Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
История усадьбы Абрамцево во времена Мамонтова,фотографии, история, культура.
1 2 3 4 5

Дата добавления:18.06.2006

Усадьба Абрамцево во времена Мамонтова

Невольно вспоминались С.Т.Аксаков и его друзья, бывавшие в Абрамцеве. Их горячая любовь к России, русскому народу, русской национальной культуре, высокая гражданственность как бы передались новым обитателям дома и связали крепкими духовными узами два поколения лучших представителей русской интеллигенции. По признанию С.И.Мамонтова, в доме витал "дух старика Аксакова".

А. М. Васнецов. Абрамцево. 1884г.
 А. М. Васнецов. Абрамцево.
Члены Абрамцевского кружка увлеченно читали произведения С.Т.Аксакова, изучали труды его сыновей, любили заходить в рабочий кабинет Сергея Тимофеевича, оставшийся неизмененным в доме Мамонтовых, беседовать с людьми, знавшими его. Большую роль в духовном единении художников и развитии их дарований играл С.И.Мамонтов. Он хорошо чувствовал талантливых людей и обладал кипучей энергией, постоянно вдохновлявшей художников на творчество. Лучше всего о нем сказали его друзья. В.М.Васнецов свидетельствует: "Сам Савва Иванович не был в тесном специальном смысле художник, певец или актер, или скульптор, хотя лепил много и очень удачно, и интересно, а была в нем какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других".

К Мамонтову в Абрамцево приезжали не только художники, но и композиторы, музыканты, певцы, актеры. Здесь бывали Ф.И.Шаляпин, К.С.Станиславский, Г.Н.Федотова, Н.В.Салина. Вечерами в красной гостиной дома, где некогда Гоголь, Щепкин и Тургенев слушали Аксакова, читавшего свои произведения, теперь собирались друзья Мамонтова. Велись беседы по истории, искусству, устраивались коллек-тивные чтения произведений русской и зарубежной литературы.

Бывали случаи, когда замыслы новых работ художников рождались во время вечерних чтений. Так, идея знаменитой картины Репина „Запорожцы ..." возникла во время коллективного чтения "Истории Малороссии" и текста письма запорожцев турецкому султану. Под впечатлением драмы А.Н.Островского "Василиса Мелентьева и Иван Грозный", услышанной здесь, написал картину Н. В. Неврев. Она до сих пор украшает бывшую гостиную Мамонтовых. В гостиной стоит и каминный экран М.А.Врубеля, изображающий царевича Гвидона.

В. Д. Поленов. С. И. Мамонтов и П. А. Спиро
у рояля в столовой абрамцевского дома.1882г.
С. И. Мамонтов и П. А. Спиро  в столовой абрамцевского дома.
На центральной стене висят портреты хозяев дома — С.И.Мамонтова и Е.Г.Мамонтовой, написанные И. Е. Репиным.

Пожалуй, наибольшую дань русской старине отдал Виктор Михайлович Васнецов. По словам М.В.Нестерова, он предстал перед всеми большим поэтом, певцом "далекого эпоса нашей истории, нашего народа, родины нашей". Почти все знаменитые полотна Васнецова — "Богатыри", "Аленушка", "После побоища Игоря Святославовича с половцами", "Иван-царевич на сером волке" — родились в Абрамцеве. "Я всегда был убежден, — писал Васнецов, — что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — в сказке, песне, былине, драме — сказывается весь целый облик народа внутренний и внешний, с прошедшим, настоящим, а может быть, и будущим . . . Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".

Счастливый период абрамцевской жизни для В.Васнецова начался в 1879 году.

В. М. Васнецов. Аленушка.
В. М. Васнецов. Аленушка.
Летом этого года в Абрамцеве, неподалеку от усадьбы, по пути к "аксаковскому роднику" в так называемом "Яшкином доме" Мамонтовых жил И.Е.Репин. ("Яшкой" Савва Иванович называл свою старшую дочь Верочку за ее любовь к слову "я"; когда была выстроена новая студия для художников, девочка объявила ее своим домом. Так эта студия и вошла в историю под названием „Яшкин дом".) Тогда же в Абрамцеве работал В. Д. Поленов, жил с семьей профессор искусств А. В. Прахов и B.C. Серова с сыном Валентином — будущим художником, в июле приезжали И. Н. Крамской и А.П.Боголюбов. В.М.Васнецов вместе со своим младшим братом художником Аполлинарием Михайловичем снял дачу в соседнем селе Ахтырка. Два летних сезона по заказу С.И.Мамонтова он писал картины "Ковер-самолет", "Битва русских со скифами", "Три царевны подземного царства", которые должны были украсить помещение правления общества Донецкой железной дороги. Абрамцево и его окрестности дали богатый материал художнику, но главным произведением того периода была картина "Аленушка", для которой ему позировала крестьянская девочка из Ахтырки. "Сколько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с ней, — писал В.М.Васнецов. — Каким-то особым русским духом веяло от нее! А я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух". В "Аленушке" Васнецов подчеркивает человечность сказочного образа, передает глубокий смысл, обаяние и самый дух народной сказки. Поэтический пейзаж картины возник на основе этюдов старого, поросшего осокой абрамцевского пруда, заводи на реке Воря в Ахтырке и маленького пруда в березовой роще, примыкающей к "Яшкиному дому". "Ахтырское лето, — вспоминал художник, — мне больше чем памятно! За время в Ахтырке я прикоснулся еще к одному живительному роднику, которым оказался этот уголок родной земли, прибавивший мне много новых творческих сил и укрепивший мои связи с народом".

В 1881 году переселился в Ахтырку Репин с семьей, а В. М. Васнецов обосновался на четыре года в "Яшкином доме". Поселившись здесь, В.М.Васнецов, по воспоминаниям Е.Г.Мамонтовой, "весь ушел в своих "Богатырей", — картину, определившую вскоре положение и значение художника в русском искусстве. "Как это ни кажется, может быть, на первый взгляд удивительным, — сказал однажды художник, — но натолкнули меня приняться за "Богатырей" мощные абрамцевские дубы, росшие в парке. Бродил я, особенно по утрам, по парку, любовался кряжистыми великанами и невольно приходила на ум мысль: "Это ведь наша матушка-Русь! Ее, как и дубы, голыми руками не возьмешь! Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронесшиеся столетия!"

Каждое утро к "Яшкиному дому" поочередно водили разных коней для трех богатырей. Дрюша, сын Мамонтовых, позировал художнику для Алеши Поповича. С. И. Мамонтов почти ежедневно встречался с Виктором Михайловичем. Как только художник дописал основные этюды к картине, с северной стороны дома сделали пристройку, в которую внесли огромный холст для "Богатырей".

В. М. Васнецов. Избушка на курьих ножках.
В. М. Васнецов. Избушка на курьих ножках.
В промежутках между работой Васнецов соорудил в абрамцевском парке для детей Мамонтова "Избушку на курьих ножках", сохранившуюся до наших дней. Он придал этому сооружению поистине сказочный, фантастический вид. Построена она из огромных, массивных бревен и поставлена на разлапистые пни столетних дубов. Фронтоны ее двускатной крыши украшают резные фигуры летящей совы и летучей мыши, а верх крыши венчает резная конская голова. Избушка хорошо вписывается в окружающий пейзаж, сливается с ним, передает обаяние деревянного зодчества.

В. М. Васнецова любили и почитали все члены Абрамцевского художествен ного кружка.

Предыдущая страница

1 2 3 4 5

Версия для печати
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
Усадьба Абрамцево во времена Аксакова
Усадьба Абрамцево во времена Мамонтова
Музей-усадьба Абрамцево. Общие сведения
 
 
 
Наверх страницы