Мы приехали в музей-заповедник «Абрамцево» в День народного единства 4 ноября. На автостоянке у музея было огромное скопление машин, а на подходах к кассе наблюдалось настоящее людское столпотворение. Что действительно объединяет народы, так это музеи. В «Абрамцеве» в этот день говорили чуть ли не на всех языках народов мира. Помимо русской и украинской, здесь можно было услышать английскую, французскую, немецкую и китайскую речь. А доброжелательные японцы беззастенчиво позировали на фоне главного усадебного дома. Главное событие, которое способствовало столь массовому наплыву экскурсантов, стала открывшаяся в Поленовской даче выставка «Живопись XIX – начала XX веков из собрания Музея-заповедника «Абрамцево». На входе мы столкнулись с пожилой супружеской четой, которая свое впечатление от выставки охарактеризовала лаконично и примечательно: «Как в Третьяковке побывали!» И в этих словах есть резон. Вся без исключения экспозиция состоит из шедевров русского и мирового изобразительного искусства. В первом зале выставлены работы зарубежных мастеров из личной коллекции Саввы Мамонтова. Посетители надолго задерживаются перед портретом матери Мамонтова Марии Тимофеевы работы немецкого живописца Карла Иоганна Лаша. Здесь же - замечательное полотно римского живописца Германа Корроди «Аппиева дорога в окрестностях Рима» и бытовые картинки популярного в середине XIX века художника Николая Рачкова. Его работа «Девочка с азбукой» стала даже своеобразным символом новой абрамцевской экспозиции.
Выставка "Живопись XIX – начала XX веков из собрания Музея-заповедника Абрамцево" |
|
Большой зал Поленовской дачи заполонен шедеврами. Вы вдумайтесь в имена художников, чьи творения здесь представлены: Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Илья Репин, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Василий Суриков, Валентин Серов, Константин Коровин, Михаил Врубель, Исаак Левитан, Архип Куинджи… Последний художник никогда не бывал в Абрамцеве, но его работа «Осенний пейзаж» как нельзя лучше вписывается в общую гармонию экспозиции и является непреходящей ценностью коллекции Абрамцевского музея. Из картин, которые давно стали шедеврами мирового искусства, выделим «Аленушкин пруд» Исаака Левитана, «Портрет Веры Мамонтовой» Виктора Васнецова, «Березовую аллею в Абрамцеве» Василия Поленова и «Портрет Татьяны Любатович» Константина Коровина. Ну и, конечно же, «Видение отроку Варфоломею» Михаила Нестерова.
Выставка "Живопись XIX – начала XX веков из собрания Музея-заповедника Абрамцево" |
|
Оригинал картины хранится в Третьяковской галерее. На выставке представлено авторское повторение, выполненное Михаилом Нестеровым для музея «Абрамцево». Весь просмотр вас будет сопровождать ненавязчивое музыкальное оформление - пение птиц в абрамцевских окрестностях. Перефразируя слова супружеской четы, мы бы сказали: в Абрамцеве лучше, чем в Третьяковке. Ибо такой камерности, душевности и трогательности, которые присущи новой абрамцевской экспозиции, нет ни в одном большом музее мира. Вот лишь несколько записей посетителей выставки из музейной «Книги отзывов и предложений»: «Осень позитивная экспозиция. Спасибо! Эстонские друзья». «Прекрасная экспозиция. Благодарим за великолепную экскурсию и чудесные работы. Сотрудники музея истории, Санкт-Петербург». «Замечательные картины. Очень теплое и кажется что-то родное на них. Туристы из Майкопа». «Очень добрые, красивые картины. Любимые художники. Очаровательное музыкальное сопровождение. Успехов работникам музея, хранящим такую красоту. Туристы из Электростали». Александр СПИРТОВ, «Новое Зеркало»