В 1976 году в нашем районе проходили съёмки ставшего впоследствии знаменитым художественного фильма о войне "Аты-баты, шли солдаты" режиссёра Леонида Быкова. Одну из главных ролей в ней сыграл Владимир Конкин — молодой актёр, тогда ещё не получивший поистине фантастической известности за роль Шарапова в "Место встречи изменить нельзя".
В конце октября творческая встреча с Владимиром Алексеевичем состоялась в Сергиево-Посадском филиале ВГИКа (бывшем киновидеоколледже). В преддверии грядущего 70-летия Победы нам показалось уместным вспомнить о военной кинокартине, к которой наш край имеет непосредственное отношение.
Съёмки проходили неподалёку от села Городок (ныне село Радонеж. — Ред.) и на станции Хотьково. Здесь создавался финальный эпизод фильма — неравный смертный бой солдат взвода под командованием молодого командира Суслина (его играл Конкин) с фашистами. Последовательность работы, как порой бывает в кино, была обратной, то есть финал картины снимали вначале, а всё остальное потом.
Кадры из фильма "Аты-баты, шли солдаты". Эпизод, снимавшийся недалеко от радонежской церкви
Из рассказа Конкина: "Поле горело и дымилось. Ветродуй "проветривал" нас до костей, но мы держались в своих шинелях, ватниках и полушубках. Сцену боя снимали тремя камерами, за одной из которых сидел сам Быков. Я работал без дублёра. При подготовке к съёмке в окопе, где стоял мой герой, вырыли дополнительную ямку, куда я должен был скрыться при приближении танка. У каждого из них есть "мёртвая зона", попадая в которую, водитель перестаёт видеть то, что творится прямо перед машиной. Чтобы я понял, когда наступит время проваливаться, техники поставили флажки. Мне сказали: как только танк к ним приблизится, срочно ложись.
Начались съёмки. Я видел, что танк пересёк "красную линию", но пошевелиться не мог. Чувства страха не было, но и ступор не проходил. Стою, смотрю на приближающийся уже вплотную танк, словно кролик на удава. Спас меня ассистент оператора. В каком-то невероятном прыжке он бросился ко мне, успел толкнуть ногой в спину и сбить с ног буквально в последний момент: через мгновение тяжёлая машина прошла надо мной, противотанковое ружьё раздавило всмятку, меня завалило землёй... Когда меня откопали, гимнастёрка была изодрана в клочья, а бутафорская, нарисованная кровь смешивалась с настоящей. "Наверное, это как на войне", — сказал я Быкову и хлопнулся в обморок. Очнулся в машине "скорой помощи". Серьёзных травм не было, но съёмки остановили на два дня..."
Работа над картиной в радонежском поле проходила в феврале. Старожилы села Городок, с которыми членам краеведческого клуба "Хронос" удалось пообщаться на эту тему, вспоминали о 30-градусных морозах, стоявших в тот год на дворе, и о том, как было жаль актёров, которые с гранатами в руках бросались под танки и "погибали", защищая родную землю.
Жители села и близлежащие воинские части, как могли, помогали съёмочной группе. А когда фильм был готов, его первый предпремьерный показ состоялся в клубе местной воинской части. В память об этом событии и совместной работе над фильмом был сделан снимок. Он по сей день хранится в семейных альбомах участников встречи. Владимир Конкин был несказанно рад, когда ему подарили ту фотографию, сделанную в 1977 году.
Смотреть фильм "Аты-баты, шли солдаты"
Лидия Васильева, Краеведческий вестник