук, Е.В. Козлова, Е.В. Видная, отец Димитрий (православный центр «Пересвет»).
За период работы экспедиции была обследована разведками большая часть района (открыто более 100 новых памятников), раскопками были изучены: городище, посад и могильник средневекового города Радонежа, Кикинское городище раннежелезного века на р.Веле, Хотьковский монастырь, селище и древнерусский курганный могильник у с.Веськово на Плещеевом озере, стоянки каменного века Замостье-2 и Окаёмово-18 на реке Дубне, Кузьминский средневековый могильник, Максимковское селище раннежелезнго века на реке Клязьме, городище, посад и могильник средневекового города Вышегорода-на-Яхроме, средневековое селище Николо-Перевоз на реке Дубне, Кузьминский курганный могильник, Воскресенский монастырь на р.Рассоловке, Ратьковский финно-угорский раннесредневековый могильник на реке Дубне, посад средневекового Переславля-Залесского, Троице-Сергиева лавра.

Расчистка погребения 16 в. Радонеж, 1989 г.
Расчистка погребения 16 в. Радонеж, 1989 г.


Участники раскопок кикинского городища: Макаров, Щербаков, Вишневский, Новоселова, Климов, Магарамов. 1998 г.
Участники раскопок кикинского городища: Макаров, Щербаков, Вишневский, Новоселова, Климов, Магарамов. 1998 г.


Археологи Бушуев и Овчинников. Кикинское городище. 1992г.
Археологи Бушуев и Овчинников. Кикинское городище. 1992г.


Участники раскопок поселений Николо-Перевоз на р. Дубна. 1993 г.
Участники раскопок поселений Николо-Перевоз на р. Дубна. 1993 г.


Археологи музея ведут работу в сотрудничестве с экспедициями Института археологии РАН, Переславского музея-заповедника. На основе коллекций собранных экспедицией создана археологическая экспозиция музея (1998), организованы выставки: «Древний Радонеж» (1988-1991), «Древности земли Залеской» (1992-1993) (Сергиево-Посадский музей-заповедник), «Древние охотники и рыболовы Русской равнины» (музей «Malgre-tout (г. Тренё, Бельгия (1996)), Музей доистории Иль-де-Франс, г.Немур, Франция (1997), «Зверь и человек. Произведения древнего искусства Евразии» (2002) (Государственный Эрмитаж).

Неолитические стоянки долины реки Дубны

Стоянка Замостье-2, расположенная в Сергиево-Посадском районе Московской области, в пойме реки Дубны, является одним из базовых многослойных памятников каменного века на территории Русской равнины. Отложения общей мощностью более 3 м. содержат остатки поселений охотников-рыболовов позднего мезолита и неолита. Стоянка исследовалась экспедицией Института археологии АН РАН в 1989-1991 гг. и экспедицией музея в 1995 и 1997 гг. Находки стоянки содержат, благодаря уникальным условиям залегания в торфе, изделия из дерева и кости эпохи мезолита.

Раскопки стоянки Замостье-2, 1998 г.
Раскопки стоянки Замостье-2, 1998 г.


Особенно разнообразны орудия из рога и кости: наконечники стрел, копий, гарпуны, остроги, рыболовные крючки, топоры, мотыги. Чрезвычайно разнообразны формы наконечников стрел из кости. На рыбу и зверя охотились с костяными многозубными острогами и гарпунами, применяли костяные цельные и составные рыболовные крючки. На стоянках у д.Замостье в устье р.Сулать, где культурный слой находится под водой, сохраняются деревянные вещи: колья, части лодок, саней, весла, лопаты, копья, стрелы, муфты для крепления каменных топоров, части сосудов, скульптуры животных.

Орнаментированные костяные орудия стоянки Замостье-2
Орнаментированные костяные орудия стоянки Замостье-2


Принципиально новыми для мезолита по технике изготовления были так называемые мезолитические вкладышевые орудия со стоянок Замостье-2 и Самотовино-1. Это костяные кинжалы, имеющие на боковых сторонах прорезанные пазы с кремневыми лезвиями-«вкладышами». Со стоянок Замостье-2 и Самотовино-2 происходят другие составные орудия: каменные топоры и тёсла, которые крепились к рукояти с помощью роговых или деревянных муфт. Особую категорию находок, которая выделяет каменного века стоянки на р.Дубне, среди других памятников, являются предметы искусства. В первую очередь, это большая серия амулетов-«чуринг» - орнаментированных галек.

Сосуды льяловской культуры. Неолит. Стоянка Замостье 2
Сосуды льяловской культуры. Неолит. Стоянка Замостье 2


Похожие орнаментированные камни и деревянные дощечки у коренных австралийцев являлись одновременно амулетами и вместилищами душ мужчин-охотников. Уникальными являются находки скульптурных изображений голов лося с отверстием для насадки на рукоять. Горбинка на носу, глаза и уши лося выполнены очень реалистично, одно из изображений украшено по боковым сторонам геометрическим орнаментом. Эти предметы, очевидно, были священными жезлами шаманов или племенных вождей.

Со стоянки Замостье 2 происходит значительное количество неолитических керамических сосудов, покрытых ковром зонального орнамента, состоявшим из рядов круглых ямок, нанесенных белемнитом, (так называемым «чертовым пальцем»), «гребенок», нанесенных зубчатым камушком, отпечатков других штампов, среди которых могли быть и ноготь, и конец птичьей косточки насечек, линий.

Кинжалы с кремниевыми вкладышами. Мезолит. Стоянка Замостье 2 и Самотовино 1
Кинжалы с кремниевыми вкладышами. Мезолит. Стоянка Замостье 2 и Самотовино 1


С 1992 года коллекция Замостья-2 передана в СПГИХМЗ и экспонировались на двух выставках в СПГИХМЗ («Древности земли Залесской», 1992,1993), на выставках «Древние охотники и рыболовы Русской равнины» в музее «Мальгре-Ту» (Бельгия, 1996) и музее Доистории Иль-де-Франс (Франция, 1997), на выставке «Зверь и человек. Произведения древнего искусства Евразии» (Госэрмитаж, 2002).

Орнаментированная галька 'чуринга'. Мезолит. Стоянка Замостье 2
Орнаментированная галька


Дно сосуда верхневолжской культуры. Ранний Неолит. Стоянка Замостье 2
Дно сосуда верхневолжской культуры. Ранний Неолит. Стоянка Замостье 2


На базе исследования стоянки Замостье-2 и её коллекции была проведена в СПГИХМЗ Международная археологическая конференция «Каменный век Европейских равнин» (1997, материалы конференции изданы музеем в сборнике «Каменный век Европейских равнин», 2001).

Кикинское городище


Кикинское городище (на р. Веле у с. Кикино Дмитровского района) исследовано раскопками в 1984-87, 1991-92, 1995-1998 гг. Памятник относится к позднему этапу дьяковской культуры - племенам родственных летописным мере и муроме - и датируется III-VIII вв. н.э.
Кикинское городище являлось центром группы племён финно-угров и балтов и выполняло функции крепости-убежища, центра ремёсел, места собраний. Раскопками вскрыто 880 м кв., причем исследованы большой площадью здесь были не только жилища, но и оборонительные сооружения на валу и склонах.
Орнаментированный камень (Амулет?)
Орнаментированный камень (Амулет?)


На городище обнаружены остатки семи длинных (7-8 м) больше-семейных домов. Дома были наземными столбовыми, иногда заглубленными в землю, с открытыми каменными очагами и, вероятно, с двускатными крышами. Раскопки остатков вала на Кикинском городище показали, что с напольной стороны укрепления представляли собой три ряда частокола из толстых брёвен, пространство между которыми было засыпано землей. В течение четырех веков они четыре раза сжигались, затем вновь отстраивались. По краю площадки найдены следы от столбов деревянной стены из массивных брёвен. Такая же стена была устроена у подножия городища. На вскрытой площади, помимо жилищ обнаружены следы металлургического производства: шлаки, фрагменты глиняных сопел
трубок; для нагнетания воздуха в домницу, керамических пробок для горнов, керамические льячки для розлива бронзы, литейные формочки, и, наконец, сами металлические изделия. Из первого местного железа делались топоры, ножи, кресала, шилья, рыболовные крючки, пряжки. Из бронзы, поступавшей путями товарообмена с Урала, изготавливали только украшения: перстни, браслеты, бляшки-нашивки, височные кольца (их крепили на головную повязку), застежки-сюльгамы для плащей, и конечно, фрагменты серёг и брошей-подвесок с привесками-колокольчиками - детали одежды финских женщин, где «шумящая» бронза играла важную роль.

Кикинское городище. Укрепления и жилища. Реконструкция.
Кикинское городище. Укрепления и жилища. Реконструкция.


Керамическое производство обеспечивало древних финно-угров посудой: плоскодонные горшки (до 20 литров объёма), миски, миниатюрные сосуды, грубо слепленные из глины с примесью крупной дресвы. Наиболее древняя керамика имеет так называемую «сетчатую» поверхность - следы выколачивания стенок особыми колотушками. Характерными находками для дьяковских поселений являются вылепленные из глины так называемые «грузики дьякова типа» . Они, как правило, конической формы, с зубчатыми краями, в центре - сквозной канал. Среди грузиков трудно найти два одинаковых. Иногда поверхность их покрывают орнаментацией, и даже какими-то загадочными рисунками.

Железные и костяные орудия.
Железные и костяные орудия.


Бронзовые украшения.
Бронзовые украшения.


Лепной сосуд с сетчатой поверхностью
Лепной сосуд с сетчатой поверхностью


Раскопки Кикинского городища. 1987 г.
Раскопки Кикинского городища. 1987 г.


В конце VII - начале VIII вв. под влиянием притока новых групп финно-язычного населения из бассейна Средней Оки в Волго-Клязьминском междуречье образуется мерянская этническая общность», а затем с X-XI вв. шло растворение мери и других древних финнов в среде славян. Именно смешение славян и финнов, по мнению выдающегося историка В.О.Ключевского, создало великоросса, сформировав его антропологический тип, своеобразие народных верований и национальный характер.

Ратьковский финно-угорский могильник

Археологическая экспедиция Сергиево-Посадского музея-заповедника в 1999, 2000, 2002, 2006, 2007 гг. открыла и исследовала могильник VI - IX вв. на городище у д. Ратьково Александровского района Владимирской области, на мысу левого берега р. Дубна. Одной из загадок дьяковской культуры является отсутствие у неё могильников - в Подмосковье и окрестностях до последнего времени было известно только два. Они, вероятно, находились в глухих углах леса, тела умерших помещали в наземных сооружениях - «домиках мёртвых». На Ратьковском могильнике были найдены остатки трупо-сожжений и погребальный инвентарь на глубине от 0,3 до 0,5 м. Судя по глубине, останки и вещи помещали в наземные «домики мёртвых».Всего собрано 1202 предмета (из них 196 - оплавленные бронзовые вещи), а также фрагменты керамической посуды.

Шумящие подвески
Шумящие подвески


Раскопки (вскрыто о 476 кв.м.) позволили реконструировать погребальный обряд. Кремация осуществлялась на стороне. Кости людей после сожжения очищены от углей и золы и специально измельчены. Остатки кремации, обугленные зерна и вещи концентрируются вокруг небольших ям, причем большая часть материала лежит в верхних слоях заполнения ямам или рядом с ними. В заполнениях трех ям собраны тысячи обугленных зерен культурных растений (пшеницы-полбы, ячменя, гороха, проса) и куски спекшихся обугленными зёрен - остатки какого-то блюда, вроде, каши, связанного с «тризной» - поминальной трапезой.

Реконструкция костюма женщины.
Реконструкция костюма женщины.


Судя по находкам на Ратьковском городище, обычаи приготовления поминальной трапезы из пшеницы, ячменя, гороха были характерны и для славян (канун, коливо, кутья, кисель) и для местного финно-угорского населения. По-видимому, воспоминанием о наземном погребальном обряде, бытовавшем у дославянского населения центральной части Восточной Европы, является образ «бабы-яги костяной ноги» и «избушки на курьих ножках».

Литейные формы
Литейные формы


В сказках подчеркивается связь дома Бабы-Яги и костей человека. Во всех сюжетах баба-яга существо не русское, противопоставляющее себя русским. Стремление бабы-яги - символа смерти - изжарить героя сказки, можно рассматривать как обряд кремации, характерный для местного финно-угорского населения. Для мужских погребений характерны железные стрелы, поясные пряжки и накладки, кресало. В женских погребениях: шилья, ножи, пряслица, литейные формочки, бронзовые украшения, в том числе шумящие подвески.

Раскопки Ратьковского могильника. 2006 г.
Раскопки Ратьковского могильника. 2006 г.


Украшения из бронзы составляют подавляющую часть находок из погребений Ратьковского могильника. «Шумящие» бронзовые украшения играли важную роль в одежде финских и балтеких женщин - при движении бронзовые обереги издавали звон - магическое средство для изгнания «злых сил».
Часть погребений принадлежала женщинам-литейщицам. Бронзо-литейное дело в ту эпоху находилось в руках женщин и женские погребения могильников поволжских финнов - мери, муромы, мари, мордвы сопровождаются принадлежностями литья.

Разборка ямы с остатками тризны
Разборка ямы с остатками тризны


Погребальный сосуд с остатками кремации
Погребальный сосуд с остатками кремации


Литейные формочки изготавливали из мягких пород камня. На аккуратных прямоугольных брусках вырезаны ровные тонкие бороздки или круглые ямки для отливки шариков зерни, тонких проволочек и других мелких деталей ювелирных украшений: колечек, звеньев, треугольных зернёных подвесок.

Веськовский курганный могильник

В 1988 году экспедиция музея совместно с Волго-Окской экспедицией Института археологии АН СССР проводил раскопки Веськовского курганного могильника XII века на берегу Плещеева озера. Раскопками были вскрыты погребения, курганные насыпи которых были распаханы, и именно это «спасло» Веськовский могильник от раскопок графа А.С.Уварова в середине XIX века. Погребения славян содержали погребальный инвентарь, в котором особенно важны височные кольца, поскольку каждое племя имело свой отличительный тип колец. У смоленских кривичей, заселившие территорию Верхнего Поволжья (в том числе и нашего района), женщины украшали свои головные повязки простыми кольцами, связанными из серебряной проволоки. Женские погребения в курганах обычно богаты находками - это в первую очередь, украшения и детали костюма. Помимо височных колец, это - перстни, браслеты, которыми прихватывали длинные рукава рубахи, бронзовые гривны (шейные обручи) и бубенчики, бусы из цветного стекла, сердолика и горного хрусталя. В изножье помещались глиняные горшки. В мужских погребениях находим железные пряжки от поясов, инструменты и оружие - ножи, топоры, кресала.

Реконструция костюма женщины-славянки.
Реконструция костюма женщины-славянки.


Раскопки Веськовского курганного могильника. 1988 г.
Раскопки Веськовского курганного могильника. 1988 г.


Вышегород-на-Яхроме

Разведкой экспедиции Сергиево-Посадского музея-заповедника в 1993 году была исследована долина р. Яхромы, где располагался древний волостной центр - Вышегород. Было произведено дополнительное исследование городища Вышгорода - на нём обнаружен слой позднедьяковского времени - середины - второй половины 1 тыс., что подтверждает наблюдения о том, что на территории северного Подмосковья центры древнерусской администрации топографически совпадали с центрами родоплеменной структуры местного позднедьяковского/мерянского населения, а древнерусские крепости возникали на месте укрепленных племенных центров финно-угров. Рядом с детинцем был открыт обширный посад Вышегорода и его некрополи: курганный XII-XIII вв. и грунтовый XIV-XVI вв., а также 4 древнерусских селища.

Погребение с сосудом-'елейницей'. Начало XVI в.
Погребение с сосудом-


Белокаменное надгробие конца XV в.
Белокаменное надгробие конца XV в.


Извлечение надгробий. 1993 г.
Извлечение надгробий. 1993 г.

Следующая страница

1 2

Версия для печати
Комментарии к статье:
Г. Семичев 23.02.10 17:11
душевно рад знакомству с деятельностью экспедиции
Добавить комментарий:
Добавляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами пользовательского соглашения
Имя *
Текст комментария * (не более 2000 символов)
Контрольный вопрос *
Вы не робот? Ответьте, пожалуйста, на простой вопрос. Ответ должен быть написан словом, например, пять:
Сколько поросят было в известной сказке?
* - Поле, обязательно для заполнения
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
Повесть "Один за всех" о Сергии Радонежском
С.З. Чернов. Исторический ландшафт древнего Радонежа. Происхождение и семантика (pdf-версия)
Добраться до Радонежа
С. 3. Чернов. Исторический ландшафт древнего Радонежа. Происхождение и семантика (текстовая версия).
Радонеж - история, события, факты, фотографии
Археология Радонежской земли. Часть 1.
Краткое житие Преподобного Сергия Радонежского
 
 
 
Наверх страницы