Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Покровский Хотьков монастырь - история, фотографии, документы. Жизнь монастыря от оснавания до сегодняшних дней
1 2 3 4 5 6

Дата добавления:18.06.2006

Покровский Хотьков монастырь - история, фотографии, документы.

Почему боярин Кирилл его жена Мария постриглись в мирском монастыре? В ответ можно привести следующие причины: отсутствие необходимых средств у боярина, разорившегося еще при своей жизни в Ростове, нежелание престарелых родителей расставаться с сыновьями, один из которых (Стефан) проживал в этом же монастыре, нежелание порывать связи с другими выходцами из Ростова, обосновавшимися в селе Радонежском одновременно с семьей боярина Кирилла. Может быть, Хотьков монастырь привлек отсутствием строгих правил, ведь в нем совместно проживали и мужчины, и женщины большинство которых, "состарившись в простых обычаях", постригались здесь не ради молитвенных "подвигов", но только ради "успокоения своей старости".
Преподобный Сергий у гроба родителей.
Преподобный Сергий у гроба родителей

Мирской монастырь не мог соответствовать высоким представлениям Варфоломея об истинном иночестве. Поэтому, оплакав могилы родителей, погребенных у Покровской церкви, он ушел "на взыскание места пустынного", которое и обрел в глухом углу Радонежской волости, на холме Маковец. Здесь, выдержав испытание одинокой пустынной жизнью, он принял монашеский постриг под именем Сергий, здесь основал Троицкий монастырь "иже на Маковце", коренным образом отличавшийся от Покровского "на Хоткове". Пройдет время и исторические пути двух обителей, объединенные личностью Преподобного Сергия, соединятся. Пока же исторический путь Покровского Хотькова монастыря оставался в тесной связи с историческим путем села Радонежского.

После кончины княгини Ульяны (не позже 1374 г.) Радонежская волость досталась двоюродному брату великого Московского князя Дмитрия Ивановича, князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Герой Куликовской битвы князь Владимир Андреевич умер в 1410 г. "Радонеж с тамгою и с мыты" получил в наследство его четвертый сын Андрей Владимирович.

При князе Андрее в Радонеже произошли важные события. Волость вместе с двумя соседними волостями, также полученными князем в наследство от отца, превратилась в небольшое удельное княжество, "столицей" которого стал городок Радонеж. Такое название получило бывшее село Радонежское после возведения на его западной окраине, на холме в излучине речки Пажи, дерево-земляной крепости, валы которой сохранились до нашего времени. Князь умер в мор 1426 - 1427 гг. Его небольшой удел достался племяннику Василию Ярославичу Серпуховскому-Боровскому, княжение которого пришлось на годы династической войны 1425 -1453 гг. От времени правления этого князя в документах Троице-Сергиева монастыря сохранилось упоминание о старце Нифонте Скобельцыне, который пожертвовал "к Покрову пречистые богородицы на Хотьково пустошь Давыдовское", - возможно, первое земельное владение монастыря.

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, 15 в.
Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, 15 в.

Вскоре после окончания войны великий Московский князь Василий II бросил Василия Ярославича в тюрьму, а его земли, включая и Радонежье, разделил на уезды и присоединил к своим владениям.

Политические события XV в. не изменили характер жизни монастыря "на Хоткове". Он по-прежнему оставался небольшой мирской обителью при Покровской церкви. Из текста жалованной грамоты, данной монастырю великим Московским князем Василием III 11-го марта 1506 г., известно, что в монастыре проживало всего 17 старцев и стариц. Возглавляли их поп Покровской церкви Лукъян да дьякон Захарий: на их имена дана грамота о пожаловании Покровскому монастырю великокняжеской руги" - ежегодного продовольственного содержания. Значение руги не исчерпывалось материальной помощью. Она означала переход Покровского Хотькова монастыря под покровительство великокняжеской власти и, следовательно, значительно повышала его статус. 28 февраля 1534 г., вскоре после смерти Василия III, великокняжеская руга была подтверждена от имени малолетнего великого князя Ивана IV.

1 -го августа 1544 г. четырнадцатилетний Иван IV, находясь на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре, передал ему в управление Покровский монастырь "на Хоткове". Передача была оформлена соответствующей жалованной грамотой, подписанной великим князем здесь же в Троице.

Вот текст этого крайне важного документа, приведенный с незначительными сокращениями: "Се яз князь великий Иван Васильевич всея Русии пожаловал есми Троицкаго Сергиева монастыря игумена Никандра с братиею, или кто по нем иный игумен будет, что мне били челом, что в Радонежском уезде на Хоткове мой девичий монастырек Покров Святей Богородицы, а в том монастыре лежат чудотворца Сергия родители, и нам бы их пожаловати, дати тот монастырек в дом живоначальныя Троицы и Чудотворцу Сергию. И яз князь великий Иван Васильевич всея Русии пожаловал дал им тот девичь монастырек и с поповскою пашнею. А которая от нас та руга шла в тот монастырек, хлебная и денежная, и соль, и та им руга имати по томуж с нашего дворца по книгам, как имали при отце нашем, при великом князе Василье Ивановиче, а нынеча при нас. Писана у Троицы в Сергиеве монастыре лета 7052 (1544) августа в 1-й день".

Иван IV (Грозный), самодержец Всея Руси.
Иван IV (Грозный), самодержец Всея Руси.

В этой грамоте монастырь "на Хоткове" впервые назван девичьим. Запрет совместного проживания мужчин и женщин в монастырях был установлен в 1504 г., но в Хотькове старцы и старицы соседствовали до 1534 г. Из-за отсутствия достоверных сведений можно предположить, что превращение Покровского монастыря в девичий произошло только после вступления в 1542 г. на Московскую митрополичью кафедру Новгородского архиепископа Макария, который немало потрудился в Новгородской епархии, разделяя совместные монастыри на мужские и женские.

Подчинение Троице-Сергиеву монастырю коренным образом изменило характер монастыря "на Хоткове". Сохранив за собой великокняжескую ругу, он приобрел покровительство влиятельной и богатой Троицкой обители. Неудивительно, что девичий монастырь начал постепенно приходить в лучшее чем прежде состояние. К середине 80-х годов XYI в. в нем появилась ещё одна деревянная церковь - Никольская, в состав причта был включен пономарь. В 90-х годах XYI в. число насельниц достигло 35-37 человек.

К концу столетия деревянные строения Покровского монастыря заняли всю южную и среднюю часть Хотьковского мыса. Над обнесенной оградой территорией господствовала вертикаль шатровой Покровской церкви, построенной после 1544 г. Рядом возвышалась теплая "клецкая" Никольская церковь. Неподалеку от церквей располагались дворы причта и кельи нищих. По южному склону мыса по сторонам пересекавшей монастырь улицы стояли 27 монашеских келий, к каждой из которых примыкал небольшой огород. Две церкви, уличная планировка, огороды при кельях придавали монастырю вид богатого села при проезжей дороге.

В начале XYII в. в Московском государстве, ослабленном неудачной Ливонской войной и опричниной, голодом и крестьянскими восстаниями, началась долгая кровавая смута. Русскую землю заполонили вооруженные отряды поляков, литовцев, украинских казаков и ватаги примкнувших к ним собственных "воров". Они опустошили не только пограничные земли, но разорили окрестности столицы. Многотысячное польско-литовское войско Сапеги и Лисовского 16 месяцев (1608 -1610 гг.) держало в осаде Троице-Сергиев монастырь.

Осада Троице-Сергиева монастыря. Литография конца ХIХ века.
Осада Троице-Сергиева монастыря. Литография конца ХIХ века.
Долгое пребывание вражеских отрядов под стенами Троицкой обители привело к разорению и запустению ее окрестностей. Не избежали этого и городок Радонеж с окружающими его деревнями, и Покровский монастырь. Осенью 1608 г., при приближении отрядов Сапеги и Лисовского, его обитатели укрылись за стенами Троицкой обители. На Маковце, вместе с сотнями жителей окрестных сел и деревень, они испытали все тяготы и ужасы долгой осады. В осажденном Троицком монастыре скончался хотьковский священник о. Сергий.

В январе 1610 г. осада была снята, но окрестности Троице-Сергиева монастыря были опасны для проживания и находились в запустении из-за хозяйничавших повсюду "воровских людей". О печальном состоянии округи свидетельствует "дозор" (проверка) троицких вотчин, произведенный в 1614 г. В конце описания каждой вотчины дозорщики неизменно заключали: "а ныне все пусто: села и деревни запустели от литовских людей", "а по новому дозору все в пусте".

Осмотрели дозорщики и Хотьково. Заключение оказалось неутешительным: "на троицкой земле, на Хоткове был монастырь, а ныне стоит церковь Покрова Пресвятые Богородицы, да на монастыре 27 мест келейных порозжих". И четыре года спустя после освобождения Троице-Сергиева монастыря от осады принадлежавшая ему соседняя обитель находилась в полном запустении, не сохранилась имевшаяся в ней Никольская церковь.

Троице-Сергиев монастырь. Икона с видом восстановленной после осады обители. На иконе изображены деревянные государевы хоромы, 40-50-е годы XVII в.
Троице-Сергиев монастырь. Икона с видом восстановленной после осады обители. На иконе изображены деревянные государевы хоромы, 40-50-е годы XVII в.

При поддержке Троице-Сергиева монастыря Хотьковская обитель была восстановлена к середине 20-х годов XVII в. 0б этом свидетельствует запись в писцовой книге 1623 - 1624 гг.: "Троицы Сергиева монастыря девич монастырь на Хотькове на речке Паже, а в нем храм во имя Покрова Святыя Богородицы древян, шатром вверх, да теплая церковь Николая чудотворца древяная клецки, а в нем образы, и свечи, и книги, и на колоколь-нице колокола и всякое церковное строенье Троицы Сершева монастыря; да на церковной земле 38 келий, а в них живут старицы, да во дворе поп Грязной Семенов, во дворе дьячек Поздейко Иванов, во дворе пономарь Обросимко, да 4 кельи, а в них живут нищие, питаются от церкви Божии".

К 1641 г. число келий увеличилось. В них проживало 46 стариц, во главе которых стояла игуменья Евфимия Коро-левинская, - первая игуменья Хотькова монастыря, о которой сообщают исторические документы. Судя по прозвищу она происходила из прислужниц королевны Марфы Владимировны Старицкой, вдовы датского королевича Магнуса, которая проживала в уединенном Подсосенском девичьем монастыре на реке Торгоше.Монастырь этот в Смутное время был полностью "разорен от литовских людей" и в отличии от Хотькова более не возобновлялся.

Покровский Хотьков монастырь, находясь во владении Троицкой обители, во всем подчинялся указам и распоряжениям ее властей. В Хотькове, "для службы и духовности", постоянно пребывал Троицкий иеромонах. Он следил за нравственной жизнью инокинь и посредничал в официальных сношениях двух обителей. Троицким властям принадлежало право утверждения хотьковской игуменьи, избиравшейся старшими сестрами монастыря. Пострижение или погребение в монастыре разрешалось лишь по указу собора Троицкой обители. Сам же указ давался после вклада в троицкую казну.

Предыдущая страница

1 2 3 4 5 6

Версия для печати
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
Книга "Покровский Хотьков девичий монастырь". Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1896 год.
Покровский Хотьков монастырь - история, фотографии, документы.
Информация для паломников - Покровский Хотьков монастырь и Троице-Сергиева Лавра
 
 
 
Наверх страницы