Домой Написать письмо Информация о проекте Добавить в избранное Новости и обновления сайта в формате RSS Twitter Хотьково в сети Наша группа Вконтакте Хотьково в сети в Живом Журнале
Хотьковский железнодорожный мост - Мост из прошлого в будущее

Дата добавления:06.01.2017

Мост из прошлого в будущее

В июле 2017 года исполняется 155 лет со дня открытия регулярного движения по Ярославской железной дороге на участке Москва-Сергиев. Соответственно, столько же лет и уникальному инженерному сооружению на этой ветке — хотьковскому железнодорожному мосту через реку Пажа.
Этот мост, самый высокий железнодорожный мост в Подмосковье, спроектировал молодой талантливый петербургский инженер-путеец, математик А. С. Рехневский.

Хотьковский железнодорожный мост. Архитектор-проектировщик Александр Симонович Рехневский

Учителем и научным руководителем А. С. Рехневского на курсе был талантливый российский математик, инженер-мостостроитель, профессор Д. И. Журавский. Именно Журавский в те годы сделал революционное открытие в мировой науке и практике железнодорожного мостостроения — первым в мире построил учебную испытательную модель рас­косного (с диагональными балками) моста, используя остроумный метод “прослушивания” несущих конструкций как звучащих струн при прохождении по ним железнодорожного состава. “Звучащая” модель Журавского позволила ему создать точные математические расчёты сечений несущих конструкций мостов.

Хотьковский мост с высоты птичьего полета

Благодаря его работе стали понятны причины столь часто повторявшихся в то время страшных катастроф на железнодорожных мостах Европы и Америки. Мосты, внешне массивные, но построенные на глазок, не выдерживали нагрузки в уязвимых местах и обрушивались, унося множество человеческих жизней.

Александр Рехневский, талантливый ученик профессора Журавского, усовершенствовал его открытие, переведя сложные математические расчёты своего учителя на более простой и понятный язык графических построений. С научных работ Д. И. Журавского, А. С. Рехневского и других российских инженеров-железнодорожников в стране началась эпоха лёгких и прочных рас­косных мостов, первым из которых в Подмосковье стал хотьковский мост Рехневского. Изящный, ажурный, высоко стоящий на двух опорах, он считается украшением Хотькова. Сегодня с моста открывается панорама монастыря и старого города, вид на долину Пажи и современную автомобильную развязку. Мост в первоначальном виде простоял 30 лет, со временем его неоднократно реконструировали и усиливали. Однако замысел его создателя и сейчас проглядывает сквозь современные сплошные конструкции. Мост по-прежнему красив и выдерживает колоссальные нагрузки.

Хотьковский железнодорожный мост. Архитектор-проектировщик Александр Симонович Рехневский

Кроме хотьковского моста Александр Рехневский спроектировал также железнодорожный мост на Волго-Донской железной дороге (ветка Царицын — Калач-на-Дону), первый поезд по которому прошёл в конце лета 1862 года.

Рехневский был одним из любимых учеников Журавского. В 1857 году тот привлёк Рехневского к ответственной работе — требовалось заменить деревянный шпиль Петропав­ловского собора металлическим. Вместе они рассчитали новую конструкцию каркаса шпиля, затем инспектировали его производство на Камско-Воткинском металлургическом заводе, а затем участвовали в установке нового.

Талантливый российский учёный Александр Рехневский прожил, к сожалению, короткую жизнь. Он скончался 11 июля 1863 года, не дожив нескольких недель до двадцатишестилетия. Существует версия, пока никак не подтверждённая документально, что в этот день Рехневский бросился с хотьковского моста в момент его испытания, испугавшись разрушения конструкции. На мой взгляд, это маловероятно, так как мост к тому времени уже прошёл испытания и почти год исправно функ­ци­о­ни­ровал.

Хотьковский железнодорожный мост. Архитектор-проектировщик Александр Симонович Рехневский

 

Если самоубийство на мосту действительно произошло, то причин могло быть множество — от несчастной любви и душевной болезни до политических мотивов. Так, к примеру, накануне гибели стало известно, что Россия не допустит иностранные державы к урегулированию внутреннего политического кризиса, вызванного польским восстанием 1863 года, и что надежды польских повстанцев на помощь Европы рухнули. Александр Рехневский был этническим поляком, дворянином, жил в Петербурге, где сложилась одна из самых многочисленных и активных польских диаспор в России. Однако эти два события могли быть лишь совпадением, и версия автора — всего лишь версия.

Попробуем закончить наше расследование на оптимистичной ноте. На одном из польских историко-биографических сайтов автор нашла статью о том, что в декабре того фатального 1863 года в Петербурге, в семье старшего из братьев Рехневских Юлия родился мальчик Станислав. Впоследствии он, как и его дядя, окончил петербургский Институт инженеров путей сообщения, проектировал сложнейшие железнодорожные мосты и тоннели сначала в Российской империи, потом в СССР, а затем в предвоенной Польше. В статье сказано, что это был чрезвычайно талант­ливый, трудолюбивый и очень скромный человек…

Александр Симонович Рехневский родился 2 августа 1836 года в Петербурге, в семье польских дворян — выходцев из Минской губернии. Его старший брат Юлий Рехневский (1824-1887) был известным писателем, педагогом, общественным деятелем. Другой брат — генерал-майор Станислав-Казимир Рехневский (1833-1885) — математиком, военным инженером-геодезистом. Ну а младший из них, Александр, получил образование в петербургском Институте Корпуса инженеров путей сообщения, который окончил в 1855 году вторым по успеваемости в звании поручика. Его однокашники стали талантливыми инженерами, изобретателями, начальниками железных дорог.


Историк Наталья Малашина
, опубликовано в "Краеведческом вестнике" газеты "Вперед"

Версия для печати
Комментарии к статье:
Комментариев к этой статье нет
Добавить комментарий:
Добавляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами пользовательского соглашения
Имя *
Текст комментария * (не более 2000 символов)
Контрольный вопрос *
Вы не робот? Ответьте, пожалуйста, на простой вопрос. Ответ должен быть написан словом, например, пять:
Сколько будет 15 минус 8?
* - Поле, обязательно для заполнения
Смотрите также в этом разделе    Все материалы раздела
ЕФИМ ДОРОШ. АРХАНОВО (ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК) ЧАСТЬ1.
СЕРГИЙ - "ПАТРОН" ЦАРСТВА МОСКОВСКОГО. ЧАСТЬ1
СЕРГИЙ - "ПАТРОН" ЦАРСТВА МОСКОВСКОГО. ЧАСТЬ4
СЕРГИЙ - "ПАТРОН" ЦАРСТВА МОСКОВСКОГО (1547 - 1721). ЧАСТЬ2
ХОТЬКОВСКАЯ ВОЛОСТЬ В ЦИФРАХ:МОЛОДЫЕ КУСТАРИ
ЛЕТОПИСЬ ПОКРОВСКОГО ДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ (ХРОНИКА БЕДСТВИЙ). ЧАСТЬ3.
ЕФИМ ДОРОШ. АРХАНОВО (ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК) ЧАСТЬ3.
ГОРОДОК - ПЕПЕЛИЩЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
ХОТЬКОВСКАЯ ВОЛОСТЬ В ЦИФРАХ:ПРИРОДА
ЕФИМ ДОРОШ. АРХАНОВО (ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК) ЧАСТЬ2.
 
 
Rambler's Top100
 
Наверх страницы