Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Двадцатилетию возрождения прихода Алексеевской церкви. Интервью с настоятелем храма о. Сергием Трухачевым

Дата добавления:30.12.2011

Двадцатилетию возрождения прихода Алексеевской церкви. Интервью с настоятелем храма

В ноябре этого года исполнилось 20 лет со дня возрождения приходской жизни храма прп. Алексия человека Божия По этому поводу мы побеседовали с настоятелем храма - протоиереем Сергием Трухачевым. Встреча наша состоялась по окончании службы за совместной с прихожанами трапезой.

Настоятель Алексеевской церкви о. Сергий Трухачёв
Настоятель горбуновской церкви о. Сергий Трухачёв

ОБ ИСТОРИИ ХРАМА

- Это было сельцо Горбуново (Горбенёво) Дмитровского уезда. В 1806 году здесь при­обрёл фарфоровый завод ку­пец Алексей Гаврилович По­пов. Жена его была родствен­ницей Кузнецова. Тогда здесь была деревянная церковь в честь Успения Матери Божией, а на её месте в 1848 году А. Г. Попов построил камен­ный храм в честь Святителя Алексия митрополита Киевс­кого, Московского и всея Ру­си - современника и собесед­ника Преподобного Сергия Радонежского, покровителя храмоздателя - Алексея Гав­риловича Попова. Уже после кончины А. Г. Попова его дети всё достроили. Храм был ос­вящён в 1863 году, в День ан­гела А. Г. Попова. Впослед­ствии дети и внуки продали завод: краски, например, - на Петербургский (Ленинградс­кий) фарфоровый завод. А здание сменило нескольких хозяев, основные из них - братья Сазоновы. Они в 1870-ые годы устроили здесь суконную фабрику.

Фарфор А. Г. Попова высо­ко ценится, он есть практи­чески во всех музеях. И сам храм, его убранство, несло соответствующий отпечаток: были свои художники для росписи храма, в убранстве много фарфоровых элемен­тов, даже подсвечники. К со­жалению, весь интерьер по­гиб. Старожилы рассказыва­ют, что они замазывали, ког­да делали клуб, все росписи извёсткой. Поскольку роспи­си через извёстку всё равно проглядывали, их просто сби­ли. Службы были до 1935 го­да. В декабре 1934 года ре­шением трудящихся Горбуновской фабрики запретили ко­локольный звон, а затем и храм закрыли. Наверху было зернохранилище, а внизу - овощехранилище.
Здесь, где мы сейчас беседуем, была усыпальница на четыре склепа (в одном из них погребён А. Г. Попов). Они были разо­рены в советское время. В конце 1940-х годов начали уничтожать колокольню, и в 1950-ые годы полностью её разобрали, даже на 1,5 метра вглубь фундамента. В храме был кинозал, стены покрыты туфом по той моде. Танцпло­щадка с витражами, сцена; кинобудка наверху. На вто­ром этаже - библиотека и банкетный зал.

Уничтожили главки, а ведь храм был трёх­купольный (один купол над каждым алтарём), сейчас восстановили только один ку­пол. Храм был трёхпрестоль­ный: первый, главный - в честь митрополита московс­кого Алексия; правый придел - в честь Успения Божией Ма­тери, а левый - в честь цари­цы мученицы Александры, которая празднуется вместе с великомучеником Георгием Победоносцем 23 апреля (6 мая по новому стилю). Но в последние годы клуб тоже не использовался: проблемы с отоплением, затем пожар. В итоге в 1991 году Горбуновская фабрика передала зда­ние церкви, что, безусловно, не может не радовать, так как человек призван восста­навливать справедливость. Мы собрали все косточки, ос­тавшиеся от разорённых надгробий, и перезахоронили их под камнем в склепе.

Меня назначили сюда в 1999 году. Что-то было уже сделано, но всё, что мы ви­дим, сделано после 1999 го­да. О прежней росписи и ин­терьере не сохранилось ника­ких сведений. Самое лучшее, что есть в русской церковной архитектуре - иконостасы 14- 16 веков. Мы взяли за обра­зец иконостас 15-го века: тябловый, то есть иконостас, сос­тоящий только из икон и пере­мычек. Такой же - в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавре. Классический русский иконостас. К нему подбираются соответствующие росписи - у нас сербские.

Сейчас идёт восстановле­ние колокольни: она будет максимально приближена к той, что была, поскольку это памятник архитектуры регио­нального значения - шатро­вая колокольня, популярная на Руси с 17-го века. Рестав­рация - более сложная работа по сравнению с просто строи­тельством нового здания. Все работы ведутся под контро­лем Министерства культуры. Восстановление колокольни - это исправление несправед­ливости, исправление греха.

О РЕЛИГИИ

- Можно часто слышать, что мы живём в светском го­сударстве. Однако в советс­кое время наше государство было даже не атеистическим, а безбожным. В 1920-ые и 1930-ые годы существовала организация, которая так и называлась: "Воинствующие безбожники". Конечно, это был явный перекос. Я согла­сен с выражением, что Цер­ковь отделена от государ­ства, но не отделена от обще­ства. Общественному созна­нию в нашей стране предсто­ит выработать новый подход к привычным вещам, кото­рые достались нам в наслед­ство от советского прошлого.

Скажем, в наше время сле­дует говорить скорее не о на­учном прогрессе, а о регрес­се, о глобальных проблемах: экология, голод, наркомания, национальная безопасность. Одна только наука не может решить эти проблемы, потому что многие из них - это проб­лемы человеческой души, личности: человек спивается, потому что не видит смысла в жизни. Наука - это система знаний, достигнутых эмпири­ческим путём. Церковь же за­нимается тем, что мы называ­ем душой, а с ней связаны со­весть, нравственность, моти­вация, которые не зависят от науки. Что касается лженаук (астрология и т. д.) - это де­терминизм, то есть предопре­деление, а человек призван к свободе, и подчиняется толь­ко воле Божьей. Если он отка­зывается от подчинения злым силам - это и есть покаяние.

К сожалению, глобальный кризис нашего времени име­ет свои корни в людских ду­шах: человеческие качества уступают место хищничес­ким настроениям, что неизбежно приведёт нас в тупик.

На вопрос, какой может быть выход в сложившихся обстоятельствах, отвечу так: необходимо избавляться от иждивенческих настроений - у нас после Советской власти люди сидят и ждут, что придёт государство и всё им даст. И наступит царствие небесное. А каждый человек должен сделать то, что в его силах. Мы сразу не можем изменить обстановку в нашем государ­стве. Но исправить свою ду­шу, позаботиться о своей семье может каждый человек.

О СЕМЬЕ

- Мой отец родился в Моск­ве, в 1924 году. В 1941 ушёл на фронт, был в плену. Слу­жил до 1947 года, а когда со своей женой приехал в Моск­ву, жить ему было уже негде. Поэтому мы родились в По­волжье. Но в конце 1960-х го­дов родители решили возвра­титься, и, поскольку мама бы­ла верующей, приехали в Сергиев Посад. Здесь я окон­чил школу, поступил в семинарию в Питере (здесь меня не взяли), там женился, прие­хал сюда. Сначала служил в Москве, потом в командиров­ках: в наших храмах, в Чехии (Карловы Вары), Болгарии (София). Семья уже была большая, семь человек де­тей, в Москве нам было слож­но. И меня, по моей просьбе, в 1999 году перевели сюда. Я себя считаю местным челове­ком. Тем более, мой брат и две моих сестры закончили Хотьковский техникум: строи­тельное, сельскохозяйствен­ное и бухгалтерское отделе­ния соответственно.

Сейчас детей у нас восемь человек (4 мальчика и 4 де­вочки) и двое внуков, ещё вот ждём внука. Супруга - матуш­ка Любовь, профессиональ­ный регент - управляет хо­ром. Основной принцип в вос­питании детей: "Делай, как я". Поэтому и дети участвуют в нашей жизни: мальчики в ал­таре, девочки поют в хоре. Каждый ребёнок в семье про­ходит через твоё сердце, и здесь уже не важно, что при­менять - кнут или пряник - лишь бы была для ребёнка польза. Не действует один способ - надо другой. Самому себя оценивать невозможно: строгий я отец или нет - пусть дети сами скажут. Старшие дети очень помогли в воспи­тании младших. Принцип у нас коммунистический: от каждого - по способностям, каждому - по потребностям.

Вторая дочь замужем за диаконом, третья дочь - за студентом духовной семина­рии. Последние три мальчика - им 14, 12 и младшему Ки­риллу будет вот 10 - они ещё учатся. Старший сын Алексей закончил первый курс Срете­нской семинарии в Москве и сам пошёл в армию. 17-го де­кабря у него была присяга в части, расположенной в Ба­лашихе. Он попал в подраз­деление спецназа.

О ГРЯДУЩИХ ПРАЗДНИКАХ

Прихожане отмечают Но­вый год, но по церковному уставу, а устав предполагает постную пищу. Мы служим новогодний молебен 31-го вечером, где испрашиваем у Бога благословения и помо­щи на следующий год. Отме­чая праздник в семейном кругу, следует помнить, что до 7 января - пост. И что главные христианские празд­ники - Рождество Христово и Крещение.

Марина Горячева. "Хотьковский прорыв"

Версия для печати
Комментарии к статье:
Комментариев к этой статье нет
Добавить комментарий:
Добавляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами пользовательского соглашения
Имя *
Текст комментария * (не более 2000 символов)
Контрольный вопрос *
Вы не робот? Ответьте, пожалуйста, на простой вопрос. Ответ должен быть написан словом, например, пять:
Сколько поросят было в известной сказке?
* - Поле, обязательно для заполнения
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
На дороги и дворики не хватило денег
О Мамонтовых, Абрамцеве и железной дороге
Презентация хотьковской ледовой арены. Репортаж ТК Радонежье [Видео]
Дряхлость подстанции скорой помощи поражает
Бородино в Радонеже
Об Абрамцеве расскажет NBC
Двадцатилетию возрождения прихода Алексеевской церкви. Интервью с настоятелем храма
Закладка мемориала в деревне Ахтырка [Видео]
Симпозиум скульпторов в Хотькове [Видео]
Хотьково. Инициативная группа жителей. Взгляд из ЖЖ
 
 
 
Наверх страницы