'Дом Живоначальной Троицы' - Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры


ГЛАВА VII

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЛЕТОПИСИ ПОСЛЕ ОСАДЫ

45. ДИОНИСИЙ (1610–1633)

       Преподобный Дионисий родом был из города Ржева, в м(ре именовался Давидом, по желанию родителей вступил в супружество, "за благочестие" удостоен сана священства, но вскоре лишился супруги и вступил в Старицкий Богородичный монастырь. Любовь к просвещению и смиренная кротость отличали боголюбивого инока пред всеми; около 1605 года возведен в сан Архимандрита того монастыря1. В смутное время Царя Василия Иоанновича Шуйского он особенно обратил на себя внимание Патриарха Гермогена, так что в последнее время неотлучно при нем находился. Царь в нем имел одного из ревностных защитников своего престола. Когда Иоасаф оставил Троицкую обитель, Царь и Патриарх вверили ее управление преподобному Дионисию2.

       Обитель Сергиева после продолжительной осады требовала от своих властей ревностных усилий к восстановлению ее благосостояния. Но нескоро пришла сему чреда, потому что еще призывало их к новым усилиям и пожертвованиям бедствующее Отечество.

       В посольстве, отправленном в Польшу просить на престол польского королевича Владислава, вместе с другими духовными и светскими находился троицкий Келарь Аврамий Палицын. Заметив коварство поляков, он скоро (в дек. 1610 г.) возвратился в Россию, испросив себе отпуск у самого короля. Филарет, митрополит Ростовский, первенствовавший в совете свиты польской, негодовал на сей поступок Аврамия, но должен был переменить свои мысли, когда лучше усмотрели намерения старца. Аврамий начал тем, что сделал приношение обители на случай своей смерти – все, что у себя имел3, потом продолжал подвизаться с ревнителями блага отечественного.

       Для освобождения Москвы от поляков обитель Троицкая отправила4 в пособие верным сынам Отечества 250 своих слуг и стрельцов и пригласила к содействию окрестные города5. Архимандрит Дионисий и Келарь Аврамий грамотами убеждали всех "постоять за благочестие и отечество крепко и мужественно".

       Между тем обитель предлагала кров, пищу и врачевание лишенным крова и изувеченным от врагов. Архимандрит Дионисий убеждал братию и слуг монастырских служить бедствующим кто чем может, приказал устроить странноприимные дома и больницы в подмонастырных слободах и в селе Клементьеве. Бедные слуги и крестьяне приняли на себя попечение о больных и умирающих. Братия согласились довольствоваться на трапезе овсяным хлебом и водою, чтобы сберечь пшеницу и ржаной хлеб для раненых. По окрестным лесам и дорогам рассылаемы были люди собирать изнемогших от ран и мучений и приводить в обитель или погребать умерших. Старец Дорофей, келейник преподобного Дионисия, днем и ночью разносил от него больным и раненым платье, полотенца, раздавал нуждающимся деньги и утешал скорбящих6. Такое пособие страждущим оказывала обитель во все то время, доколе Москва боролась с поляками, – около полутора лет. Тысячи умирали и при таких попечениях – сколько же спасено от смерти, которою угрожали болезненные раны, голод, зима и всякие перемены воздушные! Многие в благодарность за сие навсегда посвятили себя трудам в обители. Келарь Симон полагает в сие время более 7000 умерших и до 500 оставшихся при обители, по чему можно судить, как велико было число всех воспользовавшихся пособиями от обители7. Сам воевода Димитрий Тимофеич Трубецкой, утомленный бранью, искал в обители восстановления сил своих для новых подвигов8.

       От 13 июля 1611 года Дионисий и Аврамий писали в Казань, Нижний Новгород и во все понизовые и поморские города, умоляя о помощи людьми ратными и казною9. Когда же гетман Хоткевич, с новыми силами прибыв из Польши, осадил Трубецкого и в воинстве русском не было ни хлеба, ни оружия, Архимандрит Дионисий и Келарь Аврамий, по письму Трубецкого, созвав на совет всех бывших в монастыре бояр, дворян и диаков, еще послали в Ярославль и во все замосковные и поморские города просительные грамоты о сборе ратных людей (от 6 окт.), а к Москве отправили монастырских слуг со свинцом и порохом, вынув заряды из осадных орудий монастырских10. Из Нижнего Новгорода и окрестных городов действительно собрались уже силы к Ярославлю, подвигнутые Мининым, предводительствуемые Князем Пожарским. Архимандрит Дионисий и Келарь Аврамий, отвергнув предложение нового самозванца псковского, спешили соединить раздробленные силы верных сынов Отечества, побуждая Пожарского как можно скорее идти к Москве. Одни иноки за другими были посылаемы из обители в Ярославль с убеждением и даже угрозами духовными, но Пожарский медлил. Наконец Келарь Аврамий (28 июня)11 сам отправился к медлительному воеводе и достиг своей цели. 14 августа Пожарский был уже в Лавре; 18-го на горе Волкуше Архимандрит Дионисий, совершив молебствие, благословил христолюбивое воинство на брань за веру и Отечество. К успокоению не доверявших успеху дела, ветер, доселе противный, сделался попутным воинству, и все двинулись с надеждою к Москве. Келарь Аврамий пошел вместе с ними12.

       Но и соединившиеся под Москвою Князь Трубецкой и Пожарский действовали не единодушно. Из обители писали к ним о мире13. Келарь Аврамий переходил из стана в стан, то склоняя несогласных воевод к взаимному вспоможению, то ободряя в самых сечах именем Сергия, то убеждая казаков не отделяться от воинства. Чтобы удовлетворить корыстолюбивым, обитель предложила казакам последние свои сокровища – священные ризы. Но никто не дерзнул коснуться святыни, и все единодушно обещались не отступать от столицы, доколе не освободят ее.

       Когда таковые усилия открыли православному воинству Москву и оно, вместе с оставшимися жителями ее, по молебствии на Лобном месте в предшествии священного собора вступило во врата кремлевские, Архимандрит Дионисий первенствовал в сем собрании торжествующих.

       Во время избрания Царя Аврамий был посредником державших совет земский, Аврамий на Лобном месте объявил избрание Михаила Феодоровича. В посольстве в Кострому для призвания новоизбранного Царя на престол также находился Аврамий.

       Проходя в Москву, Царь пробыл в обители Троицкой недолго, укрепляясь молитвою к подвигу великого служения14. Для ревнителей блага отечественного высоким наслаждением было видеть свое дело увенчанным благословением Божиим.

       Время было позаботиться наконец об уврачевании ран обители15, которой башни и стены остались от осады в расселинах, келлии, поколику уцелели от пожара, – частию без крова; владения ее были разорены, люди рассеяны или избиты врагами, права и преимущества нарушены во время безначалия. По ходатайству Дионисия Царь подтвердил сии права новыми граматами16 и повелел крестьян, убежавших из вотчин монастырских, возвратить на свое место17. А деятельными распоряжениями властей монастырских мало-помалу изглаждались следы разрушения и скудости в обители18.

       Чрез восемь лет после первой осады обитель была в опасности подвергнуться второй. Королевич Владислав, которого Польша хотела сделать царем России, шел к Москве со свежими войсками польскими и литовскими. 24 сентября 1618 года Чаплинский, командовавший полком Лисовского, идя на соединение с войсками королевича Владислава от Переяславля, внезапно явился под стенами монастыря. Жители посада и воины монастырские вступили с ним в бой и выгнали его из Стрелецкой слободы. Но он, удаляясь, выжег село Клементьевское и слободы, лежавшие за прудом. Келарь Аврамий Палицын с воеводами Семеном Жеребцовым и Яковом Дашковым, ожидая нового нападения, решились выжечь и остальные – и не обманулись. В ноябре королевич, отраженный от Москвы, со всеми силами двинулся к Троицкому монастырю. Но, угнетаемый, с одной стороны, неудачею под Москвою, с другой – требованием короля возвратиться в Польшу и своеволием голодного войска, Владислав искал только сел менее разоренных, чтоб стать в них со своими войсками; конечно, монастырь и в таком случае обещал более удобства, нежели бедные деревни.

       Но в ту ночь, когда готовился идти на приступ, услышав в монастыре большой колокольный звон к утрене воскресного дня, подумал, что это тревога осажденных к вылазке, и напрасно прождал русских в бездействии.

       Твердость обители во время прежней осады отнимала у неприятеля охоту предпринять новую. Чтобы расположить затворившихся в монастыре не делать вылазок, Сапега прислал к Келарю и воеводам двух троицких крестьян с образом Святителя и Чудотворца Николая Можайского и с объявлением, что войскам запрещено жечь троицкие села и брать в плен или убивать троицких крестьян.

       Главный стан королевича находился в деревне Рогачевой. Канцлер Сапега с бискупом Новодворским стояли в Сваткове, гетман Хоткевич расположился далее к Переяславлю19.

       После предварительных переговоров под Москвою для решительного соглашения о мире избрана деревня Деулино20, находившаяся между Троицким монастырем и неприятельским лагерем. Прибыли из Москвы в монастырь послы – боярин Шереметев, Князь Мезецкий и окольничий Измайлов. С польской стороны уполномоченными были бискуп Новодворский, Плихта и канцлер Сапега. Два первых съезда были безуспешны. Тогда иноки обратились с молитвою к Преподобному Сергию, упование их не было постыждено. Поляки сами призвали послов русских, и 1 декабря утвержден был между Россиею и Польшею мир на 14 лет.

       Кроме успокоения России, этим миром куплена была свобода родителю Государеву, Митрополиту Ростовскому Филарету, и другим знатным сановникам. Святая обитель справедливо торжествовала заключение сего мира, хотя сама лишилась части своих владений с городами, уступленными Польше, а чрез год Архимандрит Дионисий и Келарь Аврамий Палицын поставили в деревне Деулино церковь во имя Преподобного Сергия, истинного миротворца, как его называют местные жители доселе21.

       В самое же время заключения мира преподобного Дионисия не было в монастыре. Он страдал в заключении в Москве, оклеветанный в повреждении священных книг.

       С возобновлением книгопечатания в Москве после изгнания из нее поляков найдено нужным пересмотреть изданный в 1602 году типографщиком Андроником Невежею Требник, чтоб издать его в исправнейшем и полнейшем виде. Для сего были вызваны в Москву из Троицкого монастыря канонархист Арсений и священник Иоанн Наседка (около 24 октября 1615 г.), но они представили Царю, что им нельзя приступить к сему делу без какого-нибудь значительного лица в Церкви и без сличения многих списков сей книги. Царь поручил сие Архимандриту Дионисию вместе со старцами Арсением и Антонием и клементьевским священником Иоанном в Троицком монастыре (около 8 ноября 1616 г.).

       Исправители имели у себя до двадцати списков Требника, из коих некоторые были писаны лет за двести и более, и между прочими – список Митрополита Киприана; на сем основании они между прочим исключили погрешительное в издании Невежином прибавление слова "и огнем" в молитве освящения воды в день Богоявления и сделали изменения в славословиях, коими оканчиваются многие молитвы. По представлении дела на рассмотрение Сарскому Митрополиту Ионе и другим духовным властям сие исправление оглашено было ересию; тщетно исправители доказывали своим судиям неуместность прибавленного слова в настоящей молитве, указывая на древние списки, на печатный греческий Требник, на слова Христовы у Иоанна (3, 5) и в книге Деяний (1, 5), где нет сего слова; тщетно представляли, что в чине крещения младенцев слова "и огнем" не находится. Их справедливым доказательствам не внимали, отвергали и справедливые исправления славословий. Лихоимцы обещали потушить все дело, если Дионисий согласится дать им значительную сумму. Но защитник отвечал: "Я денег не имею, да и дать не за что. Худо для чернеца то, если велят его растричь, а достричь – это венец ему и радость". Ему грозили ссылкою в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Дионисий не устрашился таких угроз. Его били и мучили в продолжение сорока дней, ставили в дыму на полатях, наконец определили заточить его в Кириллов Белоезерский монастырь. И только потому не привели в исполнение сего приговора, что путь к месту заточения прегражден был польскими войсками. Страдальца заключили в Новоспасском монастыре, возложив на него тяжкую епитимию, которую в праздничные дни он должен был исполнять публично, на дворе Митрополичьем, среди поруганий от народа. В таком положении Дионисий провел в Москве целый год. Арсений также страдал в оковах на Кирилловском подворье, зимою в одной свитке, часто без куска хлеба. Прибывший в 1619 году в Москву Патриарх Иерусалимский Феофан обратил внимание на них, и когда возвратился из плена отец Царя Михаила Феодоровича, Митрополит Филарет, то немедленно после рукоположения его в Патриарха просил рассмотреть их дело. Со своей стороны Феофан представлял, что в греческом Требнике слова "и огнем" в той молитве нет и на Востоке оно не прилагается. Собор, бывший по сему случаю в Москве, освободил Дионисия и отпустил в свой монастырь.

       Патриарх Феофан, быв в Лавре, возложил на страдальца истины свой клобук, положив его прежде к ногам Преподобного Сергия и совершив молитву к угоднику Божию.

       Другое умилительное зрелище представляла беседа Патриарха со старцами, защитниками Лавры во время продолжительной осады ее. Это такая страница в истории Лавры, которую всего приличнее читать в описании самого очевидца, старца Симона Азарьина. В Житии преподобного Дионисия он пишет, что Патриарх всему братству Лавры со слезами радости изъявил одобрение за его подвиги: "Прежде бо слышаша все Церкви Восточныя скорбь вашу и труд, яже подъясте о Христе от гонящих вас правыя ради веры, и ныне убо не неведомо есть о всем, яже случишася вам беды подъяти; ныне же очеса моя видеша вся, за что страдасте, и не без ума, зане многим бысть ко спасению". В особенности он изъявил желание видеть тех иноков святой обители, которые во время беды ратной дерзнули возложить на себя броню и с оружием в руках ратовать против врагов. Преподобный Дионисий принял было сие требование с недоумением, но подвижники добровольно вызвались: "Яви нас, отче, Владыце нашему; буди все по воли его". И представлены Патриарху более двадцати иноков, "в нихже первый был именем Афанасий Ощерин, зело стар сый, и весь уже пожелтел в сединах". Патриарх спросил его: "Ты ли ходил на войну и начальствовал пред вои мученическими?" Афанасий ответствовал: "Ей, Владыко святый, понужден был слезами кровными". Патриарх спросил еще: "Что ти свойственнее, иночество ли в молитвах особо, или подвиг пред всеми людьми?" Афанасий, поклонясь, ответствовал: "Всякая вещь и дело, Владыко святый, во свое время познается: у вас, святых отец, от Господа Бога власть в руку прощати и вязати, а не у всех; что творю и сотворих – в повелении послушания" – и, обнажив главу свою, поклонился ему и рече: "Известно ти буди, Владыко мой, се подпись латынян на главе моей от оружия; еще же и в лядвиях моих шесть памятей свинцовых обретаются; а в келлии сидя, в молитвах, как можно найти было из воли таких будильников к воздыханию и стенанию? А все се бысть не нашим изволением, но пославших нас на службу Божию". Патриарх, без сомнения, удовлетворенный дознанием, что над воинственным одушевлением тем не менее господствует дух иноческого благочестия, смирения и простоты, благословил Афанасия, целовал его "любезне" и прочих его сподвижников отпустил "с похвальными словесы"22.

       Преподобный Дионисий должен был бороться с упорным невежеством и внутри своей обители. Дерзкими, иногда даже буйными поступками и ложными мнениями немало оскорбляли его дух уставщик Филарет и певец Логин, бывший прежде справщиком на печатном дворе и всеявший свои заблуждения в печатанный им устав церковный, который впоследствии по грамате Патриарха Филарета был отвсюду отобран23. Несмотря на то, преподобный Дионисий со всею любовию и кротостию старался о вразумлении заблуждающих, ввел в обители чтение бесед Св. Златоустаго по переводу, сделанному Силуаном, также бесед Григория Богослова и рассылал их списки по монастырям. Миролюбивая душа его наблюдала за строгим соблюдением правил устава в церковном Богослужении, украшением св. церквей не только в обители, но и в селах, подведомственных Лавре, часто на собственный кошт, и постоянным поминовением пред престолом Божиим всех благотворителей обители. "Келлия устава не имать", – говорил Дионисий и в келлии по своей горячей любви к Богу почти все время проводил в молитве, в чтении слова Божия и писаний Св. Отец.

       Преподобный Дионисий мирно скончался после двадцати- трехлетнего управления 10 мая 1633 года, приняв пред кончиною своею схиму. Патриарх Филарет сам отпевал тело его в Троицком Богоявленском монастыре, для чего нарочито оно было привезено в Москву. В обители Троицкой в его время было до 30 иеромонахов, 15 иеродиаконов и до 50 клирошан.

       Келарь Аврамий Палицын оставил Лавру еще в 1621 году и возвратился в Соловецкий монастырь на свое обещание. На место его из той же обители вызван старец Александр Булатников. Он происходил от значительной фамилии, пострижен был в Соловецком монастыре и несколько времени пользовался советами и наставлениями основателя Троицкого Анзерского скита, подвижника Елеазара, которого учеником был и Патриарх Никон в начале своего иночества. Александр был Келарем Троицкого монастыря около 20 лет. В течение сего времени он принес монастырю богатые вклады24 от своего прежнего достояния и от щедрот царских, которыми пользовался как восприемник Царских детей. Он воспринимал дщерей царских Ирину и Пелагию, сына и преемника престола Алексия, Анну, может быть и других Царевен25. Он сложил с себя звание Келаря в начале правления Архимандрита Адриана и с грамотою от Царицы Евдокии Лукиановны, которою предписывалось покоить его как восприемника Царских детей, удалился на свое обещание в Соловецкий монастырь26.

46. НЕКТАРИЙ (1633–1640)

       Взят был из настоятелей Пешношского монастыря27, правил Троицким монастырем семь лет и оставил управление по преклонности лет. При нем между Россиею и Польшею снова возгорелась война еще до истечения срока Деулинского мира. Тогда обитель Троицкая, вместе с прочими монастырями, по определению Собора Московского, посылала своих слуг и крестьян против врагов и по окончании войны вписала убиенных в синодик для всегдашнего поминовения28.

47. АДРИАН (1640–1656)

       Переведен из Толгского монастыря. Преподобный Дионисий предсказывал ему, что он будет жить в Троицком монастыре29.

       При Адриане в 1642 году по случаю доносов присланы были окольничий Волынский и дворянин Панин с двумя дьяками и осьмью подьячими переписать все церковное имущество, деньги, запасы съестные и воинские, монастырских людей и скотный двор как в Троицком монастыре, так и во всех подведомственных ему30. Опись сия, продолжавшаяся два года, сначала производилась с большим отягчением для властей монастырских, особенно по той причине, что окольничий Феодор Волынский домогался уступки ему за ничтожную цену сельца Воронцова, отказанного в монастырь сестрою его. Стеснение доходило до того, что без разрешения Государя не дозволяли поправлять ризницы, сделать новую крышу на паперти Троицкого собора, расписать стены в братской трапезе31. Но сия опись доныне служит доказательством попечительности Настоятелей Троицкого монастыря об устроении Троицкой обители после продолжительной осады и [того,] что, несмотря на истощение сокровищ монастырских в Смутное время, наследие предков не расточалось по произволу, а сохранялось и приумножалось.

       Деятельным сотрудником Адриана был ученик преподобного Дионисия, Келарь Симон Азарьин, шесть лет живший в келлии у него и потом посланный в Строители Троицкого Алатырского монастыря, но по смерти преподобного Дионисия определенный Казначеем (в 1634 г.) и после Аврамия Подлесова – Келарем Троицкого Сергиева монастыря. Обязанный святому Дионисию и исцелением от болезни, и духовными наставлениями, и избавлением от опасности, угрожавшей ему в Алатырском монастыре от недоброжелательных людей, Симон служил обители Преподобного Сергия с ревностию достойного своего наставника. Его тщанием в первый раз издано в печать Житие Преподобного Сергия в 1647 году, описанное учеником его Епифанием, дополненное Пахомием и после него самим Симоном. Симон извлек свои дополнения то из летописей, то из Сказания об осаде Троицкого монастыря и к этому присовокупил свои записки о новоявленных чудесах Преподобного Сергия. Впрочем, его ревность о славе имени Преподобного Сергия не была вполне утешена: типографщиками не все было напечатано, что он представлял (из написанного им только пять глав), и не все так, как у него было написано. Впрочем, это не ослабило его усердия, он продолжал свои записки о новых явлениях силы Божией чрез Преподобного Сергия как в сей обители, так и в других местах, особенно в селениях Троицкого монастыря и монастырях, ему подведомственных, имея на сие повеление от самого Царя Алексея Михайловича и Патриарха Иосифа в 1651 году32.

       Возбуждаемый тем же боголюбивым усердием, Симон описал и житие наставника своего, преподобного Дионисия, и составил ему канон33.

       Когда хотели быть внимательными, тогда часто имели случай увериться в неоскудевающем изобилии благодатных даров Преподобного Сергия для всех прибегающих к нему с верою. Симон повествует о многих исцелениях болящих призыванием имени Преподобного Сергия и прикосновением к святым мощам его и об избавлении от угрожающих бедствий по молитве к нему близких и дальних. Между другими сказаниями обращает на себя внимание следующий случай. В сентябре 1651 года Патриарх Иосиф, быв на праздник Преподобного Сергия в Троицкой обители, сказывал Архимандриту и прочей братии, что с некоторого времени стал он чувствовать внутреннюю болезнь – "щемоту в утробе", которая лишила его сна. В своей немощи он часто обращался с молитвою к Преподобному Сергию, просил угодника Божия исходатайствовать ему у Господа терпение или исцелить от болезни. В одно время, когда забылся он, представилось, будто он идет к мощам Преподобного Сергия, пришел и видит Сергия сидящим в раке своей. Святой Сергий благословил Патриарха рукою своею, осязал больные места и даровал ему здравие, но в то же время призывал его к вечному покою. Патриарх Иосиф действительно вскоре скончался, 15 апреля 1652 года.

       В 1652 году Троицкая обитель увидела в стенах своих зрелище особенно умилительное. К празднику обретения мощей Преподобного Сергия прибыли сюда мощи святого Филиппа, Митрополита Московского, переносимые из Соловецкого монастыря. 5 июля они были здесь, в Троицкой соборной церкви, а 6-го препровождены к Москве34.

       В 1654 году во время морового поветрия, свирепствовавшего в Москве, Патриарх Никон, препровождая Царскую Фамилию в Колязин монастырь, с пути из Троицкого монастыря отправил в столицу два образа – Пресвятой Богородицы Казанской и Преподобного Сергия – со священником Московского Успенского собора и с иноками Троицкого Сергиева монастыря для молебствия об утишении гнева Божия (27 авг.)35. Первая из сих икон, вероятно, есть незадолго пред сим прославленная икона Казанской Божией Матери в Подольнем Пятницком, или Введенском, монастыре36.

       С умножением славы имени Преподобного Сергия возрастало и число прибегающих к нему с молитвою. Весною 1649 года был в обители Преподобного Сергия Иерусалимский Патриарх Паисий, в июне 1653 года – бывший Патриарх Константинопольский Афанасий, который, возвращаясь из России, на пути – в Лубнах – и преставился37.

       Царь Алексей Михайлович по примеру своих предков каждогодно посещал святую обитель, даже по два и по три раза. Особенно примечательны его путешествия в 1650 и 1652 годах. В первый раз он приходил сюда на Троицын день с супругою своею, Царицею Мариею Ильиничною, пеший; в последний, отправившись из Москвы, на дороге он получил известие о сильном пожаре в Москве; немедленно отпустил своих бояр, а сам, совершив моление в обители 6 июня, не быв за обыкновенным столом, отправился в Москву38.

       В 1649 году по повелению Царя Алексея Михаиловича бывший Строитель Троицкого Богоявленского монастыря Арсений Суханов вместе с иеродиаконом Ионою был послан в Иерусалим "для описания св. мест и Греческих Церковных чинов"39, а в 1654 году он же по распоряжению Патриарха Никона отправился на Афон и в другие восточные монастыри для отыскания и покупки греческих и древних славянских рукописей, которых и куплено им до пятисот40. Старец Арсений Суханов скончался в 1668 году, 14 августа, и погребен близ Серапионовской палатки.

48. ИОАСАФ II (1656–1667)

       Переведен из Владимирского Рождественского монастыря 25 апреля 1656 года. Памятник его времени есть послание Царя Алексея Михайловича на имя преподобных Сергия и Никона и на имя Архимандрита Иоасафа с братиею в благодарность за успех в войне с Польшею. Возвращаясь из Троицкого монастыря, где праздновали день памяти Преподобного Сергия, Царь Алексей Михайлович на пути получил первые утешительные вести от полководца Василия Шереметева и немедленно возвратился в обитель, принес здесь благодарение Богу, а отходя, заповедал всей братии трехдневный пост и молитву о довершении победы и водворении мира. Повеление Царя было исполнено, и он получил донесение о новых победах, одержанных 24, 25 и 26 сентября. Признавая в сем новую милость угодника Божия, Царь и прислал благодарственные граматы в обитель на имя небесных и земных молитвенников, извиняясь, что за осенним временем не мог сам приехать в обитель41.

ПОСЛАНИЕ

       "В дом Пресвятей и Живоначальной Троице и великому Отцу и Чюдотворцу, заступнику же и крепкому молитвеннику и скорому помощнику и кормителю всех Царей Российских и держащему Царю и их Российскому царствию свободителю, преподобному же и предивному в чюдесех Сергию, и споборителю на враги борющихся с нами и поругающихся Росийскому царствию, и преподобному Отцу Никону, Радонежским: верный и грешный раб Христов, и ваш желательный и усердный и даровательный вашими святыми молитвами, по духу сын и предстатель всегдашний пред гробницами вашими, в них же многоцелебныя мощи яве предлежат, и мимотекущаго сего света седящий на престоле царстем и содержащий по изволению Божию, вашими отеческими молитвами, царства Росийскаго скифетр и пределов его, и тленный Царь Алексей, и с супругою своею Царицею Мариею, и с сыном своим Царевичем Князем Алексеем, и с сестрами своими, с Царевною княжною Ириною, с Царевною Княжною Анною, с Царевною Княжною Татьяною и со дщерьми своими, с Царевною Княжною Евдокеею, с Царевною Княжною Марфою, с Царевною Княжною Софьею, с Царевною Княжною Екатериною, с Царевною Княжною Мариею, и со всем Царством Российским, покланяемся Пресвятыя и Живоначальныя Троицы пресвятому Ея образу и вашим великих Чюдотворцов мощем до лица земли, и просим благословение и прощение и отпущение согрешений своих и поможение на враги наши; а о победе благодаря благодарим и вторицею покланяемся до лица земли.

       Тоя же обители отцем преподобному Архимандриту Иоасафу и пречестному келарю Аверкию и честному казначею Леонтию, еже о Христе с братиею, повелением Божиим, и молитвами великих Чюдотворцов Сергия и Никона, Российскаго Царствия и всех пределов его тленный Царь Алексей челом бьет со всем домом своим Царским.

       Прошлого месяца сентября, как мы Государь были в дому Пресвятыя и Живоначальныя Троицы, на преставление великого в чюдесех и предивнаго Сергия Радонежскаго Чюдотворца, и что великий Чюдотворец для своего празднества какое чюдо сотворил, в победу нам Государю и всему нашему Царству Российскому, и нас Государя, от печали утешил: и мы, господа, тогож часа, где приимше грамоту приидущую на монастырь, от боярина нашего Василия Шереметева о победе и о здравии его и всех ратных людей и о растоянии в печалном путном шествии, возвратилися в церковь Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и к преподобным Отцем Сергию и Никону, и совершали молебное пение соборне, и после молебнаго пения сами мы Государь вам Отцем и освященному собору о победе на враги наши боярина и воеводы и в далном путном шествии его боярина и воевод с товарыщи и всех ратных людей о здравии объявляли всем ввслух, и с вами преподобными отцами и со освященным собором милость Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и заступление преподобных великих Отец предивнаго Сергия и подобнотворителя ему Никона Чюдотворцов, по премногу благодарили со усердием и с радостными слезами, и пожаловали вас милостынею другою; и по сшествии от вас с монастыря, во вратах святых, по конечном отпуске, заповедали вам с великим молением сотворити пост три дни и молити Пресвятую Живоначальную Троицу, и о предстательстве великих Чюдотворцов и преподобных Отец Сергия и Никона, о совершении победы и о мире и о тишине; и то вам отцем самим ведомо. И вашего ради святаго и целомудреннаго поста какую милость Пресвятая и Живоначальная Троица, предстательством великаго и славнаго, предивнаго и скораго помощника Сергия Чюдотворца, на самый праздник его святый, и молитвами преподобнаго Никона Чюдотворца, победу даровали. О блажении и треблажении отцы святии, воистинну велик ваш пост и приятна ваша молитва Богу и поистинне небеснии человецы и земнии ангелы наречетеся! Не ложно бо есть писано во святом писании: воистинну дом плача суть монастыре, идеже вретище и пепел, идеже уединение, идеже смех ни един, ниже житейских вещей молва, идеже пост, идеже долу легание: прииди к ним, друголюбству приступи, прикоснися святым ногам: много бо честнейшее есть онех прикоснутися ногам, нежели инех главе, святи бо суть нозе, аще и худи суть, а скверных ниже честна есть, нозе бо святых много возмогоша. И мы тое отписку послали к вам и велели прочесть, после молебнаго пения, на соборе всем вслух, и велели вам дать списать, да незабвенна будет милость Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и предстательство преподобных Отец Сергия и Никона Чюдотворцов в роды и роды.

       А для молебного пения, и с милостынею и с речью послали мы Государь столника нашего и ближнего человека Князь Алексея Андреева сына Голицына; а поход свой мы Государь в дом Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и преподобных Чюдотворцов Сергия и Никона о благодарении отставили, нестройнаго ради осеннего пути, и о том бы вам отцем молить Пресвятую и Живоначальную Троицу и преподобных Отец Сергия и Никона, чтоб на нас грешных не разгневалися, и вам бы отцем святым на нас в том не подивить же; а впредь, еще даст Бог да живы будем, и мы Великий Государь не замедлим по подобному времени побывать; а вам всем отцем покланяемся. Аминь".

       До нас дошла также грамата Царя Алексея Михайловича Архимандриту Иоасафу, свидетельствующая о его глубоком благоговении к святыне обители и вместе уважении к иноческому сану.

       "В обитель Пресвятые и Живоначальные Троицы и преподобных Отец Сергия и Никона Чюдотворцев, великому и святому и преподобному священно-архимандриту Иоасафу грешный Царь Алексей. Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и преподобных Отец Сергия и Никона образом и их преподобным мощем и гробу покланяемся до лица земли и тебе, пречестному по духу отцу и богомольцу, покланяемся же и благословения и прощения просим; да послали к тебе, пречестному отцу и богомольцу, сокольника нашего Михайлу Юрьева, и ты бы, богомолец наш, прося у Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и у преподобных Отец милости сотворил и прислал тайно, никому же поведавше сию тайну, священнаго масла великого четвертка в сосуде и воды с ног больничных братий, умыв сам тайно, и воды из колодезя Сергия Чюдотворца три ведра, отпев молебен у колодезя, за своею печатью"42.

       Правив Троицким монастырем 10 лет и 10 месяцев, Иоасаф уже в преклонных летах призван на Патриаршеский Всероссийский престол после Никона.

49. ФЕОДОСИЙ II (1667–1674)

       Переведен из настоятелей Новгородского Юрьева монастыря, быв постриженником Троицкой обители. На украшение церкви иконами и ризами пожертвовал в разные времена более 600 руб.43. Он скончался 1 сентября 1674 года и погребен подле Серапионовской палатки.

50. ВИКЕНТИЙ (1674–1694)
Переведен из Владимирского Рождественского монастыря в сентябре 1674 года. В его время обитель Преподобного Сергия вновь явилась оградою безопасности для Царя и царства.

       В 1682 году, по ранней кончине Царя Феодора Алексеевича, на престол был возведен младший брат его, Петр Алексеевич (27 апреля). Стрельцы, недовольные своими начальниками и подущаемые властолюбивыми боярами и Царевною Софиею, открыли бунт, буйно требуя смерти своих полковников (28 апреля) и потом воцарения вместе с Петром старшего брата его, Иоанна (15 мая). Едва затихло сие волнение удовлетворением их требований, и юные Цари, приняв в соправление Софию (28 мая), чрез десять дней по венчании на царство (23 июня) встретили новое возмущение – уже против Церкви. Защитники раскола, ободренные успехами стрелецкого бунта и надеясь сами получить удовлетворение, требовали отмены постановлений Православия. 5 июля, на праздник Преподобного Сергия, в Москве начальники раскола, Никита Пустосвят и его сообщники, с многочисленною толпою приступили к царским палатам, вызывая Патриарха на Лобное место для прения о вере. Патриарх Иоаким, наученный кровавыми опытами прежних возмущений, видел в сем вызове намерение истребить всех защитников Православия, но, подкрепив себя молитвою к Господу Богу, явился в чертоги царские с высшим духовенством. Епископы опровергли возражения и доказательства раскольников, и юный Петр подвиг против насилия силу, сказав достойное царственной думы слово: "Пока сей венец на главе моей и душа в теле моем, матери моей Церкви воевати и православную веру неправою нарицати не попущу", и мятеж был удержан; сам начальник раскола Никита на другой день был казнен. После сих происшествий и по распоряжению Патриарха Иоакима день Преподобного Сергия сделался днем ежегодного благодарственного молебного пения Господу Богу за избавление от напрасного смертного убийства и сохранение всей Церкви в непорушении Его святою помощию и заступлением к Нему Пресвятой Его Богоматери и Преподобного отца нашего Сергия, чудотворца, которое во время его Патриаршества совершалось неотложно44.

       Когда соправительница Царей Царевна София Алексеевна получила донос о злоумышлении начальника стрелецкого приказа Хованского, тогда (2 сент.) она вместе с Царями и матерью Петра Алексеевича, Царицею Наталиею Кирилловною, из села Коломенского, под видом богомолья, немедленно удалилась сперва в Саввин, а потом в Троицкий монастырь. Между тем с пути разосланы были во Владимир, Суздаль, Юрьев и другие города воззвания к разным людям, чтобы немедленно шли под Москву для пресечения стрелецких замыслов45. Приостановившийся в дворцовом селе Воздвиженском Царь послал за Хованским под предлогом переговоров о принятии гетманского сына из Малороссии, о чем писал он к Царям в походе, но в селе Пушкине Хованский был схвачен и 17 сентября казнен вместе с сыном своим Андреем в селе Воздвиженском.

       18 сентября весь двор из Воздвиженского вступил в Троицкий монастырь. Сюда собирались и тысячи верных воинов, призванных из разных городов для охранения Царей, и монастырь принял вид воинского стана. Потребность таких мер очевидна из того, что случилось с юным Царем Петром Алексеевичем при его вступлении в монастырь46.

       С ним была только малая свита. Злоумышляющие стрельцы пришли толпою, чтоб умертвить юного монарха. Петр скрылся с матерью своею в церкви. Злодеи ворвались и сюда, и один из них уже готов был поразить Царя в самом алтаре, как был удержан своим товарищем до той поры, когда Государь будет выходить из церкви. Но между тем прискакала к монастырю царская конница, стрельцы обратились в бегство, и жизнь Государя спасена47.

       Стрельцы московские, услышав о казни их начальника, о собрании войска к Троицкому монастырю, взволновались и то хотели укреплять Москву, чтобы противостоять царским войскам, то приступали к Патриарху, требуя, чтобы он писал к Царям о возвращении в Москву. Патриарх склонился на сию просьбу, отправив от себя к Государям Чудовского Архимандрита Адриана, но им было отказано в сем.

       Между тем Цари требовали, чтобы стрельцы, если хотят получить милость, прислали от себя выборных с повинною. Патриарх, обеспечивая их в верности царского слова, отправил с ними митрополита Суздальского Илариона, пользуясь сим случаем поднести Царям только что отпечатанную книгу "Увет Духовный", которая писана была на случай последнего раскольнического возмущения. София приняла их (27 сентября) против чаяния милостиво и только требовала, чтобы они возвратили захваченное в казне оружие и представили от всех полков челобитные с изъяснением повинности и покорности воле царской. Стрельцы принесли свои челобитные вскоре с ходатайством Патриарха и получили прощение, с тем чтобы дали новую торжественную присягу в верности, а Патриарх сделал им духовное увещание о повиновении властям. Сие требование было исполнено 8 октября, и 10-го Патриарх уведомил о том Государей со своим духовником, Игуменом Воздвиженского монастыря Ефремом48. По усмирении, таким образом, мятежников без кровопролития в той же обители объявлены царские милости всем чинам, собравшимся на защиту Государей, начиная с верховных сановников до детей боярских жаловали придачею поместий, деньгами и угощением с царского погреба (25 окт.). А на память сего случая выбита была медаль, которую получили дворовый боярин и сберегатель Василий Васильевич Голицын и Аггей Алексеевич Шепелев49.

       Чрез семь лет царь Петр Алексеевич снова искал безопасности в сей обители, когда замыслы Софии и ее соучастника Шакловитого созрели и Петру грозила близкая смерть. 7 августа 1689 года в селе Преображенском ночью его уведомили, что в Кремле собираются стрельцы разных полков и запасаются оружием, чтобы идти против него. Царь сел на коня в чем был и с малым числом бояр поскакал в Троицкий монастырь. В 6 часов следующего утра он был уже здесь. Когда ввели его в покои, то, утомленный необыкновенно быстрым переездом, он бросился на постель, со слезами рассказал Архимандриту происшествия и просил защиты и помощи50. Вслед за ним прибыли сюда и мать его и супруга. Между тем послано было повеление всем боярам, и царедворцам, и полковникам московским, и служилым людям прочих городов немедля ехать в вооружении к Троицкому монастырю. Напрасно Царевна София призывала Петра назад в Москву, успокоевая его насчет опасений, напрасно не позволяла никому выезжать из Москвы к Царю Петру, угрожая смертию. Петр не внимал ей. Верные дружины, русские и немецкие, собирались снова к стенам обители, крепкой верностию. София упросила Патриарха ехать к Петру для успокоения его. Патриарх исполнил ее желание, но, прибыв сюда, уже не возвращался отсюда до самого отъезда Царя, узнав истинное положение дел. Царевна решилась сама ехать в монастырь, но должна была возвратиться из села Воздвиженского. Царь Петр Алексеевич и по согласию с ним Царь Иоанн Алексеевич заставили ее выдать стрелецкого голову Шакловитого, 7 сентября привезли его к монастырю и подвергли допросу и пытке. В тот же день приехал из Москвы другой советник Софии, знаменитый заслугами и родом, тайно не благоприятствовавший Петру боярин Князь Василий Васильевич Голицын, но его не допустили в монастырь, а 9 числа на крыльце царских покоев прочитали ему приговор, по которому лишен он боярства и имения и сослан со всем семейством своим в Пустозерской острог. 1-го объявили Шакловитому с главнейшими злоумышленниками смертный приговор, который тогда же и исполнен на площади близ монастыря, что к Московской дороге. Царевне повелено удалиться из чертогов в Новодевичий монастырь, где она и пострижена с переименованием Сусанною51.

       Царь наградил своих защитников землями и деньгами и 6 октября отправился в Москву. Стрельцы, виновные в возмущении, встретили его еще в селе Алексеевском со знаками глубокого раскаяния; принесши с собою плахи и топоры, они клали головы свои на плахи и не хотели встать дотоле, доколе не услышали милостивого слова царского.

       Во время пребывания Царя Петра Алексеевича и Патриарха Иоакима в Троицком монастыре был здесь вместе с гетманом Мазепою св. Димитрий, впоследствии Митрополит Ростовский, а тогда еще Игумен Николаевского Крутицкого монастыря в Батурине. Вот что он пишет о посещении своем Троицкого монастыря: "Сентября в 10 день, были мы с ясновельможным Гетманом у ручки Благочестивейшего Царя Петра Алексеевича, в монастыре Троицком, обители Сергия Радонежскаго Чудотворца. В том же монастыре был в то время и Патриарх, коего посещали мы часто.

       Того же месяца в 13 день, паки в другой раз были мы у ручки у Государя Петра Алексеевича на отпуске.

       Святейший благословил мне продолжать писанием жития святых, и дал на благословение мне образ Пресвятыя Богородицы в окладе. В бытность нашу в Троицком монастыре, казнено троих знатных особ за некоторый бунт".

       Обитель Троицкая в сие время, будучи царским убежищем во время опасности, нередко представлялась и царскою сокровищницею в случае нужды. Такие услуги освобождали тогда слуг троицких от некоторых общих сборов. Монастырь не отказывался и в значительных пожертвованиях на пользу Отечества, хотя он уже лишился своих тарханных грамот. Здесь прилично привести одну из царских грамот, которою слуги монастырские освобождались от взноса запросных денег за 1676 год, так как из нее яснее откроются и участие обители Троицкой в других нуждах государственных, и милости царские, а с другой стороны, представить исчисление сумм, взятых из казны монастырской по различным требованиям царским с 1680 по 1701 год.

       В грамате, данной 1688 года января 27 между прочим пишется: "По переписной книге 186 г. довелось взять в нашу Великих Государей казну, в Стрелецком Приказе, на покупку подъемных лошадей, с подмонастырных ваших служних и с служебниковых слобод, и со всяких монастырских работников со ста со шестидесяти с пяти дворов по двадцати шести алтын, по четыре деньги с двора, итого сто тридцать два рубли. И в прошлом во 195 году июня в 13 день, били челом нам Великим Государем Троицкаго Сергиева монастыря слуги, и служки, и служебники, Дмитрий Карпов с товарищи: в прежних де годех, по указу деда нашего блаженныя памяти Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея России, и отца нашего, Великих Государей, блаженныя памяти великаго Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя России Самодержца, и брата нашего, Великих Государей, блаженныя памяти Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, и по нашему Великих Государей указу в нашем Великих Государей богомолье, в дому Живоначальныя Троицы, будучи они служат наши Великих Государей и монастырския всякия службы из монастырскаго денежнаго и хлебнаго годоваго жалованья, и для всяких наших Государских и монастырских дел в городе и монастырские промыслы и в дальние во всякие посылки посыланы бывают на своих лошадях. И в прошлых годех деду нашему Великих Государей блаженныя памяти Великому Государю, и отцу нашему Великих Государей блаженныя памяти Великому Государю, и брату нашему Великих Государей блаженныя памяти Великому Государю, – служили они во многих городех многия ж службы: под Ригою и под Вильною, и под Быховым, и в Севску, и в Путивле, и в Черкасских и в низовых городех против воровских козаков, и на тех наших Государских многих службах, и на боях, и на съездах, и на приступех, и на вылазках с Польскими и Литовскими людьми, с Крымскими Татары и Черкассы и с воровскими казаки, – многие их братья побиты и поранены, и в полон поиманы, и доныне в полону. И за такия многия службы, по милостивому указу деда и отца и брата нашего, Великих Государей, блаженныя памяти Великих Государей, для милости Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и великих Чудотворцев Сергия и Никона, многих ради их чудес и на враги в ратех вспоможения, – от иных монастырских слуг они отверстаны, и никаких их Государских поборов и податей с них никогда не имывано; а по нашему Великих Государей указу спрашивают с них в Стрелецкий Приказ, на лошадиную покупку, запросных денег по двадцати по шести алтын по четыре деньги с двора по переписным книгам 186 году. А с них де от начала жития великаго Чудотворца Сергия никаких наших Государских денежных и хлебных поборов никогда неимывано; и служат они из денежнаго и хлебнаго годоваго жалованья, а пашенными землями и сенными покосы не владеют, и платить им тех денег не из чего; а по нашему Великих Государей милостивому указу Новодевича и Савина монастырей слуги пожалованы, тех денег имать с них не велено. И нам Великим Государем пожаловати бы их – не велеть прежних Государских милостивых указов нарушить за их службы, и за крови и за раны и за полонное терпение. И по нашему Великих Государей имянному указу тех запросных денег имать на них не велено, и из окладу выложено, и в приходной книге под статьею очищено, для того, что в них наперед сего стрелецкаго хлеба и никаких поборов неимано и живут они не на пашне; да и для того, что в Троицком монастыре наше Великих Государей пришествие бывает почасту, и перед прочими монастыри – Троицкой монастырь нашею Великих Государей милостию отменен, и слуги перед иными монастырскими служками отверстаны"52.

       О суммах, взятых из монастыря по требованиям Царя и других лиц Царской Фамилии, в архиве монастырском сохранились следующие записи:

       "В 1680 г. взято 1000 р.; в 1682 по Указу Царя Петра Алексеевича 14 000 р., для Царевен 70 р., в 1684 г. для Царевны Екатерины Алексеевны в два раза 2000 р.; в 1694 г. для нея же 500 руб.; в 1695 г., по Указу Царскому, 50 000 руб. на ратных людей; в следующем году еще 40 000 на тот же предмет; в 1698 г. 7000 р. на корабельное строение; в 1699 г. 30 000 р. на ратных людей; в 1701 г. 5000 р. также на войско, а всего в течении двадцати лет 129 570 р. тогдашнею монетою".

       Важнейшие из сих пожертвований, впрочем в виде займа, сделаны по случаю войны Азовской уже при преемнике Викентия, который 22 апреля 1694 года по указу Государей съехал на обещание свое во Владимирский Рождественский монастырь.

51. ИОВ (1694–1697)

       Переведен на место Викентия из Московского Высокопетровского монастыря, быв постриженником Троицкого монастыря; управлял Троицким монастырем три года и один месяц. По взятии Азова Царь 8 октября 1696 года приезжал в Троицкий монастырь для принесения благодарности Господу Богу53. В 1697 году Иов, сделавшись лично известным Государю, был возведен в Митрополита Новгородского. Сей-то архипастырь обратил внимание на участь вызванных из Греции и потом заточенных по наветам Сильвестра Медведева братьев Лихудов, исходатайствовал им свободу и открыл при посредстве их два училища в Новгороде, Греко-латинское и Славянское, устроил здесь из своих вотчинных доходов многие благодетельные заведения, как то: больницы, гостиницы для прохожих и первый в России Воспитательный дом54.

52. ЕВФИМИЙ (1697–1700)

       Постриженник Троицкого монастыря, переведен из Московского Знаменского монастыря 6 июня 1697 года, скончался 17 декабря 1700 года, погребен подле Серапионовской палатки.

53. ИЛАРИОН (1701–1704)

       Переведен из архимандритов Новоспасского монастыря 6 января 1701 года и чрез три года рукоположен в митрополита Крутицкого, апреля 9 дня55.

54. СИЛЬВЕСТР ВОЛЫНСКИЙ (1704–1707)

       Переведен из архимандритов Новгородского Юрьева монастыря 2 ноября 1704 года, поступил в митрополита Нижегородского сентября 1707 года56.

55. ИОАСАФ III (1707–1709)

       Переведен из архимандритов Высоко-петровского монастыря, 17 ноября 1709 года скончался в Троицком монастыре и положен подле алтаря Никоновской церкви с полуденной стороны.

56. ГЕОРГИЙ (1711–1718)

       После сих часто переменявшихся Настоятелей долее оставался монастырь в управлении Архимандрита Георгия Дашкова. Сначала он был Строителем Астраханского Троицкого монастыря. Во время возмущения стрельцов в Астрахани в 1705 и 1706 годах, когда фельдмаршал Граф Шереметев и адмирал Апраксин посланы были для укрощения мятежников, Георгий оказал важные услуги, доставлял фельдмаршалу нужные сведения о намерениях возмутителей57. Сие обратило на него взор монарха. По водворении мира Государь писал к Апраксину (29 авг. 1706 г.): "Когда ваша милость в Петербург поедет; то изволь взять с собою старца Дашкова, который в Астрахани". После того Георгий Дашков был сперва Келарем, а потом Архимандритом Троицкого монастыря. В 1718 году июля 13 дня поступил в епископа Ростовского58.

57. ТИХОН ПИСАРЕВ (1718–1731)

       Взят из Ярославского Спасского монастыря. Он подписался под Духовным Регламентом, который в 1721 году введен в действие, но не был призван в число советников Святейшего Синода и неизвестно где скончался.

58. ГАВРИИЛ БУЖИНСКИЙ (1722–1726)

       Знаменитый в свое время проповедник слова Божия, из малороссиян, образовался в Киевской Академии, был учителем в Славяно-греко-латинской Академии и здесь сделался известным Императору Петру I, который делал ему различные ученые поручения. В 1714 году из префектов Академии Гавриил определен обер-иеромонахом флота и часто проповедовал в присутствии Государя. В 1721 году, будучи поставлен в Архимандрита Костромского Ипатьева монастыря, мая 24 1722 года, переименован в Архимандрита Троицкого монастыря, пребывая в Санкт-Петербурге при Святейшем Синоде первым "советником", поступил в епископа Рязанского 1726 года октября 30 дня59.

       Управление Троицкой обители с сего времени часто вверяемо было лицам наиболее известным по своей образованности и красноречию.

       Среди преобразований, произведенных относительно вотчинного управления Императором Петром I, Троицкий монастырь сохранил свое особенное положение. В 1701 году не были отписаны у него вотчины, как у прочих. В 1724 году не был для него ограничен штат иноков60.

59. ВАРЛААМ II (1726–1737)

       Переведен из Даниловского Переяславского монастыря 30 октября 1726 года. По благоволению к нему Императрицы Анны Иоанновны, которой он был духовником, часто получал от нее щедрые дары для обители. При нем возвращены монастырю те села и деревни, которые при Государе Императоре Петре I были отчислены к новооснованной Троицкой Александровской Лавре61. Архимандрит Варлаам скончался в Троицкой Сергиевской пустыни 23 июля 1737 года.

60. АРСЕНИЙ I ВОРОНОВ (1737–738)

       Незадолго пред кончиною Варлаама был вызван из Архимандритов Вологодского Прилуцкого монастыря в Келаря Троицкого монастыря. По кончине Варлаама назначен ему преемником и требован был в Святейший Синод для принятия благословения. Но от сего отказался и с тем вместе сложил с себя и келарскую должность.

       В сие время Императрица Анна Иоанновна после посещения Троицкой обители повелела Святейшему Синоду дать Настоятелям Троицкого монастыря наставление для управления сею обителию. Она изъявила свою волю, чтобы 1) введено было в Троицком монастыре управление по примеру Киево-Печерской Лавры, соборное, "ни Архимандрит один, ни Келарь, ни Казначей особливой власти не имели", но избраны были 12 разумных и добродетельного жития старцев, с которыми обще и должен Архимандрит рассуждать обо всех делах; 2) чтобы при сем монастыре учреждена была Семинария для приготовления достойных людей на места священнические. Для сего повелено было собрать из детей священно-церковно-служительских и монастырских слуг до 200 человек и обучать их риторике, философии и богословию, языкам – латинскому, греческому и, если возможно, еврейскому; 3) чтобы устроен был на кошт Троицкого монастыря в каком-либо из женских монастырей сиротский дом для детей обоего пола, в котором бы сироты и дети, брошенные преступными родителями, могли найти призор и воспитание до известного возраста.

       Святейший Синод, на основании сего повеления и духовного регламента составив подробное наставление как для монашествующих, так и для Настоятелей Троицкого монастыря и, представив его на утверждение в кабинет Государыни, прислал сию инструкцию при указе от 29 октября 1739 года к непременному исполнению62.

61. АМВРОСИЙ ДУБНЕВИЧ (1739–1742)

       Для исполнения сих предначертаний переведен был (3 янв. 1739 г.) в Настоятеля Троицкого монастыря Архимандрит Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря Амвросий, бывший Ректором Киевской Академии. Однако же Семинария не была при нем открыта; устроение последнего, кажется, снова было отменено при перемене правления. Амвросий был поставлен в епископа Черниговского (27 сент. 1742 г.).

62. КИРИЛЛ III ФЛОРИНСКИЙ (1742–1743)

       Переведен из Архимандритов Московского Заиконоспасского монастыря и Ректоров Славяно-Греко-Латинской Академии (11 сент. 1742 г.) и немедленно открыл в Троицком монастыре Семинарию, именно в октябре месяце, сначала не более как на сто человек. Учителя были взяты из Славяно-Греко-Латинской Академии, как, например, Арсений Могилевский, других Святейший Синод требовал из Киевской Академии; управление делами Семинарии вверено было интенданту. Для библиотеки семинарской отделены нужные книги из библиотеки монастырской. Для ее помещения назначены две палаты под Чертогами и три палаты в городовой стене. Но вскоре смерть пресекла его просвещенную деятельность; он скончался 9 января 1744 года и погребен в бывшей паперти Успенского собора.

63. АРСЕНИЙ II МОГИЛЯНСКИЙ (1744–1752)

       Быстрым возвышением своим Арсений обязан таланту проповедническому, которым обратил он на себя внимание Императрицы Елисаветы Петровны. В 1742 году взят в учителя Троицкой Семинарии, будучи иеродиаконом; в 1743 году избран в придворные проповедники; в январе 1744 года поставлен Архимандритом Лавры, в том же году, 25 июля, – Архиепископом Переяславским, сохраняя звание Архимандрита Лавры и оставаясь в Санкт-Петербурге для присутствования в Святейшем Синоде.

       С учреждением в Троицкой Лавре Семинарии сделалось в ней постоянным проповедование слова Божия начальниками и учителями Семинарии. Преосвященный Арсений, сверх обыкновенного проповедования в Лавре во время литургии в воскресные дни, в 1747 году учредил публичное преподавание Катихизиса в те же дни пред вечерним богослужением как в Лавре для монашествующих, так в посаде в Рождественской церкви для местного духовенства и простого народа. В первой назначено говорить поучения префекту иеромонаху Афанасию, в последней – учителю иеромонаху Кириллу Лящевскому. Сверх того, префекту иеромонаху Афанасию поручено было руководствовать к правильному разумению христианского учения и духовенство окружных сел Троицкого монастыря63.

       В царствование Императрицы Елисаветы Петровны, по благоволению ее к Преосвященному Арсению, оказаны многие милости Лавре64 и взяты из Лавры, кроме четырех Архимандритов оной, на кафедры святительские наместники: в 1742 году Антоний Нарожницкий – в Тобольск, в 1745 году Феодосий Янковский – в С.-Петербург, в 1748 году Иоасаф Горленко – в Курск, в 1753 году Феофан Чарнуцкий в – Нижний Новгород.

       Преосвященный Арсений в 1752 году по болезни удалился на покой в Новгородо-Северский Спасский монастырь, откуда, впрочем, чрез пять лет вступил на служение Церкви, назначенный Государынею в Митрополита Киевского.

64. АФАНАСИЙ ВОЛХОВСКИЙ (1752–1758)

       Быв Ректором Троицкой Семинарии, первым преподавателем в ней богословия и вместе Келарем Лавры, поступил в Архимандрита ее и отсюда 21 апреля 1758 года – в Тверь в епископа65.

65. ГЕДЕОН КРИНОВСКИЙ (1758–1761)

       Из проповедников при Славяно-Греко-Латинской Академии в 1754 году избран в придворные проповедники самою Государынею Императрицею Елисаветою Петровною, которая всегда слушала его поучения с удовольствием и часто даже сама назначала предметы проповедания и благодарила за изъяснение их различными подарками. В 1758 году он переведен в Архимандрита Лавры из Саввина Сторожевского монастыря; пожалован членом Святейшего Синода и продолжал проповедование при дворе почти до самой кончины Императрицы Елисаветы Петровны. К известным его достоинствам можно присовокупить следующий отзыв о нем Преосвященного Митрополита Платона, который им вызван был в Троицкую Семинарию 25 июня 1758 года, когда еще был Петром Левшиным, и пользовался его расположением: "Гедеон был человек учения довольнаго, особенно одарен талантом красноречия; сердце имел открытое и искреннее, и очень удален от хитростей политических, и потому некоторых имел себе невеликих доброжелателей. Верх его хвалы, что от которых в жизни не был любим, за слов свободность, от тех был похваляем по смерти за чистосердечие. Будучи в Лавре, рачительным был тамошних школ покровителем"66. Между прочим было исходатайствовано им у Святейшего Синода, чтоб архиереи тех епархий, где были вотчины Лавры, не производили без ведома ее никого во священники и диаконы и чтобы Лавре предоставлено было назначать туда кандидатов из обучающихся в лаврской Семинарии. В 1761 году, октября 8 дня, Архимандрит Гедеон посвящен в епископа в Псков, где и скончался 22 июня 1763 года.

66. ЛАВРЕНТИЙ ХОЦЯТОВСКИЙ (1761–1766)

       Из певчих Киевского кафедрального Архиерейского дома взят был в Лавру Преосвящен. Арсением; отсюда в 1752 году поступил в придворные певчие, в 1754 году вступил в монашество, а в 1761 году произведен в Архимандрита Лавры, где и скончался 20 января 1766 года. При нем Наместник Лавры Иннокентий Нечаев 23 февраля возведен в епископа Коксгольмского, викария Новгородского67. При нем же в 1764 году последовало новое учреждение относительно монастырей, вследствие которого Лавра поступила на штатное содержание. Вместе с тем определен свой оклад и на Семинарию из Коллегии Экономии. Таким образом, лаврская Семинария сделалась независимою от Лавры по содержанию и поступила в число учебных учреждений по духовному ведомству.

67. ПЛАТОН ЛЕВШИН (1766–1812)

       Вызванный из Славяно-Греко-Латинской Академии в учителя лаврской Семинарии, в 1758 году пострижен в монашество, с 1761 года был префектом Семинарии и учителем философии, в 1762 году определен ректором и учителем богословия. Своими речами и словами обратив на себя внимание Государыни Императрицы Екатерины II по случаю посещения ею Лавры вскоре после коронования и вторично в 1763 году, по случаю путешествия ее в Ростов, Платон взят был в июле месяце сего года в законоучителя к Наследнику престола Павлу Петровичу и проповедника при дворе. В июле 1766 года быв посвящен в Архимандрита Лавры, сие звание он сохранил и при возведении в Архиепископа Тверского (12 октября 1770 г.) и при переведении в Архиепископа Московского (21 января 1775 г.) до самой кончины. Таким образом, управлял Троицкою Лаврою долее, нежели кто-нибудь из прежних ее Настоятелей.

       Перемена в хозяйственном состоянии Лавры, с учреждением штатов, требовала особенной попечительности Настоятеля об устройстве ее сообразно с новым положением. Учредить правильное употребление настоящих ее способов, воспользоваться благоразумно сбереженным от прежнего времени и на важнейшие предметы испросить вспоможение у правительства насчет тех имений и сумм, которые прежде принадлежали Лавре, – вот чего требовали обстоятельства того времени. И Платоном все сие устроено так, что обитель, несмотря на ограничение внешних способов, явилась при нем в гораздо благолепнейшем виде, нежели при своем прежнем богатстве. По ходатайству Преосвященного Платона отпущено было из Коллегии Экономии в 1767 году 13 843 рубля для окончания колокольни, в 1775 году на исправление ветхостей в зданиях лаврских и стенах и на украшение Троицкого собора живописью – 28 617 руб. 70 коп., в 1780 году – 8112 руб. на устроение вновь ризничного корпуса и 4500 руб. – на покупку боевых часов.

       Преосвященный Платон и сам был щедрым жертвователем на украшение Лавры. В 1783 году он возобновил древний обычай записывать все приношения во Вкладную монастырскую книгу с именами вкладчиков, и сия книга свидетельствует, что с 1766 по 1794 год пожертвовано им в Лавру и Вифанию вещами и деньгами более нежели на тридцать тысяч рублей.

       Попечение о благоустройстве внутреннем не менее занимало душу пастыря стада Христова. Вступив в управление своею обителию, он предписал читать каждое воскресенье за трапезою правила святителя Василия и другие церковные постановления о монашествующих и, заключая свое предписание, присовокупил: "Да поспешит Бог сему моему благому намерению видеть св. обитель украшаемую добродетелию иноков"68.

       По другим своим обязанностям находясь более в С.-Петербурге и потом в Твери и Москве, Преосвященный не мог часто беседовать с иноками, но часто стали слышны его поучения в Лавре с 1792 года, когда Государынею Императрицею, по его прошению, дозволено было ему жить в Лавре сколько рассудит, а управление епархией поручить своему викарию.

       Преосвященный Платон служение свое в Лавре вменял себе за особенное благодеяние Божие. Сие исповедал он пред концом своего земного поприща в слове на день памяти Преподобного Сергия. Прославляя благодеяния угодника Божия, он говорил: "Я ли умолчу? Я воспитанник его обители и в ней яко отродивыйся духом, и уповая с перстию священнаго места сего смешать тленную свою персть? Дожив до старости, ежели в жизни своей имел я какия удовольствия, выгоды и пользы телесныя и душевныя, все это по справедливости должен по Бозе приписать благословенному месту сему и святым Угодника Божия молитвам. С самых младых моих лет, по особенному Божию провидению, призван был я в обитель сию неожиданным случаем, ни по намерению моему, ни по чаянию; сие было действие единых Божиих непостижимых судеб. Потом та же рука Божия присовокупила меня к избранному обители сея стаду, и к роду жизни, Преподобнаго жизни сообразной. И се уже близ пятьдесятый год, а настоятельства моего минуло уже сорок лет, как долготерпение Божие благоволило пребывать мне в месте сем.

       При сильном сего воображении и воспоминании, о коликая объемлет меня и радость и страх! Радость, – что таковыя сподоблен благодати и что многия к чести и пользе сея обители споспешествовал Господь, молитвами Преподобнаго, совершить труды и предприятия. Но страх, – что приняв род жизни, жизни святаго сообразной, признаю и исповедаю, яко многими моими слабостями, грехами и беззакониями был весьма недостаточным святой жизни его подражателем. Восхвалял его словом, но делами был удален от него. Ни молитвами, ни смирением, ни воздержанием ни мало не уподобился ему. Боюсь, боюсь, да мои самыя его жизни похвалы не обратятся мне в грех: ибо не красна песнь в устах нечестивых".

       "Однако, – присовокупил святитель, – я не переставал и не престаю восхвалять его, дабы чрез сие изъявить хотя то, что я удивляюсь его делам, – и молитвами его желаю исправления жизни моей и Богоугодной кончины" – и заключил свое слово молитвою к Преподобному Сергию: "Приими и от меня недостойное, и, может быть, по старости и слабости моих лет последнее святыя твоея жизни похвальное проповедание. Дерзновенно желать подобнаго тебе жребия: но дозволь хотя того желать, да умрет душа моя в душах праведных сих"69.

       Во время настоятельства Преосвященного Платона покровительство Преподобного Сергия особенно видно было над Лаврою в два тяжкие для всего Отечества времени: 1) в 1771 году, когда Москва и окрестные города были посещены смертоносною язвою и самый посад лишился от нее многих своих жителей, в обители, несмотря на то, что она была отверста всем приходящим, сохранились невредимы и монашествующие, и ученики Семинарии, коих было более 200 человек. Никто не умер даже из служителей Лавры, которые жили в посаде и имели свои дома между домами умиравших от язвы. Тогда многие монастыри и села, прежде принадлежавшие Лавре, брали себе от нее на благословение святые иконы; 2) в год нашествия на Россию двунадесяти языков. Москва уже была разорена, пятитысячный отряд занимал Дмитров, Богородск также был в руках неприятеля, оба города на расстоянии от Лавры не более сорока верст. И однако же Лавра осталась неприкосновенною. Дано было повеление отряду, стоявшему в Дмитрове, идти на Лавру. Но в тот день, когда сему повелению надлежало исполниться, в день Покрова Пресвятой Богородицы, братия Лавры и с ними жители посада совершили крестный ход вокруг всего селения, и в тот же день французские отряды обратились к Москве. Признавая в сем явное чудо милосердия Божия, Преосвященный Платон благодарно исповедал свои чувства пред Святейшим Синодом: "Лавра и Вифания по судьбам Провидения не испытала на себе пагубных перунов. Это суть места идеже мир и тишина положили селение свое! – Дивен Бог во святых своих – дивен в Преподобном Сергие! – "Аще не его ради, Аз погубил бых вас". – Сему верую, на сем утверждаюсь, сие исповедую". Так писал Платон за несколько дней до своей кончины.

       Среди бедствий Отечества Лавра, спасаемая Богом, сама спешила с пожертвованиями на нужды государственные. В 1807 году в числе 20 000 руб., внесенных Митрополитом Платоном на земское ополчение, 70 00 руб. было от Лавры и 2000 руб. от самого Преосвященного, прочие от Чудова и Перервинского монастырей. В 1812 году от Лавры пожертвовано было 70 000 руб. ассигнациями и 2500 руб. серебром, сверх того, серебра в слитках и в посуде 5 пудов и 4 фунта.

       11 ноября 1812 года Преосвященный Платон скончался и обрел себе покой там, где желал и где издавна приготовлял себе могилу, – в Вифании.

68. АВГУСТИН ВИНОГРАДСКИЙ (1814–1819)

       Начал служение свое в должности учителя в Перервинской Семинарии в 1787 году, откуда в 1788 году Преосвященным Платоном переведен в лаврскую Семинарию; будучи префектом, пострижен в монашество в 1793 году, потом был ее ректором (1795) и архимандритом Лужецкого монастыря с 1798 года. В 1802 году переведен в Ректора Славяно-Греко-Латинской Академии и Архимандрита Заиконоспасского монастыря; чрез два года, быв епископом Дмитровским, викарием Московской митрополии; в 1814 году произведен в Архиепископа, в то же время наименован Архимандритом Лавры. В 1818 году переименован Московским Архиепископом, но в следующем году скончался и по завещанию его погребен в Лавре.

       В его время в Лавре Семинария, существовавшая 72 года, преобразована в Академию, на место Московской Славяно-Греко-Латинской, 1 октября 1814 года.

69. СЕРАФИМ ГЛАГОЛЕВСКИЙ (1819–1821)

       25 декабря 1799 года в Лавре Преосвященным Митрополитом Платоном рукоположен в епископа Дмитровского. Почти чрез двадцать лет потом, с возведением в Митрополита Московского, наименован и Архимандритом Лавры. В 1821 году переведен на епархию Новгородскую и С.-Петербургскую.

70. ФИЛАРЕТ ДРОЗДОВ (1821–1867)

       Третий Настоятель Лавры из школы Платоновой и любимейший из учеников маститого архипастыря московского, замеченный им – особенно по своим проповедническим дарованиям – в то время, когда он был учителем Троицкой Семинарии. В ноябре 1808 года пострижен в Лавре Преподобного Сергия в монашество и в начале следующего года вызван в С.-Петербург, где в марте 1812 года определен Ректором Духовной Академии; в 1817 году, августа 5, хиротонисан в епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии; в марте 1819 года повелено ему быть архиепископом Тверским и вместе членом Святейшего Синода; в сентябре 1820 года переведен он на епархию Ярославскую, а 8 июля 1821 года из Архиепископов Ярославских переведен на кафедру Московскую и наименован Архимандритом Лавры.

       Во время управления Лаврою внимание святителя Филарета столько же было обращено на благоустроение духовной жизни иноков, сколько и на внешнее благоустройство обители.

       Питая дух свой ежедневно словом Божиим, он любил заниматься подвижническими писаниями тех Отцов Церкви, которые глубже раскрыли таинственную область внутренней жизни христианской, как-то: преподобного Максима Исповедника, которого "Четыре сотницы о любви" еще в 1817 году изданы им в переводе на русский язык; Макария Великого, которого словами нередко пользуется он в своих поучениях; Ефрема Сирина, из писаний которого составлен им выбор; Исаака Сирина; Иоанна Лествичника и других. В том же духе он желал руководить и братию обители Сергиевой, раскрывая в своих поучениях, произнесенных в Лавре, учение об истинном духе монашества, о важности подражания святым, о святости, о молитве, об искушениях, о распятой жизни и других сродных предметах. В письмах к непосредственным начальникам братства лаврского, преподавая разрешение их вопросов, при каждом случае он напоминал о духовных обязанностях иноков и внимательно следил за страждущими какими- либо недугами духовными. Посещая Лавру, особенно в дни ее торжественных празднеств, и оставаясь в Лавре в летние месяцы для подкрепления сил своих, сам подавал пример строгой жизни иноческой, благоговейной молитвы и неутомимой ревности к священнослужению.

       Враг роскоши, но любитель благолепия храмов Господних и вместе ревнитель простоты, он мыслию и сердцем любил переноситься к первобытному убожеству пустыни Сергиевой, которое скрывало в себе богатство духовных сокровищ. В этом отношении особенно примечательно слово его при освящении храма при гробнице преподобного Михея в память явления Божией Матери Преподобному Сергию. Раскрывая здесь ту мысль, что и вся обитель Троицкая есть памятник сего чудесного посещения, с высоким одушевлением высказывает он желание узреть пустыню Сергиеву в первообразном ее виде.

       "Кто покажет мне, – говорит священный оратор, – малый деревянный храм, на котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятыя Троицы? Вошел бы я в него на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свещи, и пламень их досягает до неба, и Ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной. Отворите мне дверь тесной келлии, чтобы я мог вздохнуть ее воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий Преподобного Сергия, который орошен дождем слез его, в котором впечатлено столько глаголов духовных, пророчественных, чудодейственных. Дайте мне облобызать праг ея сеней, который истерт ногами Святых и чрез который однажды переступили стопы Царицы Небесной. Укажите мне еще другия сени другой келлии, которыя в один день своими руками построил Преподобный Сергий, и в награду за труд дня, и за глад нескольких дней, получил укрух согнивающаго хлеба... Ведь это все здесь: только закрыто временем, или заключено в сих величественных зданиях, как высокой цены сокровище в великолепном ковчеге".

       Тем же духом благоговения к великим добродетелям основателя пустыни и назидательности исполнено и Житие Преподобного Сергия, составленное архипастырем еще в начале управления обителию и впоследствии дополненное сказаниями о знамениях чудесной помощи Преподобного Сергия, явленных в судьбах обители, Церкви, государства и частных лиц.

       Соответственно такому настроению духа Настоятель Лавры и избытки средств ее старался обращать на благотворительные учреждения, которые бы могли приносить пользу нуждающимся всякого рода. При нем открыто в Лавре ежедневное раздаяние пищи странным, больница в стенах обители для приходящих, дом призрения для больных и беспомощных вне Лавры, училище для детей жителей посада и окрестных селений, училище иконописания и обучение другим ремеслам. При нем в соседстве с Лаврою устроен скит Гефсиманский в качестве общежительного отделения Лавры.

       Между тем Лавра, как и в прежние времена, не отказывалась благотворить нуждающимся и по особым чрезвычайным обстоятельствам. Так во время войны греков за независимость она, продав некоторые из своих драгоценностей и собрав пожертвования от своих братий, послала более 15 000 руб. на искупление пленных, нам единоверцев. Позднее уделяла от своих сокровищ на созидание и украшение храмов у единоплеменных нам славян. Во время последней войны с Турцией она по распоряжению своего Настоятеля, вместе с кафедральным Чудовым монастырем, представила правительству 50 000 руб. серебром для употребления на потребности православных воинов и войны.

       В 1867 году августа 5 дня Лавра была свидетельницей необычайного, беспримерного уважения к своему Настоятелю всей России по случаю пятидесятилетнего юбилея его святительства. И Самодержец Всероссийский, и Святейший Синод, и пастыри Русской Церкви, и патриархи Востока, и даже пастыри иноверных церквей приветствовали доблестного Архипастыря Московской Церкви, достославно протекшего столь продолжительное и многотрудное поприще.

       Но дух его уже воспарял к почести вышнего звания Божия. 19 ноября по совершении святой литургии в домовой своей церкви в Москве без предварительной болезни он переселился в Вечную Жизнь. Тело его торжественно перенесено в Лавру и 28 ноября предано земле, по завещанию его, близ церкви Сошествия Святаго Духа, в храме в честь праведного Филарета.

       Во время управления Лаврою святителя Филарета братство Лавры значительно умножилось, и из братства ее вышло до 30 Настоятелей разных монастырей.

71. ИННОКЕНТИЙ ВЕНИАМИНОВ (1868–1879)

       В монашество пострижен из протоиереев Митрополитом Филаретом в С.-Петербурге на Троицком подворье в 1840 году и тогда же рукоположен в епископа Камчатского. Из архиепископов Камчатских переведен на кафедру Московскую и наименован Митрополитом и Архимандритом Лавры 5 января 1868 года. Скончался 1879 года марта 31 и погребен там же, где Митрополит Филарет.

72. МАКАРИЙ БУЛГАКОВ (1879–1882)

       Воспитанник Киевской Духовной Академии, пострижен в монашество 15 февраля 1841 года, с 1851 года – епископ Винницкий, с 1857 года – Тамбовский, с 1859 – Харьковский, с 1868 года – Архиепископ Литовский и Виленский. 8 апреля 1879 года наименован Митрополитом Московским и Священноархимандритом Лавры. Скончался 9 июня 1882 года и погребен в Успенском соборе Лавры на правой стороне от западных дверей, где еще за год до кончины сам указал место для своей могилы.

73. ИОАННИКИЙ РУДНЕВ (С 1882 г.)

       Магистр Киевской Духовной Академии, пострижен в монашество в 1849 году; до 1860 г. состоял на службе при той же Академии сначала Профессором, потом Инспектором и Ректором. С 1861 г. Ректор С.-Петербургской Духовной Академии и Епископ Выборгский, с 1863 г. Епископ Выборгский, с 1863 г. Епископ Саратовский, с 1873 Нижегородский, с 1877 г. Архиепископ и Экзарх Грузии. 1882 г. 27 июня наименован Митрополитом Московским священно-Архимандритом Лавры.

       

       Совершилось более пяти столетий, как стоит сия св. обитель. Переменялись люди, изменялись обстоятельства. Неизменны сохранились благодатное покровительство Божие и благоговейное усердие Дома Царей к Дому Преподобного Сергия.

       В Бозе почивший Государь Император Николай Павлович и супруга его, Благочестивейшая Государыня Императрица Александра Феодоровна, после священного венчания на царство благоволили праздновать здесь день памяти Преподобного Сергия. Государь Император и после того троекратно посещал сию обитель и совершал в ней молитвы. Государыня Императрица двукратно предпринимала нарочитые путешествия в обитель Преподобного Сергия для поклонения святым мощам его.

       Шествуя по стопам своих родителей, благополучно ныне царствующий Государь Император Александр Николаевич, еще будучи Великим Князем, сперва один, потом с супругою своею приносил в Лавре молитвы Господу Богу пред мощами Его великого угодника. По вступлении же на Прародительский престол, еще до священного венчания на царство, вместе с Супругою Своею, Благочестивейшею Государынею Императрицею Мариею Александровною, и всем Августейшим Семейством притек в обитель Преподобного Сергия с молитвою к Предстателю земли Русской о избавлении ее от врагов. По священном миропомазании и венчании Благочестивейший Государь с супругою своею, оставляя столицу, паки уединялся в обитель пустынножителя радонежского для благоговейной молитвы на великий подвиг царствования. После того Их Величества еще посещали Лавру для богомоления в июне 1861, декабре 1862 и августе 1865 годов и наконец 24 апреля 1877 года, решившись поднять оружие против исконных врагов христианства и вековых угнетателей наших братий по вере и языку, Восточных Славян, Государь Император Александр Николаевич, после известной своей речи в Московском Кремлевском дворце, посетил Лавру Преподобного Сергия, чтоб испросить у сего великого заступника земли Русской благословение на предпринимаемое дело. Встреченный в Лавре ее маститым Настоятелем Митрополитом Иннокентием словом, вполне соответствующим событию дня, по молитве у гроба Преподобного Государь Император благоволил принять из рук старца Митрополита чудотворную икону Явления Божией Матери Преподобному Сергию для препровождения оной в действующую армию. И ныне благополучно царствующий Александр Александрович искал утешения в великой скорби своей у св. Мощей Преподобного Сергия: Он посетил Лавру со своим Августейшим Семейством 19 июля 1881 года. Мая 22 1882 года, после священного миропомазания Благочестивейший Государь Император снова приносил Царственные молитвы Свои со всем Августейшим Семейством у Мощей Угодника Божия и приложил богато украшенные венцы на икону Посещения Богоматери, что за ракою у стены, и на изображение Преподобного Сергия, находящееся на крыше самой раки. Члены Августейшего Семейства в разных обстоятельствах жизни, по благочестивому влечению сердца, отдельно и совокупно прибегают к предстательству общего о всех молитвенника; и даже удаленные жительством от России, когда после долгих лет отсутствия снова посещают землю Русскую, не оставляют ее, не приняв благословения Преподобного Сергия.

       Ясным знамением благоволения Божия к обители и заступления Угодника Божия было сохранение ее неприкосновенною от губительной болезни, холеры, которая свирепствовала в 1830, 1847, 1848 и последующих годах в Москве, Переяславле и других окрестных городах.

       



  ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА  |  ОГЛАВЛЕНИЕ  |  СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА  


'Светильник земли Русской' - Каталог ресурсов о преподобном Сергии Радонежском.
Служба поддержки - Михаил Павлов