В ноябре этого года исполнилось 20 лет со дня возрождения приходской жизни храма прп. Алексия человека Божия По этому поводу мы побеседовали с настоятелем храма - протоиереем Сергием Трухачевым. Встреча наша состоялась по окончании службы за совместной с прихожанами трапезой.
Настоятель Алексеевской церкви о. Сергий Трухачёв |
 |
ОБ ИСТОРИИ ХРАМА
- Это было сельцо Горбуново (Горбенёво) Дмитровского уезда. В 1806 году здесь приобрёл фарфоровый завод купец Алексей Гаврилович Попов. Жена его была родственницей Кузнецова. Тогда здесь была деревянная церковь в честь Успения Матери Божией, а на её месте в 1848 году А. Г. Попов построил каменный храм в честь Святителя Алексия митрополита Киевского, Московского и всея Руси - современника и собеседника Преподобного Сергия Радонежского, покровителя храмоздателя - Алексея Гавриловича Попова. Уже после кончины А. Г. Попова его дети всё достроили. Храм был освящён в 1863 году, в День ангела А. Г. Попова. Впоследствии дети и внуки продали завод: краски, например, - на Петербургский (Ленинградский) фарфоровый завод. А здание сменило нескольких хозяев, основные из них - братья Сазоновы. Они в 1870-ые годы устроили здесь суконную фабрику.
Фарфор А. Г. Попова высоко ценится, он есть практически во всех музеях. И сам храм, его убранство, несло соответствующий отпечаток: были свои художники для росписи храма, в убранстве много фарфоровых элементов, даже подсвечники. К сожалению, весь интерьер погиб. Старожилы рассказывают, что они замазывали, когда делали клуб, все росписи извёсткой. Поскольку росписи через извёстку всё равно проглядывали, их просто сбили. Службы были до 1935 года. В декабре 1934 года решением трудящихся Горбуновской фабрики запретили колокольный звон, а затем и храм закрыли. Наверху было зернохранилище, а внизу - овощехранилище.
Здесь, где мы сейчас беседуем, была усыпальница на четыре склепа (в одном из них погребён А. Г. Попов). Они были разорены в советское время. В конце 1940-х годов начали уничтожать колокольню, и в 1950-ые годы полностью её разобрали, даже на 1,5 метра вглубь фундамента. В храме был кинозал, стены покрыты туфом по той моде. Танцплощадка с витражами, сцена; кинобудка наверху. На втором этаже - библиотека и банкетный зал.
Уничтожили главки, а ведь храм был трёхкупольный (один купол над каждым алтарём), сейчас восстановили только один купол. Храм был трёхпрестольный: первый, главный - в честь митрополита московского Алексия; правый придел - в честь Успения Божией Матери, а левый - в честь царицы мученицы Александры, которая празднуется вместе с великомучеником Георгием Победоносцем 23 апреля (6 мая по новому стилю). Но в последние годы клуб тоже не использовался: проблемы с отоплением, затем пожар. В итоге в 1991 году Горбуновская фабрика передала здание церкви, что, безусловно, не может не радовать, так как человек призван восстанавливать справедливость. Мы собрали все косточки, оставшиеся от разорённых надгробий, и перезахоронили их под камнем в склепе.
Меня назначили сюда в 1999 году. Что-то было уже сделано, но всё, что мы видим, сделано после 1999 года. О прежней росписи и интерьере не сохранилось никаких сведений. Самое лучшее, что есть в русской церковной архитектуре - иконостасы 14- 16 веков. Мы взяли за образец иконостас 15-го века: тябловый, то есть иконостас, состоящий только из икон и перемычек. Такой же - в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавре. Классический русский иконостас. К нему подбираются соответствующие росписи - у нас сербские.
Сейчас идёт восстановление колокольни: она будет максимально приближена к той, что была, поскольку это памятник архитектуры регионального значения - шатровая колокольня, популярная на Руси с 17-го века. Реставрация - более сложная работа по сравнению с просто строительством нового здания. Все работы ведутся под контролем Министерства культуры. Восстановление колокольни - это исправление несправедливости, исправление греха.
О РЕЛИГИИ
- Можно часто слышать, что мы живём в светском государстве. Однако в советское время наше государство было даже не атеистическим, а безбожным. В 1920-ые и 1930-ые годы существовала организация, которая так и называлась: "Воинствующие безбожники". Конечно, это был явный перекос. Я согласен с выражением, что Церковь отделена от государства, но не отделена от общества. Общественному сознанию в нашей стране предстоит выработать новый подход к привычным вещам, которые достались нам в наследство от советского прошлого.
Скажем, в наше время следует говорить скорее не о научном прогрессе, а о регрессе, о глобальных проблемах: экология, голод, наркомания, национальная безопасность. Одна только наука не может решить эти проблемы, потому что многие из них - это проблемы человеческой души, личности: человек спивается, потому что не видит смысла в жизни. Наука - это система знаний, достигнутых эмпирическим путём. Церковь же занимается тем, что мы называем душой, а с ней связаны совесть, нравственность, мотивация, которые не зависят от науки. Что касается лженаук (астрология и т. д.) - это детерминизм, то есть предопределение, а человек призван к свободе, и подчиняется только воле Божьей. Если он отказывается от подчинения злым силам - это и есть покаяние.
К сожалению, глобальный кризис нашего времени имеет свои корни в людских душах: человеческие качества уступают место хищническим настроениям, что неизбежно приведёт нас в тупик.
На вопрос, какой может быть выход в сложившихся обстоятельствах, отвечу так: необходимо избавляться от иждивенческих настроений - у нас после Советской власти люди сидят и ждут, что придёт государство и всё им даст. И наступит царствие небесное. А каждый человек должен сделать то, что в его силах. Мы сразу не можем изменить обстановку в нашем государстве. Но исправить свою душу, позаботиться о своей семье может каждый человек.
О СЕМЬЕ
- Мой отец родился в Москве, в 1924 году. В 1941 ушёл на фронт, был в плену. Служил до 1947 года, а когда со своей женой приехал в Москву, жить ему было уже негде. Поэтому мы родились в Поволжье. Но в конце 1960-х годов родители решили возвратиться, и, поскольку мама была верующей, приехали в Сергиев Посад. Здесь я окончил школу, поступил в семинарию в Питере (здесь меня не взяли), там женился, приехал сюда. Сначала служил в Москве, потом в командировках: в наших храмах, в Чехии (Карловы Вары), Болгарии (София). Семья уже была большая, семь человек детей, в Москве нам было сложно. И меня, по моей просьбе, в 1999 году перевели сюда. Я себя считаю местным человеком. Тем более, мой брат и две моих сестры закончили Хотьковский техникум: строительное, сельскохозяйственное и бухгалтерское отделения соответственно.
Сейчас детей у нас восемь человек (4 мальчика и 4 девочки) и двое внуков, ещё вот ждём внука. Супруга - матушка Любовь, профессиональный регент - управляет хором. Основной принцип в воспитании детей: "Делай, как я". Поэтому и дети участвуют в нашей жизни: мальчики в алтаре, девочки поют в хоре. Каждый ребёнок в семье проходит через твоё сердце, и здесь уже не важно, что применять - кнут или пряник - лишь бы была для ребёнка польза. Не действует один способ - надо другой. Самому себя оценивать невозможно: строгий я отец или нет - пусть дети сами скажут. Старшие дети очень помогли в воспитании младших. Принцип у нас коммунистический: от каждого - по способностям, каждому - по потребностям.
Вторая дочь замужем за диаконом, третья дочь - за студентом духовной семинарии. Последние три мальчика - им 14, 12 и младшему Кириллу будет вот 10 - они ещё учатся. Старший сын Алексей закончил первый курс Сретенской семинарии в Москве и сам пошёл в армию. 17-го декабря у него была присяга в части, расположенной в Балашихе. Он попал в подразделение спецназа.
О ГРЯДУЩИХ ПРАЗДНИКАХ
Прихожане отмечают Новый год, но по церковному уставу, а устав предполагает постную пищу. Мы служим новогодний молебен 31-го вечером, где испрашиваем у Бога благословения и помощи на следующий год. Отмечая праздник в семейном кругу, следует помнить, что до 7 января - пост. И что главные христианские праздники - Рождество Христово и Крещение.
Марина Горячева. "Хотьковский прорыв"