Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Покровский Хотьков монастырь - история, фотографии, документы. Жизнь монастыря от оснавания до сегодняшних дней.
1 2 3 4 5 6

Дата добавления:18.06.2006

Покровский Хотьков монастырь - история, фотографии, документы.

Во вкладной книге Троице-Сергиева монастыря 1673 г. содержится около сорока записей о вкладах за право пострижения или погребения в Хотькове, сделанных на протяжении всего XYII в. Вкладчики - люди самых разных сословий. Их вклады - самое разнообразное имущество. Из вкладов 1-й четверти XYII в. особенно интересен вклад Анны Григорьевой. За право, "буде похочет", постричься в Хотькове монастыре, она пожертвовала 1300 бревен "красного лесу" на восстановление государевых хором в Троицкой обители.

В книге содержатся также записи о вкладах в сам Хотьков монастырь и об обязанности игумений отчитываться перед собором Троицкой обители о подобных вкладах. В XYII в. самые щедрые и наиболее важные пожертвования были сделаны стольником Василием Федоровичем Яновым. В январе 1644 г. он пожертвовал 1000 рублей на церковное строение. На эти деньги вскоре был заложен первый в истории Хотькова монастыря каменный храм. В.ф. Янов наблюдал за ходом работ, оплатил труды "патриаршего подмастерья" (архитектора), каменщиков и работных людей, покупку необходимых материалов, всего почти на 220 рублей.

План и фасад Покровского собора 1644-1648 гг. Фрагменты чертежей 18 века.
План и фасад Покровского собора 1644-1648 гг. Фрагменты чертежей 18 века.
Денег хватило как на возведение каменного Покровского храма, так и на украшение его иконами, на обеспечение церковной утварью, облачениями, богослужебными книгами.

Работы были завершены в 1648 г. "И теми деньгами, - читаем во вкладной книге, - в троицком Хотьковском монастыре над чюдотворцовыми Сергиевыми родительми воздвигнута каменная шатровая церковь во имя Покрова Пресвятеи Богородицы, да 2 придела - великого чюдотворца Николы да чюдотворца Сергия. У церкви же колокольня каменная, на церквах главы и кресты паяны немецким железом". Покровскую церковь правильнее называть соборной церковью или собором, поскольку она была главной из двух церквей монастыря, местом, где покоились родители Преподобного Сергия.

Построенный "патриаршим подмастерьем" собор принадлежал к рактерному для середины XVII в. типу каменной посадской церкви с расположеными по продольной оси объемами самого храма, трапезной и кокольни. Даже внешне он более походил на приходскую церковь какой-нибудь зажиточной слободы или села, чем на главный собор монастыря.


Покровский собор 1644-1648 гг. Литография 1872 года.
Покровский собор 1644-1648 гг. Литография 1872 года.
Изображения Покровского собора позволяют представить устройство и облик этого несохранившегося памятника. Над западным входом в собор возвышалась колокольня, завершенная восьмигранным шатром с луковичной главкой. Из-под колокольни вход вел в невысокую прямоугольную трапезную палату. в юго-западном углу которой находилась гробница преподобных Кирилла и Марии. Низкое помещение трапезной соединялось с относительно высоким двухсветным прямоугольным храмовым помещением. над глухим сомкнутым сводом которого возвышался большой восьмигранный шатер, увенчанный луковичной главкой. Вполне возможно. что над боковыми приделами также возвышались два шатра меньших размеров. Шатровые завершения, декоративное убранство фасадов подчеркивали принадлежность Покровского собора к московской школе зодчества.

В феврале 1764 г., в соответствии с подписанным императрицей Екатериной II указом о секуляризации церковного землевладения, многочисленные вотчины Троице-Сергиевой Лавры перешли в распоряжение государства, в том числе и крестьяне лаврских деревень Комякино, Подушкино, Машино, Матренкино и Морозове, а также хотьковские крестьяне деревни Филимоново и Бобыльской слободы. Эти деревни и их жители считались отныне казенными. Наряду с казенными селениями в окрестностях Хотькова монастыря были и частновладельческие. Так, например, сельцо Абрамково в конце 70-х годов XVIII в. принадлежало помещице И.А. Головиной, вдове унтер-лейтенанта флота Ф.И. Головина.

Императрица Анна Иоановна.
Императрица Анна Иоановна
Сельцом в то время называли поместье или двор землевладельца, в котором проживал он сам или назначенный им управитель. При Головиных сельцо Абрамково в 1720-х - 50-х годах превратилось в благоустроенную усадьбу с регулярным парком и плодовым садом вокруг господского дома. На некотором удалении от сельца стояли 4 крестьянских двора деревеньки Абрамково. Головиной принадлежали также деревни Быково и Мутовки. Ближайшее к монастырю сельцо Митино принадлежало генеральше М.Е. Щербининой, сельцо Горбуново - прапорщику в отставке Н.И. Моложеинову. К частновладельческим относилось и сельцо Суконниково, принадлежавшее секретарю Г.И. Рудоневскому и располагавшееся западнее сельца Митино, а также деревни Гаврилково и Ильино. Пройдет немного времени и сельцо Митино превратится в одноименную деревню, сельцо Горбуново в промышленное село, а сельцо Суконниково исчезнет, останется лишь одноименная пустошь, напоминающая о нем.

Указ 1764 г. имел прямое отношение и к судьбе Покровского Хотькова монастыря. Он был выведен из ведения Троице-Сергиевой Лавры и подчинен Московскому епархиальному архиерею в качестве монастыря 3-го класса со штатом в 17 монашествующих.

Вид Покровского монастыря с юго-запада. Литография 1-й половины XIX в.
Вид Покровского монастыря с юго-запада. Литография 1-й половины XIX в.
Государственное (штатное) содержание монастырю было определено в 385 рублей 60 коп. в год. Кроме того, для отправления богослужений в нем положено было пребывать двум белым священникам с жалованьем каждому по 20 рублей в год (император Павел увеличил его до 40 рублей) и двум причетникам с жалованьем по 10 рублей. Из штатной суммы 50 рублей отпускались на содержание церквей и ризницы; 30 рублей - на церковный погреб; 6 рублей 60 коп. шли на оплату подушных податей за трех служителей, которых было разрешено иметь монастырю. Остальная сумма (299 рублей) составляла жалованье причта, игуменьи, казначеи, пятнадцати монахинь и трех служителей.

По штатам 1764 г. годовое жалованье хотьковской игуменьи было определено в 40 рублей, а рядовой монахини - в 10 рублей. Для сравнения отметим, что штатное жалованье лаврского монаха также составляло 10 рублей в год, но при этом лаврская братия находилась на полном обеспечении своей обители и, кроме того, получала доход от раздела братской кружки, которая наполнялась пожертвованиями и вознаграждениями за службу, молебны, панихиды, поминовения. В Хотьковском монастыре, как и в большинстве женских обителей, кружечные деньги разделялись главным образом между причтом.

Таким образом, государственное содержание, на которое был переведен Хотьков монастырь в 1764 году, подобно великокняжеской руге XVI в. и лаврскому жалованью 1544-1763 гг., обеспечивало насельниц лишь минимумом необходимых средств. Добавим к этому, что Хотьков монастырь, в отличии от Лавры, имел особножительный устав и что жалованье в нем получали только 17 монахинь и игуменья. Всего же в монастыре в год учреждения штатов проживали 41 монахиня, 34 белицы и вдовы, 40 девиц, всех 115 человек.

Поэтому хотьковские монахини и белицы должны были, как и в прошлые времена, сами заботиться о себе. Выручали их небольшие угодья, оставленные монастырю, и навыки к рукоделию. Почти все монахини умели прясть и шить, в том числе серебром и золотом.

План Хотькова монастыря. 70-е годы XVII в.
План Хотькова монастыря. 70-е годы XVII в.
В конце XYIII в. искусством золотого, жемчужного и лицевого шитья прославились монахини Прасковья Шатилова, Анна Титова, Авдотья Иванова и Наталья Баскакова. Их руками вышиты замечательные по красоте церковные облачения, хранящиеся ныне в собрании Сергиево-Посадского музея в Лавре. Свои рукоделья монахини и белицы продавали в монастыре или на рынке в селе Клементьеве. Сохранились любопытные документы, свидетельствующие как о важности рукоделий и торговли для хотьковских насельниц, так и о противоречивом отношении к этому вышестоящих властей. Так, например, когда в 1731 г. указом Синода монахам и монахиням было запрещено покидать монастыри, хотьковские насельницы жаловались властям Лавры в том, "что имеется у них в деревнях насечено лесу и хлеба, а прибрать некому, также на одежду и на пропитание рукоделья своего продать негде". Власти вынуждены были разрешить выход из монастыря. Но уже в апреле 1734 г. отмечалось, что "оного Троицкого Хотковского девича монастыря монахини, преступая монашеское обещание, непрестанно ездят в Троицкой Сергиев монастырь и подмонастырское село Клементьево на торг и чинят многие непотребства". Собор Лавры приказал игуменье Иринархе Латышевой "отнюдь неотпущать" монахинь как в Лавру, так и в село Клементьеве.

В монастыре торговля оживлялась в дни храмовых праздников, главным из которых был Покров Пресвятой Богородицы 1(14) октября. В этот день и всю последующую неделю внутри и вне монастыря торговали не только монашескими рукодельями, но и калачами, пряниками, яблоками, орехами, прочим "съестным харчем". Многолюдство, шум и крик торгующихся придавали девичьей обители вид большого села в разгар ярмарки.

Предыдущая страница

1 2 3 4 5 6

Версия для печати
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
Книга "Покровский Хотьков девичий монастырь". Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1896 год.
Покровский Хотьков монастырь - история, фотографии, документы.
Информация для паломников - Покровский Хотьков монастырь и Троице-Сергиева Лавра
 
 
 
Наверх страницы