Кроме Троицкого монастыря, благословением и трудами Преподобного Сергия были основаны в Великом Княжении Московском и в удельных княжениях многие другие монастыри, которым он дал первых настоятелей из своих учеников, а потом многие обители подчинились руководству и управлению монастыря, которым он управлял до кончины своей.
Трудами Преподобного Сергия основан монастырь Благовещенский на реке Киржаче, по случаю временного удаления его из Троицкой обители, а по возвращении его паки в Лавру вверен управлению ученика его Романа. По требованию святого Алексия, Митрополита Московского, отпущен для устроения монастыря в честь Нерукотворенного Образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа другой ученик и соотечественник Преподобного Андроник. По устроении потребных зданий Преподобный Сергий и сам приходил "на место в Андрониев монастырь" и призвал на него благословение Божие. Около того же времени, по случаю пребывания в своем отечественном городе Ростове, при Князе Константине (( 1365) и епископе Ростовском Игнатии (13561364) он благословил двух иноков Феодора и Павла устроить обитель на избранном вместе с ними месте, на реке Устье, в честь святых мучеников Бориса и Глеба1. На пути из Нижнего Новгорода, куда отправлялся Преподобный Сергий в 1365 году, по препоручению Великого Князя он положил основание Георгиевской пустыни в Гороховском уезде на реке Клязьме2. Образовавшийся с юного возраста под руководством Преподобного Сергия и от рук его приявший ангельский образ племянник его Феодор по благословению его положил начало монастырю Рождества Пресвятыя Богородицы на Симонове, где и был первым Игуменом, а потом Архимандритом. По просьбе Серпуховского Князя Владимира Андреевича, в области которого находилась тогда и Троицкая обитель, Преподобный Сергий ходил в Серпухов, устроил там монастырь в честь Зачатия Пресв. Богородицы и дал ему первого Игумена из учеников своих Афанасия. Здесь сохранились крашеные ризы Преподобного Сергия3. В благодарность Богу за победу над Мамаем Великий Князь Димитрий Иоаннович положил устроить обитель во имя Божией Матери и просил содействия Преподобного Сергия. Преподобный нашел для сего место на реке Дубенке, устроил храм в честь Успения Божией Матери и вручил игуменство в нем ученику своему Леонтию4.
По желанию сего же благочестивого Князя Преподобный Сергий основал близ Коломны храм и монастырь в честь Богоявления Господня на урочище Голутвине и оставил там Игуменом ученика своего Григория. Здесь сохранился посох Преподобного Сергия5.
По кончине его в различных местах России основали новые обители ученики его Павел и Сильвестр Обнорские6, Савва Звенигородский7, Феодосий и Афанасий Череповские8.
Из всех монастырей, основанных Преподобным Сергием, остались в управлении Троицкой обители только: 1) Благовещенский Киржачский, и 2) Георгиевская пустынь. Киржачский монастырь после преподобного Романа получал себе из братии Троицкого монастыря Настоятелей, которые назывались то Строителями, то Игумнами9; Георгиевская пустыня служила для уединявшихся на безмолвие и состояла в зависимости от Троицкого Сергиева монастыря до начала XVI столетия. Тогда она разорена казанскими татарами и запустела10. Но впоследствии присоединились к Троицкому Сергиеву монастырю многие другие обители, частью вновь образованные трудами и ревностию Настоятелей сего монастыря, частью преданные ему по воле державных правителей России и других лиц. Еще Великий Князь Димитрий Иоаннович дал Преподобному Сергию близ своего дворца место для келлий и церкви на случай пребывания его в Москве; с течением времени на сем месте устроен 3-й) монастырь Богоявленский, который, состоя под управлением Игуменов, или Строителей, служил Настоятелям Троицкого Сергиева монастыря на случай приезда в Москву и для ближайших сношений с властями духовными и гражданскими в Москве. Здесь, между прочим, Аврамий Палицын после освобождения Москвы от поляков собирал голоса на избрание в Царя Михаила Феодоровича для сиротствующей земли Русской11. При преподобном Игумене Никоне Троицкому Сергиеву монастырю передан 4-й) Юрьевский Успенский монастырь на Войнове горе, пользовавшийся хлебною десятиною с Красного села, по грамоте Великого Князя Василия Дмитриевича12. В 1443 году Князь Можайский Иван Андреевич передал в ведение Игумену Троицкого монастыря Зиновию 5-й) монастырь Георгиевский с селениями на реке Шексне13. При том же Игумене Княгинею Аграфеною, супругою Князя Афанасия Ивановича, и их детьми, Симеоном и Василием, отдан Троицкому монастырю 6-й) Никольский монастырь на реке Шексне в смежности с вотчиною Можайского Князя Ивана Андреевича14. При Игумене Досифее, около 1446 года, считался еще в числе подведомых Троицкому монастырь 7-й) Рождества Христова в Угличском уезде, на Прилуке, данный Владимиром Ирецким15. В 1441 году дано в Троицкий Сергиев монастырь по Князе Юрии Дмитриевиче Красном в Бежецком верху важное по своей местности для торговли село Присеки с тремя церквами, впоследствии здесь образовался 8-й) монастырь Преображенский 16. В 1471 году Дмитровский Князь Георгий Васильевич передал Троицкому Сергиеву монастырю 9-й) Троицкий, монастырь на Березниках со всеми землями, данными ему боярами и детьми боярскими17. В сие же время встречается в жалованных грамотах Великого Князя Иоанна Васильевича 10-й) монастырь Николаевский в селе Дерюзине18; под самым Троицким монастырем образовался зависимый от него 11-й) Введенский монастырь, по местному положению называвшийся Подольным, в 1547 году соборная церковь Введения Пресвятой Богородицы и другая во имя святой Параскевии, нарицаемой Пятница, уже устроены в нем каменные19. В 1544 году Великий Князь Иоанн Васильевич во время пребывания своего в Троицком Сергиевом монастыре передал ему в управление 12-й) Покровский монастырь на Хотькове, в котором пострижен был еще брат Преподобного Сергия, Стефан, и где покоились родители их, преподобные Кирилл и Мария. В грамоте своей по сему случаю Великий Князь пишет: "Пожаловал есьми Троицкаго Сергиева монастыря Игумена Никандра с братиею; или кто по нем иный Игумен будет, что мне били челом, что в Радонежском уезде на Хотькове мой девичий монастырек, лежат Чудотворца Сергия родители; и нам бы их пожаловати, дати тот монастырек в дом Живоначальныя Троицы, к Чудотворцу Сергию. И яз Князь Великий Иван Васильевич всея Русии пожаловал Троицкаго Сергиева монастыря Игумна Никандра с братиею, дал им тот девичий монастырек, Живоначальной Троице и Чудотворцу Сергию, и с поповскою пашнею. А которая от нас та руга шла в тот монастырек хлебная, и денежная, и соль, и та им руга имати по тому же с нашего двора по книгам, как имали при отце нашем, при В. Князе Василие Ивановиче, а нынеча при нас"20. Из грамоты Великого Князя Василия Ивановича о руге в сей монастырь видно, что он имел тогда два отделения; в нем считалось семнадцать старцев и стариц, но впоследствии жили в нем одни старицы; в 1597 году их было здесь до тридцати пяти, в 1642 году с игуменией сорок четыре, хотя монастырь имел одну только церковь и ту деревянную21. Другой девичий монастырь, зависевший от управления Настоятелей Троицкого Сергиева монастыря, был 13-й) Успенский под сосною, которому особенно благодетельствовал Царь Борис Феодорович, положив ругу на игумению и тридцать стариц и приписав к монастырю несколько деревень, тогда как в 1594 году он имел не более восьми келлий22. После покорения царства Казанского в Казани и Свияжске основаны монастыри 14-й) и 15-й) во имя Пресвятыя Троицы и Преподобного Сергия как усердного споспешника в победе над неверными и приписаны к его Радонежскому монастырю. О начале и подчинении сих монастырей Царь Алексей Михайлович в одной из грамот своих, повторяя слова монастырских властей, писал: "В прошлых годех прадед наш блаженныя памяти Великий Государь, Царь и В. Князь Иван Васильевич, всея России Самодержец, видя Великаго Чудотворца Сергия о получении Казанского Государства многая бываемая чудеса и вспоможения, изволил в тех новых городах: в Казани и в Свияжску, состроить в его чудотворцево имя общии монастыри, и пожаловал их в дом Живоначальныя Троицы в вотчину, а для братскаго пропитания и монастырских обиходов, велел к Троицкому монастырю и к тем приписным монастырям в реке Волге, в Узинских и Тетюшских водах, ловить рыбу"23.
Таким образом, Настоятели Троицкого Сергиева монастыря еще в сане игуменском были начальниками многих обителей, или, как их называли тогда, пастырями пастырей, учителями учителей. Когда, соответственно сему достоинству, Собором Российской Церкви (в 1561 г.) Настоятелям Троицкого Сергиева монастыря усвоена степень Архимандрита, и притом старейшего пред всеми, тогда в Соборной грамоте, данной первому Архимандриту Троицкому Елевферию, исчислены все вышепоказанные монастыри, ему подведомственные, кроме Никольского, Троицкого на Березниках, Георгиевского монастыря и Георгиевской пустыни, которые не вошли в перепись по упадку; так же как и некоторые из поименованных здесь монастырей уже не существовали в половине следующего, XVII столетия, именно Войновский, Прилуцкий, Присецкий, Дерюзинский и Подсосенский.
В 1570 году супруга Князя Петра Телятевского, в иночестве София, отдала в Троицкий Сергиев монастырь на поминовение отца, Феодора Михаиловича Тушина, и брата родовое село свое Тушино и в нем 16-й) монастырь Преображенский на Всходне. В данной грамоте о сем вкладе говорится так: "Дала есми в Горетове стану монастырь вотчину; а в нем храм вверх, Преображение Господа нашего Иисуса Христа, да придел Благовещение Пречистыя; храм же камен Андрей Стратилат; да ограды каменныя пятьдесят три сажени, да ворота каменные"24. Сей монастырь, своим началом, по крайней мере, современный Преподобному Сергию25, недолго находился под управлением его преемников, став жертвою смут отечественных во время самозванцев. В 1571 году Заборовскими передан в управление Троицкого Сергиева монастыря в Тверском уезде 17-й) Вознесенский Тутанский. "Дали есьмя, пишут в своей данной брат и супруга Дия Дмитриевича Заборовскаго, и приказали беречи Господину своему Троицкому Архимандриту Кириллу с братиею, своего строения монастырь Тутанской на р. на Тьме, а в нем храм Рождество Пречистыя; а поставили есьмя монастырь сами и строили"26. После литовского разорения монастырь сей стал приходить в запустение, так что в 1642 году в нем было не более четырех братий. В Бежецком уезде, под Городецким посадом, на реке Мологе, около 1615 года устроена пустыня 18-я) Макариева с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы; и в сем году, по грамоте Царя Михаила Феодоровича, отписана к монастырю Троицкому27. 19-я) пустынь Великомученика Георгия, остававшаяся около 70 лет в запустении, тщанием соборного старца Троицкого Сергиева монастыря Варсонофия Якимова в последних годах XVI столетия восстановлена и с его кончиною, по его желанию, поступила под управление Троицкого Сергиева монастыря28. Около сего же времени и многие другие монастыри были передаваемы Настоятелям Троицкого Сергиева монастыря для их поправления, несмотря на то, что сам он много потерпел от поляков и литовцев. Во время самых смут передан ему в Холмогорском уезде 20-й) Никольский Чухчеремский монастырь, сохранение которого тем более было важно, что им особенно поддерживалось христианство в стране, еще недавно просвещенной верою. Как перешел сей монастырь, видно из грамот Царя Михаила Феодоровича, коими он ограждал права сего монастыря от притеснителей. В одной из сих грамот изображено: "Били нам челом Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря Архимандрит Дионисий, да Келарь старец Аврамий Палицын с братиею, а сказали: в Холмогорском де уезде монастырь Николы чудотворца Чухчеремской запустел; и того монастыря старцы и служки били челом на Москве боярам нашим и Воеводам в 120 г. (т. е. 1611/1612), чтоб они тот монастырь велели ведать к Троицкому монастырю, и по их де челобитью дана им грамота; а велено тот Никольский монастырь строить и братью и служек покоити, и достальных того монастыря вотчин крестьян ведати и беречи им Троицкаго монастыря Архимандриту Дионисию, да келарию старцу Аврамию Палицыну"29. Царь Михаил Феодорович в самом начале своего царствования Архимандриту Дионисию и Аврамию Палицыну передал монастырь современника и духовного друга Преподобного Сергия, 21-й) Стефана Махрищского30; вместе с Махрищским монастырем перешел в зависимость от Троицкого монастыря и 22-й) Авнежский Троицкий, основанный учениками преподобного Стефана, Григорием и Кассианом, и состоявший под управлением Махрищского монастыря. Тогда же (1615) Благочестивый Государь вверил управлению обители Преподобного Сергия 23-й) Троицкий Алатырский монастырь по прошению братии сего монастыря, которого бедственное положение требовало деятельной и сильной помощи. "В смутные годы, писали к Царю Архимандрит Дионисий и Келарь Аврамий, того монастыря двух Игуменов в воду посадили, а третьяго с башни скинули, а чернаго священника зарезали, и монастырь разграбили и жалованныя вотчинныя граматы, и всякия монастырския крепости поимали, и с тех мест в остроге (т. е. в крепости, где находился монастырь), и за острогом монастырскую землю завладели посадские люди, а вотчинами и всякими угодьи завладели татарове, и мордва"31. Призирая отдаленных, тем с большим усердием настоятели Троицкого Сергиева монастыря желали помочь близкому к ним монастырю, основанному самим Преподобным Сергием, но оскудевшему в числе иноков и в порядке управления, 24-й) Стромынский монастырь, по выражению межевых книг, был "особняк, Государево Богомолие", и о нем писали в прошении к царю троицкие власти: " тот монастырь от частых Игуменов раззорился и до конца запустел; только в нем живут два старца". Преподобный Дионисий, представляя о сем, просил Государя о позволении "послать в тот монастырь старца добраго, чтоб монастырь сей до основания не раззорился, и Церковь Божия не была бы без пения". Царь Михаил Феодорович, передав Троицкому Сергиеву монастырю городок Радонеж, запустевший после литовского разорения, в то же время приказал и монастырь сей "ведати и строити по благословению Преп. Сергия, по прежнему, как в Чудотворцове Сергиеве житии про тот монастырь написано"32. Устроенный таким образом, сей монастырь назначен впоследствии вместе с двумя другими к содержанию Славяно-греко-латинской Академии33. В переписных книгах вотчины Троицкого монастыря 1616 года упоминается 25-й) Хотимский монастырь на реке Тезе, с двумя храмами Успения Пресвятой Богородицы и Преподобного Сергия и с четырьмя келлиями34. В 1616 году троицкий старец Трифиллий на уступленной ему в Юрьевском уезде земле, близ владений Троицкого монастыря, положил начало 26-й) Богоявленской пустыни, которая от урочища получила наименование Пелеговой,, и в 1626 году передал ее Троицкому Сергиеву монастырю, при пособиях которого он созидал ее35. В 1631 году передан Троицкому Сергиеву монастырю 27-й) в Новосиле Рождественский монастырь, основанный старцем Сергием на занятые у оного Троицкого монастыря деньги. Впрочем, сей монастырь был не более как только подворьем Троицкого Сергиева монастыря36.
В 1629 году братия и вкладчики Троицкого-Сыпанова монастыря в Нерехтском уезде просили Царя Михаила Феодоровича и Святейшего Патриарха Филарета о приписании их монастыря к Троицкому Сергиеву монастырю для защиты от разорений, какие он терпит от проезжих и от разбойников, находясь на большой дороге от Нижнего Новгорода к Москве и от Костромы к Ярославлю. Старцы писали, что в июле месяце того года монастырь их был совершенно разграблен воровскими людьми и Игумен их подвергся жестоким истязаниям37. В 1632 году братия и вкладчики 28-го) Богословского Чердынского монастыря также просили Государя и Патриарха о подчинении Троицкому Сергиеву монастырю, жалуясь на то, что монастырь их уже долгое время остается без Настоятеля и терпит насилия от посторонних людей, которые расхищают его вотчины. Царь Михаил Феодорович уважил прошение сих старцев и приказал властям Троицкого Сергиева монастыря принять его в свое управление и защиту от всяких обид, имея в виду то, что близ Чердыня, в Соликамске, они постоянно содержат старцев для соляных промыслов38. Но прошение братии Сыпанова монастыря неизвестно почему осталось без действия. В 1633 году для защиты от таких же грабительств по прошению самого Строителя передан Троицкому Сергиеву монастырю в Старицком уезде 29-й) Богословский Холохоленский монастырь, близ которого проходили большие дороги Новгородская, Тверская и Смоленская39. Так переходили один за другим в ведение Троицкого Сергиева монастыря бедствующие монастыри в различных странах России.
Царь Петр Алексеевич в 1699 году приписал к Троицкому Сергиеву монастырю еще два монастыря: 30-й) Троицкий Астраханский и 31-й) Троицкий Белопесоцкий Каширский и один в следующем году, 32-й) Николаевский Пешношский. Передавая Астраханский монастырь со всеми его владениями, Государь повелел Архимандрита его перевести в другой монастырь, соборную церковь, в которой погребались Преосвященные Астраханские, отдал астраханскому митрополиту для устроения при ней священников и диаконов, с ругою на счет монастырской казны, но вместе властям Троицкого Сергиева монастыря приказывал "тот приписной монастырь держать в прилежном осмотрении, чтоб церковников, и прочих монашескаго чина, и всего братства людей перед прежним, умаления и в пище, и в зажилом оскудения им не было"40. Побуждением причислить к Троицкому Сергиеву монастырю Николаевский Пешношский, по преданию, была жалоба пешношского Игумена на непослушание крестьян властям сего монастыря41. Монастыри Белопесоцкий и Пешношский просили было в 1730 году о возвращении им самостоятельности, но в сем им отказано42.
Наконец, в 1734 году Архимандрит Троицкого Сергиева монастыря Варлаам, как духовник Государыни Императрицы Анны Иоанновны и член Святейшего Синода, имея пребывание по большей части в С.-Петербурге, устроил на пожалованной ему даче Царевны Параскевы Иоанновны, недалеко от столицы, пустыню 33-ю) Троицко-Сергиеву и приписал ее к Лавре.
Из числа всех сих приписных монастырей в последнее время состояло за Лаврою четырнадцать, именно: Киржачский, Богоявленский, Георгиевский, Хотьков, Казанский, Свияжский, Махрищский, Авнежский, Алатырский, Стромынский, Астраханский, Белопесоцкий Каширский, Пешношский и Троицкая Сергиева пустыня. С учреждением штатов в 1764 году при Лавре остался только один приписной монастырь Махрищский. Монастыри Киржачский, Богоявленский, Георгиевский, Авнежский, Стромынский, Астраханский упразднены; Казанский, Пешношский, Белопесоцкий оставлены на положении заштатных; Хотьков, Алатырский и Троицкая Сергиева пустынь, равно как и Свияжский, преобразованный из мужского в женский, остались в штате, не завися более от Лавры.
'Светильник земли Русской' - Каталог ресурсов о преподобном Сергии Радонежском.
Служба поддержки - Михаил Павлов