Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
История усадьбы Абрамцево во времена Мамонтова,фотографии, история, культура.
1 2 3 4 5

Дата добавления:18.06.2006

Усадьба Абрамцево во времена Мамонтова

Летом 1881 года участники строительства абрамцевской церкви организовали ряд поездок в центры древней национальной культуры: Ростов, Ярославль, Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский, Боголюбов, Саратов. По дороге в Ростов и Ярославль была приобретена раскрашенная резная задняя стенка телеги и старинное донце с простыми изображениями петушков, елочек и кружочков. Изображения на донце — следы древних языческих верований. Петушок—вестник солнечного бога, круг—символ солнца. Из Саратовской губернии В.Д.Поленов привез три деревянных валька, покрытых тончайшей геометрической резьбой, из Подольска — резную солонку с орлами. Прекрасная коллекция образцов домовой резьбы Поволжья, дошедшая до наших дней, говорит о неоднократных экспедициях художников в этот край.

Часовня. Пристройка к церкви.
Часовня. Пристройка к церкви.
Отовсюду привозились не только образцы народной художественной резьбы по дереву, но также старинные изделия из металла: подсвечники, светцы, лампады, складни, металлические подносы. Появилось целое собрание фигурных скоб, петель, задвижек, сечек, ключей, ручек. Весь этот материал служил художникам источником красоты и вдохновения. В.Д.Поленов начал работу над иконостасом. Разрабатывая декор, художник опирался не только на впечатления от поездок в Ярославль, Ростов, Владимир и Суздаль, но в своих поисках обращался также к интерьерам небольших деревянных сельских церквей хорошо знакомого ему Севера.
Церковь. Наружное окно.
Церковь. Наружное окно.
Об этом свидетельствуют тябло с простыми орнаментальными мотивами цветов, расписанные масляной краской Н.В.Поленовой, резная коруна и оригинальные стрельчатые киоты. Постепенно иконостас приобретал богатый, нарядный и радостный облик. Ниши в окнах были расписаны сыном Мамонтовых Андреем, клиросы — Васнецовым, им же был выложен мозаичный цветок на полу. "Голова Иоанна Крестителя" была выполнена из песчаника скульптором Антокольским. Над входом в церковь помещался керамический "Нерукотворный Спас" Поленова.
Церковь.Окно в часовню.
Церковь.Окно в часовню.
Большинство икон в абрамцевской церкви написаны также членами кружка. В самом центре на царских вратах помещена икона Поленова "Благовещение". Слева от нее —"Богоматерь" Васнецова, справа —"Нерукотворный Спас" Репина. Здесь же размещены иконы Н.В.Неврева, Е.Д.Поленовой, Н.В.Репиной (жены художника). Иконописные работы в абрамцевской церкви необычны. Изображения святых напоминают древнерусских богатырей и отшельников.

В 1882 году состоялось торжественное освящение церкви. Много радости и пользы принесла эта совместная работа членам Абрамцевского кружка. Сама идея использования национального наследия не была новой, как раз в это время шло интенсивное изучение древнерусского зодчества, пропагандировались его формы. Абрамцевские художники, как и их предшественники, не сделали принципиально новых открытий. Но они впервые почувствовали всю силу этого богатого национального наследия. Коллективная работа по строительству церкви сильнее сплотила их и вдохно-вила на дальнейшие поиски в этом направлении. В начале 1890 года церковь подверглась некоторым переделкам. С западной стороны над могилой рано умершего Андрея Мамонтова по проекту Васнецова воздвигли часовню, из церкви прорубили в нее окно и дверь, затем здесь появилась врубелевская печь с керамическим зеркалом "Павлины", были внесены некоторые дополнения в иконостас. В наши дни маленькая нарядная церковь, расположенная в гуще деревьев усадебного парка, представляет большой интерес как плод коллективного творческого труда членов Абрамцевского художественного кружка.

Душой абрамцевского дома был не только Савва Иванович, но и его супруга. Е.Г.Мамонтовой было свойственно постоянное стремление к просветительской деятельности. В первые годы жизни в Абрамцеве она открыла сельскую школу и лечебницу для жителей окрестных деревень. Ни одно мероприятие Абрамцевского художественного кружка не обходилось без Елизаветы Григорьевны. Она принимала участие в украшении церкви, была участницей домашних спектаклей, организатором столярно-резной мастерской, создательницей Музея народного искусства, постоянным руководителем вечерних чтений. Она была проповедницей добра и справедливости, вносила поэзию в любое дело.

Благодаря Е.Г.Мамонтовой Абрамцево стало родным местом для В.А.Серова. Он впервые приехал сюда, когда ему было десять лет, подолгу жил здесь, дружил с сыновьями и дочерьми Мамонтовых.

В. А. Серов. Автопортрет.
1894 г.
В. А. Серов. Автопортрет.
Елизавета Григорьевна, по признанию художника, была его второй матерью. Уже будучи прославленным, В. А. Серов писал Е. Г. Мамонтовой:"Вспоминая Вас очень часто, и во сне вижу Вас тоже очень часто. Крепко люблю я Вас. А люблю я Вас с тех самых пор, как Вас увидел в первый раз 10-летним мальчиком, когда лежа больным в дамской комнате, думал, отчего у Вас такое хорошее лицо". В Абрамцеве было все, что нужно молодому художнику: учителя, мастерские, отдых, чудесная природа и полная свобода творчества. Не случайно именно здесь родилась ,,жемчужина русской живописи" — "Девочка с персиками" Валентина Серова. Он как будто вернулся в свое детство и увидел мир таким светлым, радостным и красивым, каким он представлялся позирующей ему двенадцатилетней дочке С.И.Мамонтова — Верочке.

"Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерение их творцов ... К таким же созданиям надо отнести и этот удивительный серовский портрет. Из этюда "девочки в розовом" или "девочки за столом" он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи, полную глубокого значения "картину", отметившую целую полосу русской культуры",—писал И.Э.Грабарь.

В. А. Серов. Девочка с персиками.
В. А. Серов. Девочка с персиками.

Среди живописных работ В.А.Серова, выполненных в Абрамцеве, интересен портрет В.С.Мамонтова и два поэтичных зимних пейзажа: "Зима в Абрамцеве. Дом" и "Зима в Абрамцеве. Церковь". До нас дошло более ста рисунков и набросков художника, выполненных здесь. Среди них — портреты хозяев дома и их многочисленных гостей, пейзажи, сцены абрамцевского быта, крестьянские типы, выполненные юным художником одновременно с его учителем Репиным в окрестностях Абрамцева. В этих разных по степени законченности работах Серова чувствуется рука большого рисовальщика, мастера тонкого психологического портрета.

Молодым признанным талантливым художником в Абрамцеве был К. А. Коровин. Абрамцево стало для него как бы вторым московским училищем.

Красота абрамцевской природы притягивала к себе многих талантливых пейзажистов России. В 1880-х и в 1890-х годах бывал здесь И.И.Левитан. Среди левитановских этюдов и карандашных набросков с изображениями типично русских мотивов есть много неназванных. Теперь трудно сказать, который из них родился в Абрамцеве. Музей располагает только двумя небольшими этюдами Левитана.

И. С. Остроухов. Церковь в Абрамцеве. 1880 гг.
И. С. Остроухов. Церковь в Абрамцеве.
В Абрамцеве жили и работали не только маститые художники-передвижники и признанные молодые новаторы. Здесь трудились и малоизвестные в те годы художники, такие, как А.А.Киселев, Е.Д.Поленова, Н.Д.Кузнецов, А.М.Васнецов, М.В.Нестеров, И.С.Остроухов. Многие из них не принимали активного участия в домашних спектаклях, вечерних чтениях, не увлекались шумными охотами и коллективными экскурсиями. Просматривая их многочисленные этюды и картины, испытываешь ощущение, что в Абрамцеве и его окрестностях не осталось ни одного уголка, не запечатленного ими на холсте. У Е.Д. Поленовой насчитывается около двухсот таких работ, у А.М.Васнецова около ста, примерно столько же у И.С.Остроухова. В их работах запечатлены "Избушка на курьих ножках", флигель-баня, усадебная церковь, липовые аллеи, пруды, террасы сада, заливные луга, лесные дали, цветущие поляны, дубовые рощи и чудесные виды реки Вори. У каждого из этих художников было свое излюбленное время года и определившиеся мотивы. Остроухов и Нестеров любили раннюю весну. Васнецов писал больше всего лето, а Поленова предпочитала морозные зимы и цветущие весной и летом поляны. Многим из них эти пейзажи давали пищу для размышления, под их воздействием рождались новые образы.

Предыдущая страница

1 2 3 4 5

Версия для печати
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
Усадьба Абрамцево во времена Аксакова
Усадьба Абрамцево во времена Мамонтова
Музей-усадьба Абрамцево. Общие сведения
 
 
Rambler's Top100
 
Наверх страницы