Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
История усадьбы Абрамцево во времена Мамонтова,фотографии, история, культура.
1 2 3 4 5

Дата добавления:18.06.2006

Усадьба Абрамцево во времена Мамонтова

И.Е.Репина называют абрамцевским старожилом. Репин впервые посетил Абрамцево в 1877 году. В течение четырех последующих лет он провел здесь все летние сезоны. Художник огромного темперамента, Илья Ефимович работал легко и быстро.

И. Е. Репин. С. И. Мамонтов. 1878 г.
И. Е. Репин. С. И. Мамонтов.
Абрамцево скоро стало для него "лучшей в мире дачей". Здесь у Репина зародились замыслы картин "Запорожцы.. ." "Крестный ход в Курской губернии", "Проводы новобранца", "Не ждали" вошедших в золотой фонд нашего национального искусства. Репин писал: "Я человек шестидесятых годов . . . для меня еще не умерли идеалы Гоголя. Белинского, Тургенева, Толстого . . . Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст. Действительность слишком возмутительна . . ." Абрамцево, его природа, обстановка, люди—все способствовало созданию картин, наполненных глубоким содержанием, поэзией и правдой жизни. В соседней с усадьбой деревне Быково художник сделал наброски двора крестьянина Рахмановского для картины "Проводы новобранца". Интерьер картины "Не ждали" списан с комнаты дачи Ертова на берегу реки Пажи, где одно лето жила семья Репиных. Хотьковский монастырь дал богатый материал для картины "Крестный ход в Курской губернии". Здесь написаны этюды горбуна, урядника, богомолок.

Музей Абрамцева является обладателем ряда ценнейших репинских этюдов и множества зарисовок. Острая наблюдательность и мастерство проявились в живописных этюдах Репина к "Крестному ходу в Курской губернии" и к "Проводам новобранца". Репин признавался, что любил натуру жадно, "до страсти". В Абрамцеве он не имел недостатка в моделях. Особый интерес представляет его портретная галерея. В красной гостиной дома висят написанные Репиным портреты С.И.Мамонтова и Е.Г.Мамонтовой. В зале рисунков экспонируется ряд его замечательных портретных зарисовок — Е.Д.Баташовой, В.М.Васнецова, сказителя былин В.П.Щеголенкова. Много портретов, написанных Репиным в Абрамцеве, экспонируется в других музеях страны. Все они блестяще характеризуют изображаемых лиц и правдиво передают их сущность.

Дружил с семьей Мамонтовых и Василий Иванович Суриков, но наведывался в Абрамцево нечасто. Здесь он писал пейзажи, делал портретные зарисовки. В музее хранится пейзаж Сурикова "Хотьковская дорога" с видом на монастырь. Когда-то, при Аксаковых, на месте этой дороги была узкая тропинка, соединявшая Абрамцево с Хотьковским монастырем.

Большим другом С.И.Мамонтова был В.Д.Поленов. Увлечение античностью, музыкой, театром роднило двух, казалось бы, непохожих друг на друга людей. Их дружба началась еще в Италии. Поленов первым из членов "художественной семьи", не дождавшись конца заграничной командировки, приехал погостить в Абрамцево. Много позже Василий Дмитриевич писал С.И.Мамонтову: "Вспоминаю мое первое посещение Абрамцева осенью 1873 года . . . Оно неизгладимо запечатлелось у меня в памяти . . . Пребывание в Вашей деревне озарило меня таким чудным лучом света, что он до сих пор светит мне путеводной звездой". Поленов, истосковавшийся за границей по России, был зачарован красотой абрамцевской природы. С. И. Мамонтов в это лето занимался благоустройством усадьбы, и Василий Дмитриевич стал его ближайшим помощником. У деревни Глебово в дубовой роще появились просеки, был расчищен парк, намечено строительство новых плотин на Воре. В конце березовой аллеи, на взгорье, была устроена смотровая площадка под названием "Афончик", с которой открывался чудесный вид вниз на долину реки Воря и левобережный монастырский лес с хотьковской дорогой. В честь знакомства друзей, происшедшего в Риме, Поленов разработал план так называемой "Римской рощи", согласно которому на участке около студии архитектора Гартмана каждый из членов "семьи" в первый приезд в Абрамцево сажал дерево.

С 1879 года В. Д.Поленов был частым гостем Абрамцева. Его, признанного мастера пейзажа, автора картин "Московский дворик" и "Заросший пруд", привлекали здешние леса, березовые рощи, пруды, извилистые реки и заводи. Им было написано много этюдов и картин, часть из них осталась в музее "Абрамцево" и украшает интерьеры бывших мамонтовских комнат. Эти работы неизменно привлекают внимание посетителей, пленяют радостью, простотой и искренностью чувств. Таковы этюды Поленова "Березовая аллея", "Река Воря", "Верхний пруд в Абрамцеве", "В лодке" и другие.

В. Д. Поленов. Верхний пруд в Абрамцеве.
В. Д. Поленов. Верхний пруд в Абрамцеве.
Особенно поэтичен его этюд „Верхний пруд в Абрамцеве". Любимый С.Т.Аксаковым пруд у Мамонтовых летом был "купальным", зимой здесь устраивалось катание на коньках. Поленов не один раз писал этот уголок усадьбы, уже давно имеющий второе название — "Поленовский пруд". Художник считал своим долгом помочь людям увидеть красоту и тем самым подняться над прозой жизни. Он говорил: "Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит" . В бывшей столовой Мамонтовых экспонируется живописный этюд , .С.И.Мамонтов и П.А.Спиро за роялем".

Постепенно усадьба Мамонтова приобретала значение культурного центра, имеющего свои традиции. Говоря об абрамцевской атмосфере этих лет, И.Е.Репин подчеркивал: здесь "живется легко, хорошо, не скучно". В воскресные дни, когда С.И.Мамонтов не уезжал на службу в Москву, бывало особенно шумно и весело. В такие дни устраивались кавалькады, поездки на тягу, катанья на лодках, городки, спектакли, празднества. Младшая дочь Мамонтовых Александра Саввишна вспоминает: "Абрамцево стало дорого для всех, и вот явилась мысль оставить здесь какой-нибудь памятник совместной их жизни, в котором главный интерес было искусство"' . Следует отметить, что потребность коллективного творчества имела под собой глубокие корни. Пришло время, когда художникам на практике необходимо было проверить сформировавшуюся в своей основе эстетическую платформу Абрамцевского кружка, проверить свое Духовное единство.

После долгих обсуждений решено было построить церковь в традициях Древнерусской архитектуры. Весной 1881 года объявили домашний конкурс на лучший проект, в котором мог принять участие каждый желающий. "Работа закипела, — вспоминает Н.В.Поленова. — На столе в гостиной появились археологические художественные издания и альбомчики Поленова с архитектурными зарисовками. Общий интерес сосредоточился на этом новом предприятии. По вечерам собирались вокруг чайного стола, и речь шла только о новой постройке, о разработке ее деталей, о сохранившихся памятниках русской архитектуры. Елизавета Григорьевна вслух читала выдержки из исторических книг, освещавших эту эпоху, из которой черпали вдохновение для архитектурных набросков. Много спорили, обсуждали и изучали прошлое русской жизни". Наиболее активным оказался В. Д. Поленов, давно интересовавшийся древнерусской архитектурой.

Церковь в Абрамцеве.
Церковь в Абрамцеве.
Один из первых набросков, в котором обозначились зримые черты будущей церкви, принадлежал ему. За образец был взят древний новгородский храм Спаса Нередицы. Поленов представил в эскизе небольшую одноглавую монументальную церковь с контрфорсами и куполом луковичной формы. С южной стороны по образцу псковской культовой архитектуры художник спроектировал звонницу, но она не удалась, так как закрывала купол церкви. Художнику, влюбленному в русскую старину, было трудно оторваться от дорогих сердцу форм древнерусской архитектуры. Церковь получилась несколько массивной и тяжеловесной. В. М. Васнецов разработал проект, схожий с поленовским, но отличавшийся свободой в стилизации форм и образов древнерусского зодчества. Художник обладал чувством гармонии, большой фантазией и сумел сделать церковь легкой, изящной, радостной. Его проект и был одобрен и принят. К оформлению интерьера церкви были привлечены все члены Абрамцевского кружка. Руководил этим В. Д. Поленов. Работа оказалась очень сложной. Она потребовала больших знаний древнерусской архитектуры и прикладного искусства. Имеющихся материалов не хватало, необходимо было изучить первоисточники, постичь секрет красоты и жизненности лучших образцов народного творчества. В поисках таких образцов решено было начать экспедиции по окрестностям Абрамцева и старорусским городам. Древняя земля Радонежья была хранительницей богатейших традиций национальной художественной культуры. Одним из наиболее любимых и широко распространенных занятий у жителей Московской губернии была художественная резьба по дереву. Известно, что в XV веке в Троицком монастыре работал замечательный мастер тонкой резьбы по дереву некий инок Амвросий, создавший школу мастеров-резчиков. В литературе есть сведения о том, что уже во второй половине XVI века в Троице-Сергиевом посаде выделывались "троицкие" братины, ковши, раскрашенные разноцветными красками, резные деревянные игрушки. " Сергиевский район, — как отмечали исследователи, — уже в XVII столетии имел определенную славу такого района, в котором изготовлялись резные и точеные художественные изделия". Народное искусство продолжало жить и развиваться и в XIX веке.

Предыдущая страница

1 2 3 4 5

Версия для печати
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
Усадьба Абрамцево во времена Аксакова
Усадьба Абрамцево во времена Мамонтова
Музей-усадьба Абрамцево. Общие сведения
 
 
 
Наверх страницы