Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
История усадьбы Абрамцево во времена Мамонтова,фотографии, история, культура.
1 2 3 4 5

Дата добавления:18.06.2006

Усадьба Абрамцево во времена Мамонтова

Cпустя 11 лет после смерти С.Т.Аксакова, весной 1870 года, имение Абрамцево было приобретено у Софьи Сергеевны Аксаковой, дочери писателя, Саввой Ивановичем Мамонтовым — крупным предпринимателем и любителем искусства. Об этом говорится в "Летописи сельца Абрамцева" — своеобразной хронике мамонтовского периода жизни усадьбы: ". . . 22 марта 1870 года я с женой и с Ник. Сем. Кукиным отправились утренним поездом по Троицкой дороге в Хотьково, сели в сани и поехали в Абрамцево.

И. Е. Репин. C. И. Мамонтов. 1880г.
 C. И. Мамонтов.

День был ясный, солнце весело играло, весна сильно чувствовалась в воздухе и на душе должно быть очень хорошо. Въехав в просеку монастырского леса и увидав на противоположной горе уютный, серенький с красной крышей дом, мы стали восхищаться местоположением. В усадьбе жил старик, бывший камердинер Сергея Тимофеевича, звали его Ефим Максимович, он нас и водил по имению. Отодрали тесину на углу — лес оказался здоровый и толстый, из какого теперь не строят. В доме оставалась кое-какая аксаковская мебель, портреты и рисунки. Рассказы старого слуги и все это вместе прибавляло прелести и без того симпатичному дому . . . Максимовича оставили управляющим . . . Любил он очень рассказывать о Сергее Тимофеевиче, Константине Сергеевиче и о Гоголе".

Вскоре после покупки Абрамцева болезнь маленького сына Андрея заставила Савву Ивановича и его жену Елизавету Григорьевну уехать за границу. В Риме и Париже Мамонтовы познакомились с молодыми художниками — пенсионерами Академии художеств В.Д.Поленовым и И.Е.Репиным, встретились с талантливым скульптором М.М.Антокольским, историком искусства А.В.Праховым и вдовой композитора А.Н.Серова — Валентиной Семеновной, приехавшей в Рим к Антокольскому с девятилетним сыном, чтобы определить его талант и решить судьбу будущего великого художника. Любовь к искусству быстро объединила молодежь. Образовалась так называемая "художественная семья". Здесь, вдали от родины, в постоянных дискуссиях о правде и красоте искусства обнаружилась общность идеалов и художественных устремлений будущих членов Абрамцевского кружка. Некоторые русские художники в те годы критически относились к новому западному искусству. "Живопись у теперешних французов так пуста, так глупа по содержанию, — пишет И.Е.Репин В. В. Стасову из Парижа в январе 1874 года. — Живопись талантлива, но, — подчеркивает художник, — одна живопись, содержания никакого . . . Нет, я здесь долго не выдержу — я чувствую себя, как в ссылке, здесь их симпатий не разделяю в искусстве, да они люди Другие . . ,"

Верность России и национальным образам наши художники пытались сохранить и в сюжетах своих произведений. Антокольский работал над скульптурой "Петр I", Репин увлекся героем русской былины "Садко", а Поленов, проявив талант пейзажиста, высказывал откровенную неприязнь к экзотической красоте тех мест и всей душой рвался в родные русские края.

"В январе 1874 года в письме к своей матери В. Д. Поленов пишет: "Несмотря на все мнимые и настоящие парижские удобства к жизни и живописи, все-таки это чистый вздор за границей работать; это именно самое лучшее средство, чтобы стать ничтожеством . . . Поэтому при первой возможности я вернусь в Россию, чтобы там самостоятельно начать работать . . ,"

Жизнь за границей дала художникам пищу для размышлений. Их идеалы приобрели большую конкретность, определенность. Они осознали, что только Россия, ее история, живые соки народной жизни, родная русская природа дадут им возможность внутренне окрепнуть, духовно обогатиться и создать подлинные произведения русского национального искусства. С. И.Мамонтов понимал, что молодым художникам понадобится место для встреч и творчества и предложил новым друзьям свое подмосковное имение. Получив согласие художников и, возлагая большие надежды на Абрамцево, Мамонтов, приехав в Россию, стал приводить в порядок надолго заброшенное аксаковское имение. Капитально ремонтировался главный усадебный дом, очищались пруды, сооружались купальная, лодочная станция, оранжерея, налаживалось подсобное хозяйство.

Деревянный флигель "Баня".
 Деревянный флигель 'Баня'.
Уже в 1873 году на территории усадьбы по проекту архитектора В. А. Гартмана была построена большая "Мастерская" в русском стиле для художников. А вслед за ней появился другой оригинальный деревянный флигель — "Баня" получивший позже за свою "сказочность" второе название "Теремок" Савва Иванович активно руководил постройкой этого флигеля, смело изменяя присланный из Петербурга проект архитектора И. П. Ропета. В свободное от работы время Мамонтов занимался музыкой, пением, всерьез увлекся скульптурой.

С большим нетерпением ждал Савва Иванович возвращения из-за границы своих новых друзей. Местом вдохновенного труда стало для художников Абрамцево. Каждое лето вслед за семьей Мамонтовых они приезжали сюда. Одни селились в главном доме, другие в специально построенных студиях, а третьи снимали дачи в живописных окрестных деревнях Быково, Хотьково, Репихово. Ахтырка, Мутовки.

Вскоре здесь образовался так называемый Абрамцевский художественный кружок. В его состав вошли Н.В. Неврев, М.М. Антокольский, И.Е.Репин. В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, В.А.Серов, К.А.Коровин, И.И.Левитан. И.С.Остроухов, А.М.Васнецов, М.В.Нестеров, М.А.Врубель и другие. У кружка не было четко очерченной программы или устава, но все его члены были объединены одной целью — возродить лучшие национальные традиции в искусстве, связать искусство с жизнью и бытом современного человека. Скульптор М.М.Антокольский писал: "Мы, старые художники. воспитанные на русской почве, русском духе, смотрим на задачу искусства, как на активную, а не пассивную . . . мы хотим видеть в искусстве былины, сказки, эпос, драму, историю прошлого и события настоящего; мы хотим, чтобы наши собратья творили не одними руками и глазами, но и мыслью, воображением ... Я не перестаю верить в силу души России; все мои работы, все мои чувства, думы, вся радость и горе, которыми мой дух питается, — все это от России и для России".

Следующая страница

1 2 3 4 5

Версия для печати
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
Усадьба Абрамцево во времена Аксакова
Усадьба Абрамцево во времена Мамонтова
Музей-усадьба Абрамцево. Общие сведения
 
 
 
Наверх страницы