Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Елизавета Мамонтова. Её жизнь была прекрасным подвигом

Дата добавления:23.09.2015

Елизавета Мамонтова. Её жизнь была прекрасным подвигом

Многие достижения Абрамцевского (Мамонтовского) художественного кружка стали возможны благодаря особой атмосфере содружества – деятельной и в то же время по-домашнему уютной. Основная заслуга в её создании, безусловно, принадлежит Елизавете Григорьевне Мамонтовой. «Довольно долгая жизнь Елизаветы Григорьевны Мамонтовой была прекрасный подвиг, и я, право, не знаю, не помню на пути своем ни одной женщины, которая бы отвечала так щедро, так полно на все запросы ума и сердца», – писал о ней М.В. Нестеров в своих воспоминаниях.

Елизавета Григорьевна Мамонтова. 1866 г.

Елизавета Григорьевна Мамонтова. 1866 г.

Елизавета Григорьевна родилась 1(13) сентября 1847 года в семье известных текстильных фабрикантов Сапожниковых. С детства она отличалась серьезностью, спокойным и ровным характером, проявляла способности в разных областях — математике, литературе, самым сильным её увлечением была музыка. За границей она брала уроки у Клары Шуман, концертирующей пианистки. Елизавета Григорьевна относила себя к поколению русских женщин, воспитанных романами И.С. Тургенева, то есть женщин, которые могли самостоятельно определять свой выбор. К этому же типу принадлежала и её мать, Вера Владимировна Сапожникова, которая очень рано овдовела и, тем не менее, сумела не только сохранить свои предприятия, но и приумножить их.

Елизавета Григорьевна, Серёжа, Савва Иванович Мамонтовы. 1868 г.

Елизавета Григорьевна, Серёжа, Савва Иванович Мамонтовы. 1868 г.

Со своим будущим мужем Саввой Ивановичем Мамонтовым Елизавета Григорьевна познакомился во время путешествия по Италии. Строгий, иногда даже жесткий по отношению к своим сыновьям, И.Ф. Мамонтов очень нежно относился к своей невестке. Он говорил Савве: «Выбор подруги на всю жизнь зависит от сердца и здравого рассудка, одного другим поверенного. Выбор твоей указанной невесты Лизы Сапожниковой, если не противоречит сердцу, — выбор правильный и достойный».

Они обвенчались 24 апреля 1865 года в церкви Преподобного Сергия Радонежского в усадьбе Мамонтовых в Кирееве по Николаевской железной дороге (ныне — район Химок). В 1870 году Савва Иванович и Елизавета Григорьевна приобрели собственную усадьбу. Свои первые впечатления об Абрамцеве они описывали сходными словами и выражениями. «Выехав в просеку монастырского леса и увидав на противоположной горе уютный серенький с красной крышей дом, мы стали восхищаться местоположением», — записала в своем «Дневнике» Елизавета Григорьевна.

Н.Я. Давыдова, Е.Г. Мамонтова, Вера Мамонтова, Шура Мамонтова, Митя Арцыбушев, С.С. Мамонтов,
М.Ф. Якунчикова на веранде абрамцевского усадебного дома. 1892 г.

Н.Я. Давыдова, Е.Г. Мамонтова, Вера Мамонтова, Шура Мамонтова, Митя Арцыбушев, С.С. Мамонтов, М.Ф. Якунчикова на веранде абрамцевского усадебного дома. 1892 г.

Уже не следующий год в Абрамцеве появились первые художники, а активная творческая жизнь началась после 1873 года. В этой бурной жизни с огромным количеством гостей Елизавете Григорьевне удавалось сохранять определённый порядок. «Общую жизнь мою с ребятами наладила совсем хорошо, живем по расписанию, — писала она Наталье Васильевне Поленовой в 1884 году.

С 9 до 11 занимаюсь с девочками, тут и работаем, и учимся, все вместе. В 11 часов ко мне приходит Дрюша, и мы занимаемся с ним историей и географией до обеда, принялись теперь за Грецию. В 1 час обедаем. После обеда сейчас садимся за рисование, рисуем по случаю дождей постановки. Рисуем до 3-х, до чаю, после которого идём гулять или на лодку всей компанией. Гуляем часа два. В 7 ужинаем, после ужина дети обыкновенно играют на дворе. В 9 девочки уходят спать, а я с мальчиками ещё пару часов, до 11, читаем или так болтаем».

М.М. Антокольский, Сергей, Елизавета Григорьевна и
Савва Иванович Мамонтовы. 1878 г.

М.М. Антокольский, Сергей, Елизавета Григорьевна и Савва Иванович Мамонтовы. 1878 г.

У Мамонтовых было пятеро детей: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра. Все они получили хорошее образование: мальчики учились в гимназии, а затем Сергей — в Николаевском военном училище, Андрей — в Училище живописи, ваяния и зодчества, Всеволод — в Московском университете. Главное — у них было блестящее домашнее образование: каждый знал несколько языков, они много читали, музицировали, рисовали, писали стихи, упражнялись в гимнастике, фехтовании и т.д. Во время заграничных поездок им обязательно нанимали преподавателей, они активно общались с местными детьми. В Абрамцеве дети с раннего возраста приобщались к
серьёзным взрослым делам. Они участвовали в строительстве церкви, занимались резьбой и керамикой, девочки вышивали, для чего ходили обучаться в Хотьковский монастырь, были участниками всех домашних спектаклей: играли, пели, сочиняли сценарии. В играх участвовали не только «усадебные» дети, но и сельская детвора из окрестных деревень — Быкова и Мутовок.

Н.А. Прахов вспоминал: «Случалось, иной раз, что затеянная детьми война увлекала и взрослых: дядю Савву, его друга Петра Антоновича Спиро, моего отца, В.М. Васнецова, француза-гувернера Таньона, И.Е. Репина, доктора П.И. Якуба и В.Д. Поленова. С их неожиданным вмешательством в игру менялся характер всех военных операций. Составлялся план кампании, расставлялись сторожевые посты и пикеты, обязанные дать условный сигнал при обнаружении врага и первыми вступать в бой.
Нам, малышам, выпадала скромная роль лазутчиков. После игры пёстрым ковром цветов мелькали на зеленой лужайке цветные рубашки крестьянских и господских детей, и «победители» и «побеждённые» награждались в равной мере пряниками и леденцами — тетей Лизой, моей мамой, Машенькой, Сонечкой Мамонтовыми и другими молодыми женщинами».

В аллее абрамцевского парка. Слева направо: К.Д. Арцыбушев,
Андрей Мамонтов, В.М. Васнецов, Таня Васнецова, Н.С. Кукин,
П.А. Спиро, Шура Мамонтова, С.И. Мамонтов, И.В. Штром,
И.С. Остроухов, Е.Г. Мамонтова, М.М. Антокольский,
В.И. Ольховская, И. В. Шпажинский. 1883 г.

В аллее абрамцевского парка. Слева направо: К.Д. Арцыбушев, Андрей Мамонтов, В.М. Васнецов, Таня Васнецова, Н.С. Кукин, П.А. Спиро, Шура Мамонтова, С.И. Мамонтов, И.В. Штром, И.С. Остроухов, Е.Г. Мамонтова, М.М. Антокольский, В.И. Ольховская, И. В. Шпажинский. 1883 г.

В храмовый праздник, день Спаса Нерукотворного, в усадьбе устраивался большой праздник, где всегда бывало много местных жителей. Он заканчивался фейерверком и вручением подарков, которые Елизавета Григорьевна выбирала и покупала лично или с помощью художников.

Елизавета Григорьевна, так же как и её мать, активно занималась благотворительной деятельностью. В Абрамцеве ею была организована лечебница, школа для обучения детей столярному делу. Позже из этой школы выросло художественное предприятие — абрамцевская столярно-резчицкая мастерская, художественным руководителем которой была Е.Д. Поленова. Эти мастерские положили начало Абрамцевскому художественно-промышленному колледжу имени В.М. Васнецова, который в этом году отмечает свое 130-летие.

Большую помощь в создании мастерских оказал Елизавете Григорьевне скульптор М.М. Антокольский, с которым она познакомилась в Италии в 1872 году, состояла с ним на протяжении многих лет в длительной переписке, всегда радовалась приезду художника в Абрамцево.
Создавая мастерскую, Елизавета Григорьевна стремилась разрешить важную социальную задачу: остановить начавшуюся тогда миграцию разоряющегося крестьянства в город посредством возрождения местного промысла резьбы по дереву. Однако значение мастерских значительно серьезнее: «В маленькой абрамцевской школе была осуществлена первая попытка соединить грамоту с художественным развитием народа», — считал Антокольский. На стенах школы вывешивались фотографии работ известных художников, они тщательно подбирались по теме, изучаемой в классе.

Елизавета Григорьевна Мамонтова в кабинете

Елизавета Григорьевна Мамонтова в кабинете

Искусство помогало ученикам лучше понимать историю, расширяло взгляд на мир, воспитывало чувства, приобщало детей к красоте. Все сложности, связанные с организацией мастерской, решали Елизавета Григорьевна и Елена Дмитриевна Поленова, а позже — Андрей Саввич Мамонтов, студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Однако трудности, связанные со снабжением материалами, сбытом изделий, контроль за исполнением заказов — всё это ложилось на плечи, в основном, Елизаветы Григорьевны. Пришлось много бороться с недобросовестностью мастеров, небрежно выполнявших свою работу. Первые годы мастерская работала практически в убыток. Чтобы свести концы с концами и заплатить мастерам, Елизавета Григорьевна и Елена Дмитриевна вкладывали свои деньги.

«Природа наделила её сильной волей, твёрдым умом. Сдержанная, справедливая, всегда владеющая собой, спокойная на вид, она была создана для этого сложного дела», — вспоминала о ней в этот период Валентина Серова, мать художника и свидетельница становления столярной мастерской в Абрамцеве. Деятельность Е.Г. Мамонтовой и Е.Д. Поленовой в Абрамцевской столярной мастерской имела широкий общественный резонанс. В конце XIX века возрождением угасающих промыслов занималось земство. В 1910 году на съезде деятелей кустарной промышленности А.В. Прахов представил программу обучения в школах кустарного ученичества, включающую широкий круг общеобразовательных и художественных дисциплин. Именно опыт Абрамцева лёг в основу таких школ и училищ.

Елизавета Григорьевна Мамонтова и Виктор Михайлович Васнецов в Абрамцеве. 1890-е гг.

Елизавета Григорьевна Мамонтова и Виктор Михайлович Васнецов в Абрамцеве. 1890-е гг.


Для Елизаветы Григорьевны были важны и нравственные качества мастеров. Её глубоко огорчило появление на празднике пьяных, и она способствовала организации общества трезвости в Хотькове. «Завтра в нашей школьной жизни знаменательный день — кладётся основание общества трезвости. После обедни отслужим торжественно молебен — вступают четыре столяра и, кажется, сам Кузьма, — писала она в 1894 году Наталье Васильевне Поленовой. — У нас сейчас на очереди вопрос об открытии читальни в Хотькове. Камзолкин предложил даровое помещение и чай по своей цене. Нельзя не воспользоваться таким добрым движением. В Хотькове между духовенством много сочувствующих этому делу. Я хочу взять на себя хлопоты по устройству. Девочки мои принимают в этом деле живое участие». В 1897 году читальня, а при ней чайная и столовая, были переведены в Абрамцево.
Елизавета Григорьевна приглашала учителей, организовывала вечерние чтения и спевки. Уже в начале 1890-х годов в дело благотворительности стали включаться дочери Мамонтовых, Вера и Александра, чему Елизавета Григорьевна очень радовалась.
«7-го открылось у нас приходское попечительство, во главе которого стала Шура, её выбрали в председательницы. Вера, Лена и я записались членами. Вера на днях открывает дневной приют для малых ребят в Мутовках. Дело у них кипит, а у меня, глядя на них, сердце радуется, — писала Елизавета Григорьевна Наталье Васильевне Поленовой в 1898 году. — 8-ого числа у нас открылась школа для девочек в Ахтырке, где преимущественно будем учить рукоделию.

Елизавета Григорьевна с внуками (детьми Веры) – Лизой, Серёжей, Юрой

Елизавета Григорьевна с внуками (детьми Веры) – Лизой, Серёжей, Юрой

В этот же день было заседание попечительства, на котором очень симпатично себя держали крестьяне». Елизавете Григорьевне досталась нелегкая материнская судьба. Воспитание пятерых детей подчас требовало героических усилий. «В очень раннем возрасте Андрюша захворал брайтовой болезнью (болезнь почек. — Е.М.), — вспоминала Валентина Серова, — все знаменитые врачи лечили его, но безуспешно. Наконец, решили объявить родителям, что медицина бессильна в борьбе с такой серьёзной болезнью и только усиленное питание, благоприятная обстановка, быть может, могут спасти ребенка. И вот тут Елизавета Григорьевна с благоразумным героизмом, присущим редким матерям, взялась спасать своего Дрюшу — и спасла его».

И всё же ей пришлось пережить двоих своих детей. В 1891 году, простудившись при работе во Владимирском соборе в Киеве, умер Андрей. В 1907 году, после трёх дней воспаления легких, умерла Вера Мамонтова, в замужестве Самарина, мать троих маленьких детей. Её детский портрет, знаменитая «Девочка с персиками» работы молодого Валентина Серова, подаренный Елизавете Григорьевне, вплоть до 1914 года находился в столовой Абрамцевского усадебного дома, где и был написан в 1887 году. Через 10 месяцев после смерти дочери, в октябре 1908 года, Елизаветы Григорьевны не стало.

Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887 год

Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887 год

Примечательную характеристику дала Е.Г. Мамонтовой Валентина Серова: «Женщина с огненной душой, она этот огонь зарывала глубоко под непроницаемую оболочку феноменальной сдержанности, дабы никто не смел заглянуть в её святая святых».
38 лет она была хозяйкой удивительной усадьбы, в каждое общее дело, коллективное начинание Абрамцевского кружка Елизавета Григорьевна вкладывала много «любви, интереса и личного духа». По признанию многих художников, она сумела внести в кипучую атмосферу усадьбы ощущение чего-то очень устойчивого, именно ей удалось создать здесь «приятный тип жизни», идеальный для творчества.

Елена Николаевна Митрофанова, заместитель директора по науке музея-заповедника  «Абрамцево».
Опубликовано в газете "Хотьковский прорыв", №12, 2015 г.

Версия для печати
Комментарии к статье:
Николай 23.01.20 17:47
Спасибо большое. Если можно,подскажите, пожалуйста, где бы почитать о жизни Е.Г. в семье: отношениях с родными детьми и детьми, гостившими в Абрамцеве (особенно В.А.Серовым), внуками, с зятьями и невестками. Что-то похожее на записки Владимира Беляшина на сайте skr.korolev-culture.ru.
Добавить комментарий:
Добавляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами пользовательского соглашения
Имя *
Текст комментария * (не более 2000 символов)
Контрольный вопрос *
Вы не робот? Ответьте, пожалуйста, на простой вопрос. Ответ должен быть написан словом, например, пять:
Сколько поросят было в известной сказке?
* - Поле, обязательно для заполнения
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
Радонеж, Белые Боги. Православие и язычество
СЕРГИЙ - "ПАТРОН" ЦАРСТВА МОСКОВСКОГО. ЧАСТЬ4
ЕФИМ ДОРОШ. АРХАНОВО (ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК) ЧАСТЬ1.
СЕРГИЙ - "ПАТРОН" ЦАРСТВА МОСКОВСКОГО (1547 - 1721). ЧАСТЬ2
БОЙЦЫ ВСПОМИНАЮТ...
В. ЕРОФЕЕВ: МОСКВА - ХОТЬКОВО НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ПОЭМА
ХОТЬКОВСКАЯ ВОЛОСТЬ В ЦИФРАХ:МОЛОДЫЕ КУСТАРИ
ЕФИМ ДОРОШ. АРХАНОВО (ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК) ЧАСТЬ2.
ЛЕТОПИСЬ ПОКРОВСКОГО ДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ (ХРОНИКА БЕДСТВИЙ). ЧАСТЬ3.
СЕЛЬСКИЕ КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
 
 
 
Наверх страницы