Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Покровский Хотьков монастырь - история, фотографии, документы. Жизнь монастыря от оснавания до сегодняшних дней
1 2 3 4 5 6

Дата добавления:18.06.2006

Покровский Хотьков монастырь - история, фотографии, документы.

Город Хотьково при небольшом, всего 50 лет, возрасте имеет древние корни. Особое место в его истории занимает Покровский Хотьков девичий монастырь с Бобыльской слободой и ближайшие к нему села и деревни - Горбуново, Митино, Комякино. С этих поселений начался город, они во многом определили его облик, планировку, занятия жителей.

Покровский монастырь был первым документально известньш поселением на территории современного города Хотьково.

Покровский Хотьков монастырь. Гравюра 19 века.
Покровский Хотьков монастырь. Гравюра 19 века
Он дал ему имя. Начальная история монастыря полна загадок. Неизвестно происхождение названия, неизвестно имя основателя и дата основания. Неясен его первоначальный статус, можно только гадать - был ли он монастырем в привычном для нас понимании, то есть самоуправляющейся общиной с игуменом (игуменьей) и другими выборными должностными лицами, или имел другое внутреннее устройство. Загадок немало. Документально подтверждаемые сведения крайне скудны. И все же известные и вновь выявленные исторические документы позволяют воссоздать историю его появления и, тем более, последующего развития, а вместе с этим и историю развития окружавших его селений, из которых вырос город Хотьково.

По мнению исследователей, заселение славянами территории современного города Хотьково и округи началось в XI-XII вв., а первыми появились в этих глухих, покрытых девственными лесами, местах славяне-Кривичи. Здесь они встретились с редким населением балтских и финно-угорских племен.

Мирное соседство и постепенное смешение мерян и балтов со славянами отразилось и в местной топонимике. Так, балтскими по происхождению являются названия рек Веля и Воря. Названия реки Пажи и ее притока, ручья Подмаш - мерянские. К раннеславянским относятся названия поселений Хотьково и Радонеж.

Первоначально славяне заселяли долины рек, устраиваясь на возвышенностях речных поймах, на террасах коренных берегов, на высоких мысах в речных излучинах. К последнему типу поселений относятся Радонеж и Хотьково.

Титульный лист книги протоиерея С.К. Смирнова.
Титульный лист книги протоиерея С.К. Смирнова

С XIV в. славяне селились не только по берегам рек, но и на суходолах. На территории Хотькова археологам удалось обнаружить 11 селищ (остатков неукрепленных поселений) того времени. В основном это были починки или деревни в один - реже два-три двора. Одно из таких селищ oмечено и на территории монастыря.

Покровский Хотьков монастырь стоит на узком и длинном мысу, образованном речкой Пажей и Комякинским оврагом. Место, которое он занимает, издревле называлось "Хотково" или "Хотков". Среди различных версий прохождения названия Хотькова монастыря наиболее правдоподобной представляется та, согласно которой в его основе лежит древнеславянское мужское имя "Хот" или "Хотьк".

Хотков, - так, вероятно, называлось небольшое славянское земледельческое поселение, на месте которого возник Покровский Хотьков монастырь. Поселение могло быть основано в X-XII столетиях и запустеть, или исчезнуть в 30-90-х годах XIII в. из-за неоднократньк татарских нашествий. Но его название осталось в народной памяти и перешло на обжитое первыми поселенцами место, которое позднее занял Покровский монастырь. Не случайно в дошедших да нас документах XIV - XVI вв. его называли монастырем "иже на Хоткове", уточняя таким образом месторасположение обители.

Историки и краеведы сходятся в том, что Покровский монастырь появился в первое тридцатилетие XIV в. Это было время, когда в результате татарских набегов на богатые центральные области и города Владимиро-Суздальской земли произошел отток населения в доселе малообжитые лесные окраины. К 1336 г. относится первое письменное свидетельство о волости Радонежской и селе Радонежском: по завещанию великого Московского князя Ивана Калиты село вместе с волостью было передано его второй жене Ульяне. В то время Радонежское было крупнейшим поселением на северовосточной границе Московского княжества. В нем, на холме в излучине Пажи, размещалась укрепленная усадьба княжеского наместника, в обязанности которого входило привлечение в волость переселенцев за счет предоставления им от имени князя различных льгот и "ослаб".

Границы городка Радонеж в конце 14-начале 15 в.
Границы городка Радонеж  в конце 14-начале 15 в.
В начале 30-х годов XIV в.в "весь, глаголемую Радонеж" из города Ростова перебралось сразу несколько семей, среди которых был боярин Кирилл "с всем домом своим, и с всем родом своим", отец будущего троицкого игумена Преподобного Сергия Радонежского, в миру Варфоломея. Незадолго до смерти, последовавшей, согласно мнению церковных историков, в 1337 г., Кирилл и его жена Мария приняли постриг в Покровском монастыре и были погребены в нем. Еще раньше, после смерти жены Анны, также погребенной в Хотькове монастыре, здесь принял постриг старший сын боярина Степан, в монашестве Стефан. Пострижение близких Преподобного Сергия "на Хоткове" говорит о тесной связи монастыря с селом Радонежским, Радонежской волостью. В чем же могла заключаться эта связь? Имеющиеся документы позволяют утверждать, что ко времени пострижения родителей Преподобного Сергия Покровский монастырь относился к характерному для средневековой Руси типу так называемого "мирского монастыря".
Покров с изображением Сергия Радонежского.
Покров с изображением Сергия Радонежского
Такие монастыри создавались при содействии целого общества для того, чтобы, по словам В.0. Ключевского, "обывателям было где постричься в старости и при смерти "устроить душу" посмертным поминовением. Здесь же находили приют одинокие и беспомощные члены крестьянского мира: увечные, старые девицы, которых "и замуж взяти за себя никто не хочет". Мирские монастыри находились в подчинении у волостной общины, которая распоряжалась монастырской казной, выбирала священников, отводила им землю для ведения хозяйства. Понятно, что они не могли отличаться богатством, хвалиться каменными зданиями. Вполне естественно, что и располагались они вблизи волостного центра. Так и Покровская обитель была создана жителями Радонежской волости "на Хоткове", неподалеку от села Радонежского.

Мирское происхождение объясняет отсутствие сведений об основателе и дате основания монастыря, ведь основал его не князь, не архиерей, а крестьянский мир, жизнью которого мало интересовались летописцы. Об этом говорит и то, что в нем проживали как мужчины, так и женщины; в нем не было игумена или игуменьи, а руководство повседневной жизнью осуществлял священник Покровской церкви. Да и внешне он менее всего походил на обычную монашескую обитель, разнообразные строения которой группировались бы вокруг храма. В XIV в. он более напоминал церковный погост, поскольку Покровская церковь с кладбищем и, возможно, дворы причта стояли отдельно от келий старцев и стариц. В одной из писцовых книг конца XVI в. обитель прямо названа погостом: "на Хоткове монастырь Покров Святые Богородицы... а в прибавочных книгах тот погост не написан".

В XIV в. деревянная Покровская церковь скорее всего была небольшой, простейшего так называемого "клецкого" типа. Немногочисленные деревянные кельи старцев и стариц стояли ниже Церкви, занимая территорию южной оконечности Хотьковского мыса. Так, вероятно, выглядел Покровский монастырь при жизни родителей Преподобного Сергия и при нем самом. Вполне возможно, что уже тогда сложилась его необычная "уличная" планировка.

Следующая страница

1 2 3 4 5 6

Версия для печати
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
Книга "Покровский Хотьков девичий монастырь". Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1896 год.
Покровский Хотьков монастырь - история, фотографии, документы.
Информация для паломников - Покровский Хотьков монастырь и Троице-Сергиева Лавра
 
 
 
Наверх страницы