Царь Михаил Феодорович, возлагая на преподобного Дионисия исправление Требника, писал: "У Живоначальныя Троицы у вас, в Чудотворцеве в Сергиеве обители, книгами исполнено"1. Отсюда браты были списки церковных книг в Москву во время Патриархов Филарета2, Никона3 и Иоакима4. При открытии в прошедшем столетии Троицкой Семинарии часть книг и рукописей, числом до 370, отделена из книгохранилища Лавры для нового рассадника духовного просвещения.
Опись лаврской библиотеки 1642 года заключает в себе 623 книги, из числа коих немного было печатных; сверх того в ней показано до 100 книг в раздаче по монастырям и селам, подведомственным Троицкому Сергиеву монастырю, и 19 книг в отсылке к Москве.
Библиотека рукописных книг составилась отчасти чрез списывание книг в монастыре, отчасти из вкладов, из коих значительнейшие суть: Митрополита Иоасафа 29 рукописей, Архиепископа Новгородского Серапиона Курцова 12, Архимандрита Дионисия 21, Келаря Аврамия Палицына 5, старца Германа Тулупова, который сам и трудился в списывании при преподобном Дионисии, 18.
Некоторых драгоценных рукописей сохранились одни заглавия в древней описи, как-то:
"Два служебника на харатье, свертки на деревце, Чудотворца Сергия";
"Евангелие в десть, на бумаге, Исаковское Молчальниково";
"Псалтырь в полдесть, на бумаге; письмо Исаака Молчальника" (ученика Преподобного Сергия).
В настоящее время библиотека Лавры состоит из 823 рукописей и 10 000 печатных книг, преимущественно относящихся к богослужению церковному и духовно-исторического содержания. Кроме духовных журналов, выписываемых Лаврою, и книг, остающихся по смерти братии, книгохранилище обогащается и чрез пожертвования. В 1861 году передана сюда жившим в Лавре на покое Высотского монастыря Архимандритом Сергием собственная его библиотека, состоявшая из 937 книг, а в начале 1865 года наместником Лавры архимандритом Антонием библиотека его, содержащая до 1400 книг.
Достопримечательнейшие рукописи в лаврской библиотеке суть:
1. Пятокнижие Моисеево, на пергамене, в лист, по письму конца XIV или начала XV столетия.
2. Паремейник, писан на пергамене, содержит в себе паремии Постной и Цветной Триоди и на некоторые праздники Господские, Богородичные и нарочитых святых. На день святых Бориса и Глеба положено чтение из истории их мученической кончины. Первое чтение начинается так: " Братие, в бедах пособи бывайте. Сего ради радуется муж безумен, восплещет руками... " Второе: " Слышав Ярослав, яко отец ему умре " Третье: " Стенам твоим, Вышегороде, устроих стражи весь день и всю нощь... "
3. Слова Григория Богослова, с толкованием Никиты, епископа Ираклийского, рукопись писана на пергамене, в лист, всех Слов 16; порядок их начинается Словом на Рождество Христово, оканчивается Словом, произнесенным в присутствии святителя Григория Нисского. К сему в рукописи присоединены: Житие св. Василия Великого, св. Григория Назианзина, Похвальное слово святому великомученику Димитрию, Житие и мученичество святых Киприана и Иустины; на конце Слово Григория Богослова об удалении в Понт, без толкования. По письму, рукопись принадлежит к XIII или XIV столетию.
4. Златая цепь, писана на пергамене. В ней помещены между прочим несколько Слов Серапиона, епископа Владимирского, рукоположенного в 1274 году.
5. Октоих 4, 5 и 6 гласов, писан на пергамене, в лист. На 1-й странице надписано: "Октоих Никоновской".
6. Такой же Октоих на 7 и 8 гласы. Обе рукописи конца XIV или начала XV века.
7. Стихирарь, с надписью: "Начаток книгам глаголемым Стихирареви, сочиненному от года до года, еже есть от сентября месяца до августа". Писан на пергамене, в лист. На конце 1-й страницы подписано: "многогрешный раб Божий Епифан" и еще несколько слов, которые трудно разобрать; под 6-м числом ноября подписано рукою писца: "Месяца сентября в 21 день, в пяток на память Апост. Кондрата, по литургии почата бысть" (следующих двух строк прочесть нельзя). Под 26-м ноября подписано тою же рукою: "В лето 6821 месяца сент. 26 д. Иоана Феолога, в среду по вечерни почата бысть" (следующее слово можно читать: писати, прочие нельзя разобрать). Под 12-м мая, на память святого Епифания Кипрского, подписано: "Господине Святый Епифан. Кипрскии съимениче мои елеисон ми". Из всех сих подписей можно заключить, что рукопись писана в 1303 году Епифанием. Подписи под 6-м и 26-м ноября сделаны при начале новых тетрадей. На стр. 40 приписка: "месяца сентябр. в 21 день в пят на память апостола Кондрата по литургии почата бысть пиет. тетр. 16 Симоновский приезжал. в той же день келарь поехал на резань. в той же день. ...чернца увещали в той же день Исакий Андрейнов приехал к нам. В той же день весть приде, яко Литва грядет. С Агаряны. в той же день придоша две телеги со мнозем скрипем в 1 час ночи".
Не забудем, что эти заметки относятся к приснопамятному в летописях 1380 году (год Куликовской битвы).
8. Кондакарь нотный (на крюках), на пергамене, в четверть, исхода XII века.
9. Пролог на месяцы сентябрь, октябрь и ноябрь, на пергамене в лист, XIV века. Каждый месяц, кроме церковного названия, имеет свое, например сентябрь рюин.
10. Житие св. Нифонта, писано на пергамене, на последнем листе написано: "Господи помози рабом своим Иоану и Олексию, написавшема книгы сия, а де соуть помяткы исправя чтете". Потом: "В лето 6727 кончаны быша книгы сия месяца мая в 21 день, на память святаго мученика Иеремиа (Ермия) в граде Ростове, при Князи Васильце при сыну Констянтинове, а внуце Всеволожи. Святая госпоже Богородице, Святии Апостоли, Пророци, Мученици, Святый Нифонте, помози(те) моему Господину Василку, и мене грешнаго раба своего Кюрила избави(те) в день судный от вечныя мукы". На обороте сего листа написано: "В лето 6880 при Благоверном Великом Князе Дмитрее Ивановиче" (далее ничего не писано). Благоверный князь Василько княжил с 1219 по 1238 год, в означении дня допущена ошибка: вместо 31-го написано 21-е число.
11. Часослов, на пергамене, в четверть, писан иноком Христофором, учеником преподобного Кирилла Белозерского, крупным прекрасного уставного письма; на конце подпись: "Края достигохом, о Отци и Сыне и Дусе Святем возмогаеми, Божественную книгу сию, глаголемый часословец, грубыми неудобренными алфавиты, в лето 6931 месяца иуниа 16, на память Преподобнаго Отца Тихона Чудотворца, повелением Господина Старца Кирилы Игумена".
12. Слова постнические Исаака Сирианина, переведенные с сирского языка на греческий аввами Патрикием и Аврамием, в числе 91. Рукопись писана в четверть, на бумаге, на конце надпись рукою писца: "Писася сия книга в 6889" (1381), следовательно, еще при жизни Преподобного Сергия.
13. Зерцало, или Диоптра, с предисловием Михаила Пселла и стихами некоего Константина. Сочинение, писанное на греческом языке в стихах, разделяется на пять слов. Оправдываясь в принятии на себя труда, трудившийся пишет, что он приступил к сему делу "не от себе устремляем, но принужден быв от отца духовнаго, именем Каллиника, житие убо имуща в странах Смоленскых". Труд сей принадлежит Филиппу Пустыннику, а писана книга сия в 1095 году, как известно из последних стихов по греческим рукописям5. Переводчик или переписчик по окончании труда своего присовокупил: "Словеса убо писаная придоша в конец: уму же да не будет когда приати конец. В любителех душепитательных словес кое убо когда будет благих насыщение?", потом чрез несколько строк присовокуплено: "В лето 6926 списана бысть книга сия, рекомая по Еллинех: Диоптра, по нас же: Зерцало, Святей Троици в Сергиев монастырь, замышлением Игумена Никона, а рукою раба Божия Иосифа, а кончаны быша месяца..." (следующая строка осталась недописанною). Кроме Диоптры, в сей рукописи далее помещены тою же рукою сочинения: святого Афанасия Александрийского к князю Антиоху; ответы Варсонофия Великого; послание Василия, епископа Амасийского, к некоему иноку; два поучения Илариона; повесть отца Исаии из Патерика; заповеди преподобного Стефана Фивейского; наставления Исихия Пресвитера к Феодулу и некоторые другие статьи духовного содержания.
14. Поучения аввы Дорофея, писаны на бумаге, в четверть, на конце приписано: "В обители Царстей Святыа и Живоначальныа Троицы в устроении Преп. Игумена Сергеа на имя Священно-иноку Матфею, списася сия книга в лето 6922 (1414), индикта 3, месяца Февруария в 20 день, на память Святаго мученика Феодора Стратилата. Списажеся сия книга при Настоятельстве Преподобнаго Игумена Никона, рукою многогрешнаго инока Антоньа. Ты же Священноиноче Матфею, помяни мя грешнаго в святых ти молитвах".
15. Лествица, писана в четверть, на бумаге, на конце приписаны главы Григория Синаита и инока Филофея. Пред сими главами подпись: "Помощию Святыя Троиця списася книга сия, ей же именование: Лествица, на имя Священноиноку Матфею, рукою грубаго и худаго, страннаго, последняго во иноцех, смереннаго многыми грехы Варлаама. Слава свершителю Богу и Пречистей Его Матери в векы, аминь. Ты же возлюбленный о Св. Дусе, священне Матфее, Христа ради не сотвори мя забвена, егда предстоиши пред престолом славы и ту да помянеши мя в священных ти молитвах, а не сотвори мя забвена грубости ради писаниа". "В лето 6920 (1412) написася Божественная Лествица месяца октоврия в 14 день, на память Святых Мученик Назария, Гервасия, Протасия, Келсия, в обители Преподобнаго Игумена Сергия. В то же лето и священа бысть церкви в той же обители месяца Семптямьрия в 25 день. "О ленивый Варламе, готовися к ранам. Близ есть конец".
Другой экземпляр той же книги одного года с предыдущим, как видно из подписи на конце: "В лето 6620 написася Божественная Лествица".
16. Список сокращенного Пахомиева жизнеописания Пр. Сергия, в рукописи, содержащей в себе жития разных святых, числом до 25, древнейший по означению времени. Указание времени заключается в следующей подписи: "в лето 6939 списася книга сия в Святой горе Афонсце, в обители Царстей в Лавре великаго Афанасия, подкрылием Св. Григория Паламы и Преподобнаго Отца нашего Петра Афонскаго, в кущи Святаго и славнаго Пророка Илии. Преписана (рукою) многогрешнаго и смиреннаго Инока Афанасия Русина, последи же повелением Господина Зиновия Игумена Сергиева монастыря, списася грешным Ионою Игуменом Угрешским".
17. Канонник на бомбицине XIV в., в четверть, 97 листов, писан в Ростовском Григориевском монастыре, как видно из молитвенного воззвания на обор. л. 87: "Господи Боже наш, молитвами Пречистыя Ти Матери и святаго Святителя Григорья Богослова и всех святых, сподоби ны наследником быти небесного Твоего царствия". Здесь между прочим помещены каноны "за творящая милостыню, за болящаго, за епитимью" и служба Покрову Пресв. Богородицы.
18. Следованная Псалтирь, в четверть, XV века, писана также в Ростове разными каллиграфическими почерками и украшена изящными рисунками (исследование о сей рукописи с факсимиле образцов ее письма и украшений, изданное Обществом любителей древней письменности 9 декабря 1881 г., автором его, академиком Ф. И. Буслаевым, лично поднесено Государю Императору).
19. Сборник Житий Преподобных отцев: Симеона Столпника, Харитона Исповедника, Кириака Отшельника, Илариона Великого, Иоаникия Великого, Феодора Студийского, Иоанна Дамаскина, Саввы Освященного, Феодосия общежития Начальника, Павла Фивейского, Антония В., Евфимия В., Николая Исповедника Студийского и пр. Мартиниана. Рукопись в четверть, на бумаге, на первых листах подпись: "Сия книга Троицкаго Сергиева монастыря, Митрополита Иоасафа". В сей рукописи находится следующее предисловие, которое повторяется и в другом подобном сборнике, того же почерка и с тою же подписью имени Митрополита по листам: "Божиею благодатию и Пречистыя Богородицы помощию преписах жития Святых Преподобных Отец, писах же с разных списков, тщася обрести правы. И обретох в спискех онех многа неисправлена. И елика возможна моему худому разуму, сия исправлях; а яже не возможна, сия оставлях, да имущии разум больше нас, тии исправят неисправленная, и наполнят недостаточная. Аз же что написах, и аще кая обрящутся в тех несогласна разуму истины, и аз о сих прощения прошу. А кто имать сиа преписовати, или прочитати, да не приписует тако ни прочитает, но истинное да пишет и глаголет, еже есть угодно Богу и полезно души, понеже и аз грешный тако хощу. И нетокмо же еже зде написах, но и инде что писах и глаголах, и аще что обрящется в тех не угодно Богу и не полезно души, ради моего неразумия и невежества, и о сих молю, да не творит кто тако; но лучшее да творит, еже есть благоугодно Богу и полезно души. И аз о сем радуюся, и тако благодатию Божиею прилагаю сия, отъемля вину ищущим вину на вред души. Прочитающих же сия и слышащих чтомых пользу, молю да Бога ради помолятся о мне, да и аз помилован буду от Бога, понеже не мало потрудихся в сих, яко же мню, заповеди ради и любве Божиа и ближняго. Да сих дивных Отец житиам внимающе, ревнители будем деланию их, и с ними живот вечный наследим. Се бо есть истинная любовь к ближним, еже воздвигнути им совесть к любви Божии, и творити заповеди Его, по истинных Божественных словесех Его, и по житию и учению святых Отец, жити елико мощно, и тако спастися. Аз же аще и грешен и нерадив есмь и ничто же благо сотворих, но желаю много ближним спасения".
20. Псалтырь толковая Брюнона, Епископа Вирцбургского (Herbipolitanus), переведенная в Новгороде Димитрием Герасимовым, с посвящением сего труда Архиепископу Новгородскому Макарию, 1535 г. окт. 15-го д. Рукопись современная.
21. Толкование на Деяния Св. Апостол, с следующею припискою на конце: "Помощию Божиею и повелением Варлаама Митрополита всея Руси написано толкование Деянием Св. Апостол от 31-го зачала, до конца зачала 51-го, и преложено с Греческаго языка на Русской монахом Максимом Св. Горы Афон, великия обители Благовещения Пресвятыя Богородицы Ватопедя монастыря, да Власием толмачем Латинским и Немецким, в преименитом и славном граде Москве, в Царство Благочестиваго и Христолюбиваго Василия, Божиею милостию Государя и Самодержца всея Руссии, в 14-е лето Царства его, в лето 7027 марта". Рукопись писана в 1520 году.
22. Беседы Св. Иоанна Златоустаго на Ев. Матфея. В предисловии переводчик, после изъяснения содержания самой книги и ее пользы, пишет, что "перевод совершен в лето 7032 в матери градовом, в преименитой и пресловущей Москве, при благоверном и благочестивом Велик. Князе Василие Ивановиче всея Руссии Самодержце, в 25 лето Государства Его и при Священном Господине нашем Данииле Митрополите всея Русии, умышлением и промышлением, и проторы и повелением самаго того Святителя, во 2-е лето Святительства его, разумом же и наказанием премудрейшаго Старца Максима, егож сам той Самодержец своим Царским повелением от Св. Горы призва, мужа вельми мудра, в трех языцех, в Еллинском, глаголю, и Римском, и сладчайшем мне Русском, не токмо же, но и творити мерою Ироискы и Ямвийскы и в всех благоискусна суща, и много от человек нынешняго времени отстояща мудростию и разумом и остроумием, его же и аз непотребный и неразумный в причастии словес бых, Ангельский хлеб присно ему ядущу; тако бо аз нарицаю Божественных Писаний прочитании питающихся. Но не и аз таков; обаче, яко же пес не благоразумный, многоразличными словесными брашны устроенней его приседох трапезе, и оттоле падающия сбирах крупицы. Сего ради ниже смею помыслити, яко аз сия приведох (преведох). Но подобно нечто, якоже глагола Давид к Богу: се устнама моима не возбраню: Господи ты разумел еси; или яко же Иоанн Захариин матерни уста заимствова к похвалению Матери Владычни; тако и тому мню премудрейшему мужу скверных моих устен ко приложению таковых словес потребовавшу. Аще ли же ни, ни како же дерзнули быхом к толикой вещи". В заключение, прося прощения в ошибках, какие могут встретиться в труде его, переводчик говорит о себе так: "Яко аз несмь Грек и оттуду, но здешния персти и Русский, к тому ж и поселянин" и прибавляет: "Молим вы и нас не забывайте, пишущих сия, и его же трудом и потом сия преведеся, многогрешнаго инока Селивана, обители Живоначальныя Троицы и Преподобнаго Отца Сергия".
Кроме переводов с греческого языка, библиотека Лавры содержит в себе многие русские церковные сочинения, как-то: Жития русских святых, Похвальные им слова и каноны. В рукописных Четьих-Минеях и сборниках встречаются Жития, или исторические Похвальные слова на дни памяти следующих святителей, преподобных и мучеников Российской Церкви: Аврамиев Ростовского, Смоленского и Чухломского; Александров Свирского, Ошевенского, Куштского и Невского; Алексия Митрополита; князя Андрея Смоленского; Антониев Печерского, Римлянина и Сийского; Артемия Веркольского; Князей Бориса и Глеба; Варлаамов Хутынского и Пинежского; Князей Василия и Константина Ярославских; Василия Блаженного; Владимира Равноапостольного; Князя Всеволода-Гавриила Псковского; Геннадия Костромского; Германа Соловецкого; Григория и Кассиана Авнежских, Григория Пельшемского; Гурия и Варсонофия Казанских; Даниила Переяславского; Димитрия Прилуцкого; Димитрия Царевича; Дионисиев Глушицкого и Радонежского; Князя Довмонта Псковского; Евфросиний Полоцкой и Суздальской; Евфросина Псковского; Евфимиев Суздальского и Архиепископа Новгородского; Зосимы и Савватия Соловецких; Игнатия, епископа Ростовского; Князя Игоря Киевского; Исаии епископа и Исидора Юродивого Ростовских; Исидора Юрьевского (Дерптского); Иакова Боровицкого; Иоаннов Архиепископа Новгородского, юродивого Устюжского и мученика Казанского; Иоасафа Каменского; Ионы, Митрополита; Иосифа Волоколамского; Кириллов Белоезерского и Новоезерского; Князя Константина Муромского и чад его; Корнилия Комельского; Леонтия, епископа Ростовского; Лукиана Переяславского; Макариев Колязинского и Желтоводского; Мартиниана Ферапонтовского; Меркурия Смоленского; Князей Михаила и Феодора Черниговских; Князя Михаила Тверского; Михаила Клопского; Никиты, Архиепископа Новгородского, и Никиты Столпника Переяславского; Никона Радонежского; Нила Столбенского; Княгини Ольги; Павла Обнорского; Пафнутия Боровского; Князей Петра и Февронии Муромских; Петра Царевича; Петра Митрополита; Прокопия Устюжского; Саввы Звенигородского; Саввы Вишерского; Серапиона, Архиепископа Новгородского; Сергия Обнорского; Стефана Махрищского; Филиппа Митрополита; Князя Феодора Смоленского и Ярославского и чад его; Феодосия Печерского и прочих подвижников Печерских. В рукописях Лавры можно читать и Жития некоторых святых других славянских церквей Вячеслава и Людмилы Чешских, Симеона и Саввы Сербских, Стефана Дечанского и, наконец, апостолов славянского мира Кирилла и Мефодия.
Замечателен и хранящийся в библиотеке старый вотчинный архив: в нем встречаются исторические и хозяйственные сведения о многих местностях России, так как владения Лавры находились почти во всей Великой России. Хотя с отобранием вотчин в 1766 году взяты были в Коллегию Экономии и подлинные акты на владения, но немало их и оставлено здесь, а в списках находятся почти все, какие уцелели до того времени. В числе древнейших подлинных актов сохранилась грамота князя Феодора Андреевича Стародубского преподобному Никону на озера, писанная на лоскуте бумаги, длиною с небольшим в вершок, шириною около двух. Вместе с актами вотчинными в архиве находится до 300 святительских грамот благословенных, ставленных, настольных и других за печатями и подписями Всероссийских Митрополитов, Патриархов и членов Синода. Старшая из них по времени настольная от Макария, Митрополита Всероссийского, Архимандриту Троицкой Лавры Елевферию 1561 года января 6 дня.
'Светильник земли Русской' - Каталог ресурсов о преподобном Сергии Радонежском.
Служба поддержки - Михаил Павлов