Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
История усадьбы Абрамцево во времена Мамонтова,фотографии, история, культура.
1 2 3 4 5

Дата добавления:30.11.-0001

Усадьба Абрамцево во времена Мамонтова

У Нестерова — это полотна-легенды, у Поленовой — иллюстрации к русским народным сказкам. Известно, как самозабвенно любил абрамцевскую природу М.В.Нестеров, как увлекался историей этого края. Он исходил здесь все дороги, леса и поля. Особенно часто его можно было встретить в Радонеже.

М. В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1923 г.
М. В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею.
В этом древнем городке сохранились следы языческих верований, остатки древнего городища с земляными валами. Здесь стояла Преображенская церковь, построенная, по преданию, на том месте, где в XIV веке стояло жилище отрока Варфоломея, в последующем — Сергия Радонежского. У Нестерова давно зрело желание создать этот образ. Картина рождалась долго, в творческих муках. И вдруг однажды художник увидел ее отчетливо. "Как-то с террасы абрамцевского дома, — пишет он, — моим глазам неожиданно представилась такая русская, русская красота: слева лесистые холмы, под ними извивается аксаковская Воря, там где-то розовеют дали, вьется дымок, а ближе капустные малахитовые огороды. Справа золотистая роща. Кое-что изменить, добавить, и фон для "Варфоломея" такой, что лучше не придумаешь. Я принялся за этюд, он удался, и я, глядя на этот пейзаж, проникся каким-то чувством его подлинной "историчности". Именно такой, стало казаться мне, а не иной должен быть фон к моему "Варфоломею" . Подобно Васнецову, он хотел приблизиться в своем творчестве к русскому народному представлению об идеале. "Я передаю легенду, — пишет Нестеров, — сложенную в давние годы родным моим народом о людах, которых он отметил своей любовью и памятью"

С Абрамцевом связано много начинаний, открытий, оставивших большой след в истории русского демократического искусства в целом. Стремление связать искусство с жизнью, сделать его достоянием широкого зрителя привело художников к новаторским работам в области театра и декоративно-прикладного искусства. Более двадцати лет члены Абрамцевского художественного кружка отдали театральной деятельности. Домашние чтения. происходившие в доме Мамонтова в Москве и в Абрамцеве, а затем чтения произведений классиков по ролям, естественно, "привели" к домашним спектаклям. Спектакли Абрамцевского кружка с самого начала укрепляли и развивали идеи передвижников, несли в себе много нового." "Театр есть одна из самых широких, просветительных школ для народа, — писал В.Д. Поленов, — но театр, возвышающий человека, а не унижающий его . . ." Осознание огромной воспитательной роли театра требовало от художников произведений человечных, поистине народных, образно раскрывающих идею спектакля. В театральную деятельность были вовлечены почти все члены Абрамцевского художественного кружка. Художники не только писали декорации, но и были авторами пьес, актерами, композиторами, музыкантами, костюмерами, гримерами. На сцене ставились произведения русской и зарубежной классики: "Два мира" А.Майкова, "Сне-гурочка" А.Островского, "Фауст" Ш.Гуно, "Алая роза" С.Мамонтова и другие. Первым домашним спектаклем кружка была трагедия А.Майкова "Два мира" (1878). В спектакле участвовали Е.Г.Мамонтова, В.Д.Поленов, И.Е.Репин, Костя Алексеев (К.С.Станиславский) и Мария Климентова. Поленов написал декорации, сочинил музыку и сыграл роль главного героя Деция. Уже в первом спектакле определился принципиально новый реалистический подход художников к решению декораций. В противовес общепринятой идеализации, утвердившейся на казенной сцене, с "ходовыми" декорациями зрители впервые увидели исторически правдивые сцены. Поленов смело использовал свои знания в области античной архитектуры, натурные зарисовки. Декорации были наполнены воздухом, светом. Сцена не загромождалась кулисами. Главным и определяющим стало перспективное построение задника сцены. Все было красиво и торжественно. Поленову больше всего удавались спектакли, которые требовали возвышенной, поэтической интерпретации.

К мамонтовскрму театру все больший интерес проявляла передовая общественность, в работу включилась талантливая молодежь. Стало ясно, что домашние спектакли переросли рамки любительства, необходимо было подумать о профессиональной сцене. 9 января 1885 года С.И.Мамонтов на свои средства открывает в Москве первую русскую Частную оперу. В ее состав вошли замечательные русские актеры, композиторы, художники: Ф.И.Шаляпин, Н.В.Салина, Н.И.Забела-Врубель, А.В.Секар-Рожанский, С.В.Рахманинов, М.М.Ипполитов-Иванов, К.А.Коровин, А.Я.Головин, В.А.Серов, И.И.Левитан, М.А.Врубель. "Переворот в театральном искусстве был совершен, — пишет участница мамонтовских домашних спектаклей, член кружка Н. В. Поленова, — и возврат к прежнему рутинному театру был невозможен . . . Из Частной оперы, сыгравшей свою роль в этом перевороте, живая струя перешла на казенную сцену, а вместе с нею и молодые деятели — художники: Коровин, Головин, Шаляпин и другие". Как показало время, Абрамцевский художественный кружок был настоящей творческой студией, подготовившей расцвет русского оперного и драматического театров.

Предыдущая страница

1 2 3 4 5

Версия для печати
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
Усадьба Абрамцево во времена Аксакова
Усадьба Абрамцево во времена Мамонтова
Музей-усадьба Абрамцево. Общие сведения
 
 
 
Наверх страницы