Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Книга Археология Радонежской земли. Часть 2. В.И. Вишневский. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник.
1 2

Дата добавления:14.07.2009

Археология Радонежской земли. Часть 2.

Радонеж

Радонеж занимает особое место в истории русской культуры. Основанный первыми славянскими поселенцами, он стал впоследствии пограничным форпостом на северных рубежах Московского княжества, затем - центром целой исторической области. Здесь прошли годы юности Сергия Радонежского, основавшего рядом с Радонежем Троицкий монастырь.

Миниатюра 'Кормление медведя', лицевое житие Сергия Радонежского. XVI в.
Миниатюра


Археологические исследования достоверно подтвердили, что Радонеж возник раньше, чем в 1336 году, когда впервые попал на страницы документов. Самая древняя среди находок в Радонеже - это бронзовая поясная подвеска в виде медведя, найденная на Радонежском городище.

Бронзовая подвеска-медведь. VII-VIII вв.
Бронзовая подвеска-медведь. VII-VIII вв.


Подвеска-медведь VII-VIII вв. связана с населявшим Радонеж финно-угорским племенем меря -предшественником славян в Верхнем Поволжье. У мери, как известно, существовал медвежий культ, и по-видимому, не случайно Сергий Радонежский предстает в житии как укротитель медведя. Этот эпизод жития мог быть отголоском распространенного в этих краях медвежьего культа. Существование в Радонеже мерянского населения подтверждает также находка бронзовой шумящей подвески IX века, характерной для мерянской одежды. В заполнениях подпечных ям построек Радонежского посада XIV—XV вв. найдены фрагменты образцы московской керамики того времени: горшки с характерным орнаментом «косая волна» на горловине и столовые миски, а
также глиняные пряслица, кузнечные изделия - сложные, т. н. цилиндрические замки и ключи к ним, инструменты радонежских ремесленников: сверла, молоточек-зубильце, ножи серпы. Один из ножей, привезенный, как видно, из Западной Европы, имеет на лезвии фигурное клеймо в виде бегущего волка. Железный сошник был наконечником деревянной двузубой сохи. О высоком уровне специализации гончаров Радонежа свидетельствуют частые находки керамических игрушек. Это традиционные для московских гончаров 14-15 вв. птички-свистульки, коньки-погремушки, покрытые белым ангобом.

Радонеж. Реконструкция Г.В. Борисевича
Радонеж. Реконструкция Г.В. Борисевича


Раскопками исследовалось Радонежское городище - остатки городского детинца, построенного в период наибольшего расцвета города, в XIV веке, при владельце - князе Владимире Андреевиче
Серпуховском (Храбром), одном из героев Куликовской битвы, в Радонеже находился торг и таможенная застава, при его сыне Андрее Радонежском город становится центром небольшого удельного княжества.

Раскопки посада Радонежа. 1985 г.
Раскопки посада Радонежа. 1985 г.


Городище - треугольная площадка на высоком мысу, в крутой петле реки Пажи, в древности была окружена по краю валом, достигающим шестиметровой высоты.

Бронзовые кресты. XV-XVII вв.
Бронзовые кресты. XV-XVII вв.


Было выяснено, что конструкция Радонежской крепости, контролировавшей оживленную Переславльскую дорогу, была следующей: проход на городище был искусственно сужен прокопанным с юга рвом.

На треугольном периметре стен располагались две башни - воротная, у входа на городище, и на остром углу, с юга, откуда вероятно, велся фланкирующий обстрел вдоль юго-восточной стены, где были дополнительные укрепления: в 10 метрах перед стеной, по краю горизонтальной площадки-бермы: проходил, очевидно, частокол - бревенчатая стена, а у подножия склона был прорыт ров, на дне которого были укреплены заостренные колья - «частик».

>Юго-западная сена Радонежской крепости (реконструкция).
>Юго-западная сена Радонежской крепости (реконструкция).



Троице-Сергиева лавра

Работы на территории Троице-Сергиевой лавры за последние 25 лет дали новые сведения о древней застройке, водоснабжении, хозяйстве монастыря и, особенно, об истории монастырского средневекового некрополя.

Некрополь
Монастырское кладбище - одно из древнейших в Московской земле, ведет свое начало с конца XIV вв. от гробницы основателя обители - преподобного Сергия Радонежского. В XV в. здесь погребены преподобный Никон Радонежский, Симеон и Андрей Радонежские, сыновья Серпуховского князя Владимира Андреевича (Храброго) (1425). В XV-XVII вв. на монастырском кладбище были захоронены представители царских семей: Мария Владимировна Старицкая, двоюродная племянница Ивана Грозного - ливонская королевна (вдовадатского принца Магнуса), цари Борис и Федор, а также Мария и Ксения Годуновы (1605, 1622), глава первого ополчения Прокопий Ляпунов (1611), первый генералиссимус А.С.Шеин (1700), а также известных княжеских и боярских фамилий, представители монашеской братии ТСЛ, архимандриты и настоятели ТСЛ, московские митрополиты и патриархи.

Извлечение средневековых надгробий. 1985 г.
Извлечение средневековых надгробий. 1985 г.


В 1985-2002 г. Экспедицией музея в процессе археологического надзора за вертикальной планировкой монастыря экспедицией Сергиево-Посадского музея-заповедника был собран ценный материал по стратиграфии монастыря и десятки надгробий монахов монастыря и знатных вкладчиков с монастырского средневекового кладбища: у Успенского собора, Духовской церкви, Никоновской церкви, у Митрополичьих покоев, под зданием Трапезной и рядом: князей Оболенских (Кашиных), Голицыных, Глинских, Заболоцких, Телятевские, Ростовских, Велико-Гагиных, бояр: Плещеевых, Нагих, Волынских, Путятиных, Злобиных, Сукиных, Головкиных, Юхновых, Яновых, Сабуровых, Бутурлиных, Воронцовых.

Надгробие дьяка Василия Беды. 1480 г.
Надгробие дьяка Василия Беды. 1480 г.


В собрание музея поступило более двух сотен белокаменных средневековых надгробий. На сегодняшний день коллекция надгробных плит ТСМ самое крупное музейное собрание, обладающее самой древней датированной надгробной надписью (1480 год). В 2003-2008 гг. исследования продолжаются совместно с Подмосковной экспедицией ИА РАН, когда было проведено комплексное исследование некрополя, в том числе и погребального обряда, в результате чего были зафиксированы погребения с «каменными подушками», собрана коллекция керамических ритуальных сосудов XVI-XVII вв. (так называемых «слезниц»), пополнена коллекция средневековых белокаменных плит.

Раскопки монастырского некрополя. 2001 г.
Раскопки монастырского некрополя. 2001 г.


Наблюдение за земляными работами у Звонковой башки. 1987 г.
Наблюдение за земляными работами у Звонковой башки. 1987 г.


Надгробие Феодорита-книгохранителя. 1528 г.
Надгробие Феодорита-книгохранителя. 1528 г.


Раскопки монастырского некрополя. 2001 г.
Раскопки монастырского некрополя. 2001 г.


Изразцы
Наиболее древние - «красные» изразцы XVII в. производившиеся в самом монастыре. Впервые находки «красных» изразцов произведенных в Троицком монастыре в середине XVII века, были сделаны в реке Вондюге, близ Соляной башни Т. В. Николаевой в 1954 году. Сюжеты «красных» изразцов, помимо растительного орнамента, связаны с символикой царской власти средневековой России: двухглавый орёл, единорог, грифон, лев. Значительная серия таких изразцов была найдена в 2003 году Подмосковной экспедицией РАН у здания Трапезной, где в XVI-XVII вв. располагались царицыны палаты.

Расписной изразец XVIII в.
Расписной изразец XVIII в.


Расписные изразцы второй половины XVIII века представлены изразцами с синей росписью Аналогичные изразцы, но с многоцветной росписью сохранились на двух печах в Троице-Сергиевой лавре, одна - в Митрополичьих покоях, другая - в Петровской палате Царских Чертогов.

Расписной изразец XVIII в.
Расписной изразец XVIII в.


'Красные' изразцы. XVII в.


Большая часть расписных изразцов XVIII века найдена за Больничными палатами и может быть связана с печами, находящимися в этих палатах и не сохранившихся до наших дней. На изразцах росписи - с изображением пышных ваз с цветами и букетов, человеческих фигур, собак, птиц. На одном из них богиня-воительница. Аналогичные изразцы сохранились на четырех печах XVIII века в Царских Чертогах и Митрополичьих покоях Троице -Сергиевой Лавры.

Расписной изразец первой половины XVIII в.
Расписной изразец первой половины XVIII в.


В.И. Вишневский у дубового колодца XVI в.
В.И. Вишневский у дубового колодца XVI в.



Древнее хозяйство монастыря

У колокольни, на месте, где в средневековье находились монастырские поварня и трапезная, были обнаружены постройки и следы хозяйственной жизни. На большой глубине был найден деревянный колодец, выдолбленный из целой дубовой колоды, с дощатым дном. В нижнюю часть колодца врезалась оплетенная берестой деревянная труба, идущая со стороны Царских покоев, где ещё в XVIII в. находился т.н. Писаревский пруд.

Выгребная яма XVI в.
Выгребная яма XVI в.


В другое отверстие была вставлена деревянная труба длиной 98 см, забитая пробкой.
В непотревоженном слое кухонных отбросов трапезной XVI-XVII вв. собрано громадное количество рыбьих костей и чешуи, причем ихтиологами выявлено 15 видов рыб: осетр, белуга, севрюга, стерлядь, щука, сом, судак, окунь, лещ, лосось, белорыбица, плотва, сазан, таймень, карась, составлявших монастырское меню. Здесь же были найдены и остатки кухонной утвари: красноглиняные горшки с втулками для ручек и кувшины, деревянные поделки, напоминающие ножи.

Переславль-Залесский

Объединенная экспедиция Сергиево-Посадского и Переславль-Залесского музеев-заповедников проводила в 2002-2007 годах разведочные и спасательные работы более чем в 50-ти местах зоны охраны культурного слоя древнерусского города Переславля-Залесского.

Красный изразец XVII в.
Красный изразец XVII в.


Были уточнены границы распространения культурного слоя, выявлено его наличие в
Никольском монастыре, в подмонастырских слободах Горицкого, Федоровского, Никитского монастырей, Борисоглебской слободы. Полное исследование всей площади было проведено на участке будущего строительства газовой котельной, внутри земляного вала XII века.

Рыболовные грузила XVI в. из гончарного горна
Рыболовные грузила XVI в. из гончарного горна


Раскопом площадью 140 кв.м был вскрыт участок культурного слоя в северо-восточной части древнего Переславля. В результате было выяснено, что в XVI века здесь находился глинобитный гончарный горн, диаметром 2м, рухнувший в процессе обжига, котором гончары единовременно обжигали 40 крупных корчаг и более сотни керамических грузил для рыболовных сетей. Зафиксированы были также остатки домов купца Чечелева, середины- второй половины XVIII века - кирпичные фундаменты, развалы изразцовых печей, фрагменты керамической и фарфоровой посуды (в том числе и английской), предметы быта: ножи, оселки, вилки, топоры, замки, светцы, ножницы для снятия нагара со свечей, голландские курительные трубки, сапожные и конские подковы, пуговицы. В XVI1I-XIX вв. здесь располагалось красильное производство, от которого остались мусорная яма со слоями краски, фрагментами стеклянных и поливных керамических бутылей, а также керамических плошек для размешивания красок.

Фрагменты каменной иконки и стеклянных браслетов XII в.
Фрагменты каменной иконки и стеклянных браслетов XII в.


В центральной части города был исследован культурный слой XI-XIII вв. с находками фрагментов браслетов из цветного стекла, пряслиц из розового шифера, цилиндрических замков и ключей. Были обнаружены также стетаитовая резная иконка византийского производства и каменная фигурка человека с бородой в конической шапке, имеющая черты сходства с известными идолами языческой Руси.

Корчага XVI в. из гончарного горна
Корчага XVI в. из гончарного горна


Раскопки в Переславле-Залесском. 2004 г.
Раскопки в Переславле-Залесском. 2004 г.


Гончарный горн XVI в.
Гончарный горн XVI в.


Каменная фигурка идола XII в.
Каменная фигурка идола XII в.



Археологи-исследователи Радонежья


Археологические исследования в Северо-Восточном Подмосковье имеют давнюю историческую традицию.

Доленга-Ходаковский (1784-1825 гг.)
Доленга-Ходаковский (1784-1825 гг.)


Первым был польский историк, археолог, этнограф, фольклорист Зориан Доленга-Ходаковской. В 1821 г. он совершил путешествие по России, посетил Троице-Сергиеву лавру, осмотрел реликвии Сергия Радонежского, побывал в с. Городок, урочище Белые Боги, где когда-то находилось языческое капище.
Ю.Г. Гендуне (1863-1909 гг.)
Ю.Г. Гендуне (1863-1909 гг.)

В 1901 г. в Радонеже побывала первая русская женщина-профессиональный археолог Юлия Густавовна Гендуне, окончившая Петербургский археологический институт. Здесь она сняла план Радонежского городища и определила памятник, как крепость позднего средневековья, а также сообщила сведения о распаханной близ Радонежа группе курганов, «под которыми попадались человеческие кости и украшения».
Н.П. Милонов (1896-1975 гг.)
Н.П. Милонов (1896-1975 гг.)

Первые раскопки в Радонеже были проведены краеведом, этнографом, археологом Николаем Петровичем Милоновым - научным сотрудником Сергиевского (Загорского) историко-краеведческого музея, затем - сотрудником Музея игрушки. В 1929-1933 гг. под его руководством им было вскрыто на Радонежском городище и на посаде Радонежа около 800 кв.м, но, к сожалению, почти вся полученная коллекция была утрачена.
О.Н. Бадер (1903-1980 гг.)
О.Н. Бадер (1903-1980 гг.)

В 1922 г. археологом Б.С.Жуковым были раскопаны два древнерусских кургана у д.Псарёво на р.Веле. В 1930 г. Отто Николаевич Бадер, один из крупнейших археологов СССР руководил раскопками фатьяновского могильника уд. Кузьмино в долине р. Дубна.
И.З. Птицын (1909-1942 гг.)
И.З. Птицын (1909-1942 гг.)

Первые раскопки на территории Троице-Сергиевой лавры были организованы молодыми археологами, учениками видного археолога А.В. Арциховского - Иваном Захаровичем Птицыным и Иваном Георгиевичем Ерёминым, которые в 1939 г. будучи еще студентами 4 курса, были назначены директором и учёным секретарём Загорского музея. Начавшиеся раскопки были прерваны войной.
И.Г. Еремин (1908-1981 гг.)
И.Г. Еремин (1908-1981 гг.)


В 1953-57 гг. Татьяна Васильевна Николаева, автор фундаментальных трудов по древнерусской коллекции музея, проводила наблюдения за земляными работами в Лавре, в результате которых было положено начало уникальной коллекции средневековых белокаменных надгробий Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Т.В. Николаева (1921-1984 гг.)
Т.В. Николаева (1921-1984 гг.)


Археологические экспедиции
Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.



География проведения археологических исследований Сергиево-Посадского музея-заповедника
География проведения археологических исследований Сергиево-Посадского музея-заповедника


Хроника:

1984 Радонеж, Хотьковский монастырь, Кикинское городище
1985 Кикинское городище Радонежское селище Трои не-Сергиева лавра
1986 Кикинское городите Радонежское селище
1987 Кикинское городище Троице-Cepf исва лавра
1988 Радонежское городище Могильник у с.Веськово
1989 Радонежский могильник
1990 Радонежский могильник Кузьминский могильник
Стоянка каменного века Окаёмово-18
1991 Кикинское городище
1992 Кикинское городите
1993 Николо-Перевоз
Вышегород-на-Яхроме, г. Дмитров Максимковское селище в г.Королев Московской области
1994 Воскресенский монастырь на Рассоловке (Куньеме), Кузьминский могильник Максимковское селище в Г.Королёв Московской области.
1995 Кикинское городище, Стоянка Замостье-2
1996 Кикинское городище
1997 Кикинское городище
1998 Кикинское городище Стоянка Замостье-2
1999 Ратьковский могильник
2000 Ратьковский могильник Стоянка Замостье-2
2001 Троице-Сергиева Лавра
2002 Ратьковский могильник Троице-Сергиева Лавра Переславль-Залесский
2003 Переславль-Залесский
2004 Переславль-Залесский
2005 Переславль-Залесский
2006 Ратьковский могильник, Переславль-Залесский
2007 Ратьковский могильник, Переславль-Залесский
2008 Воскресенский монастырь на Перемойке

Предыдущая страница

1 2

Версия для печати
Комментарии к статье:
Рязанов 15.01.10 22:48
Здорово. Вот только почему только у дославянского? Сжигали покойников то как раз древние славяне. Оставались кости (бабы -яги). А про финно-угров известно, что они покойников не сжигали, а чуть-ли не "рубили топорами на части" и закапывали в "подземный дом" (из брёвен). У некоторых финно-угров слова "дом и гроб" - одним словом обозначаются. И полба бывает нескольких видов: спельта, двузернянка (эммер) и т. д.
Добавить комментарий:
Добавляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами пользовательского соглашения
Имя *
Текст комментария * (не более 2000 символов)
Контрольный вопрос *
Вы не робот? Ответьте, пожалуйста, на простой вопрос. Ответ должен быть написан словом, например, пять:
Сколько поросят было в известной сказке?
* - Поле, обязательно для заполнения
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
Повесть "Один за всех" о Сергии Радонежском
С.З. Чернов. Исторический ландшафт древнего Радонежа. Происхождение и семантика (pdf-версия)
Добраться до Радонежа
С. 3. Чернов. Исторический ландшафт древнего Радонежа. Происхождение и семантика (текстовая версия).
Радонеж - история, события, факты, фотографии
Археология Радонежской земли. Часть 1.
Краткое житие Преподобного Сергия Радонежского
 
 
 
Наверх страницы