'Дом Живоначальной Троицы' - Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры


ГЛАВА VIII

СТЕПЕНЬ МОНАСТЫРЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА ЕГО НАСТОЯТЕЛЕЙ

       Граматою, данною первому Архимандриту Троицкого монастыря, Елевферию, в 1561 году, монастырь сей поставлен выше всех прочих монастырей Московской Митрополии. В 1702 г. он поставлен вторым по Киево-Печерском. В 1744 г. утверждено за ним древнее наименование Лаврою.

       Преимущества Архимандритов в священнослужении настольными грамотами определяются следующие: граматою, данною Архимандриту Елевферию, предоставляется им употреблять в священнодействии митру, палицу и рипиды; облачаться пред Литургиею на средине церкви; по входе в св. алтарь с Евангелием во время пения "Святый Боже" осенять предстоящих благословением, принимать Св. Дары в Царских вратах; приобщать Св. Таин старейшего священника, и разоблачаться также среди церкви. Патриарх Иоасаф II благословил Архимандритов Лавры иметь мантию со скрижалями и патерицу, или жезл деревянный с позлащенными шишками. Патриарх Иоаким дозволил им осенять дикирием и трикирием. В 1701 году Местоблюстителем Патриаршего престола Митрополитом Рязанским Стефаном усвоены Архимандритам Троицким нашвения на мантии изображений св. Сергия и Никона, крест среброкованный на рясе и на фелони и среброкованная патерица. Архимандриту Варлааму Святейший Синод, по воле Императрицы Анны Иоанновны, даровал дозволение посвящать свещеносцев в стихарь, а указом Святейшего Синода 1731 г., по именному повелению, велено ему отправлять священнодействие во всем подобно Киево-Печерскому Архимандриту.

       Настольная грамота первому Архимандриту Лавры, Елевферию, 1561 года, как памятник древности, заслуживает быть приведенною в полном описании обители вполне.

ГРАМАТА.

       Данная Троицкого Сергиева монастыря первому Архимандриту Елевферию.

       "По милости Пресвятыя, Живоначальныя, Единосущныя, Неразделимыя Троицы, Отца и Сына, и Святаго Духа, и молитвами Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего великаго Чудотворца Игумена Сергия и ученика его молитвами Святаго Преподобнаго Отца нашего Никона Чудотворца, и по совету Боговенчаннаго Царя Государя Великаго Князя Ивана Василиевича всея Руси Самодержца. Божиею милостию, се аз смиренный Макарие Митрополит всея Руси, по благодати Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, данной нам от Пресвятаго и Животворящаго Духа; и соборне о Святем Дусе с сыновы и сослужебники нашего смирения, с Никандром Архиепископом Ростовским и Ярославским, со Афанасием Епископом Суждальским и Торуским, с Гурием Епископом Рязанским и Муромским, со Акакием Епископом Тферским и Кашинским, с Варлаамом Епископом Коломенским и Коширским, с Матфеем Епископом Сарским и Подонским, и с честными Архимандриты и Игумены, и со всем священным собором, благословили есьмя и поставили в Архимандриты Троицкаго Сергиева Монастыря Игумена Елевферия в тот же Троицкой монастырь и священную ему палицу приложили. И повелехом ему о Святем Дусе соборне в святей шапки с Дейсусом и с Херувимы и с двема рипидами вся священноиноческая и архимандрическая действовати. По входе в святую церковь, и по поклонех, знаменуется и целует Царския двери, и святыя иконы по обе страны Царских дверей. И потом посреди церкви на ковре облачится в весь священный архимандрический сан, и священную палицу приложив и святую шапку целовав, и на главу возложив, отходит во всем сану в святый олтарь Царскими дверми. И вшед в святый олтарь во всем сану, три поклоны творит, и целует святый престол и святое Евангелие, и отходит в жертвенник. И повелевает священнику и диакону святая украшати, и целует святый потир и святый дискос. И благословляет священников и диаконов, которым с ним Божественную литургию служити. И повелевает и благословляет проскомидию творити и святый Агнец вынимати и сам во всем сану проскомидию действует о всем по уставу, и Божественную литургию служит Василия Великаго, или Иоанна Златоустаго или преждеосвященную. И покрыв Святая, повелевает священнику отпуст творити в Царских дверех, и прощение совершив, благословив диакона, начинает Божественную литургию, и егда приспеет выход с Евангелием итти, и тогда Архимандрит повелевает диаконам с Евангелием итти. И сам Архимандрит в шапке за святым Евангелием в сем сану на выход исходит, и по нем все служащие священницы последствуют. И пришед ко Царским дверем Архимандрит, и снимает со главы своея шапку, и отдает служащему диакону. Диакон же, приим шапку, входит в святый олтарь, и потом диакон с Евангелием обратився к Архимандриту, и речет тихо: Благослови Владыко святый вход. Архимандрит же прекрестився целует святое Евангелие, и благословив диакона в главу рукою крестообразно. И речет тихо: Благословен вход святых Твоих, Господи, всегда и ныне и присно и во веки веком, аминь. И потом диакон обратився к Царским дверям перекрестив святым Евангелием, возгласив велегласно: Премудрость прости, входит во святый олтарь и полагает святое Евангелие на святый Престол. И потом Архимандрит прекрестився целует святыя Царския двери. И вшед в олтарь приемлет от диакона шапку, и возлагает на главу свою. И по входе всех служащих в олтарь, и по тропарех Архимандрит, став в Царских дверех, речет: Яко свят еси Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно. Диакон же возгласит велегласно, и во веки веков, и тогда Архимандрит благословляет рукою крестообразно по среди церкви и по крылосам. Крылошане же поют: Святый Боже, – по крылосам. А священницы во олтаре поют: Святый Боже. Архимандрит же в Трисвятом рукою благословляет без осенения свещь по крылосам, и во олтаре и по Трисвятом целует святый Престол и отходит на горнее место. И тамо на Трисвятом рукою же благословляет без осенения свещь; и по прокимне на горнем месте сядет в шапке, и егда учнут Апостола чести, и тогда Архимандрит благословляет рукою и повелевает на обе страны священником сести. И по чтении Апостола, и по совершении святыя Аллилуйя, тогда диакон возглашает пред Евангелием: Благослови Владыко благовестити Святаго славнаго и всехвальнаго благовестника, Апостола и Евангелиста, имярек, Архимандрит же, стоя в шапке на горнем месте, против возглашает: Бог за молитв Святаго славнаго и всехвальнаго благовестника Апостола и Евангелиста, имярек, даст ти глагол, во еже благовестити силу многу. И тогда исходит диакон Царскими дверьми и чтет святое Евангелие. Архимандрит же, снем со главы шапку, отдает диакону, и стоит без шапки. По чтении же святаго Евангелия, приемлет Архимандрит у диакона шапку и возлагает на главу свою, и сходит с горняго места; и станет пред святым престолом. И служащие священницы и диаконы по своим местам около престола станут. И тогда к Архимандриту диакон святое Евангелие приносит: Архимандрит же прекрестився, целует святое Евангелие, и благословив диакона рукою, и повелевает иному диакону и к прочим служащим священником понести святое Евангелие целовати; и потом совершает Божественную литургию в шапке. И егда приспеет Херувимская песнь, и тогда Архимандрит шапку с себя снимает, и оттоле служит откровенною главою: и несет шапку его диакон на великой выход пред кандилом за рипидами, и егда принесет диакон шапку его к Царским дверям и несет ее в олтарь и стоит с нею. Архимандрит же став в Царских дверях откровенною главою, и приемлет от диакона кандило, и покадив Святая и приемлет у диакона с главы дискос, да поставляет на Божественный Престол. И потом Архимандрит, покадив святый потир, приемлет у священника, да поставляет на Божественный же престол; и паки прием кандило Архимандрит, кадит всех служащих священников, входящих во святый олтарь. И егда принесут священницы святый воздух, отдает кандило, и приемлют священники святый воздух на главах, и покрывают Святая на Божественном престоле, и потом Архимандрит и священницы прощение творят. И по Верую во единого Бога: и по взятии святаго воздуха от Святая, и тогда Архимандрит повелевает двема диаконом с рипидами стояти и брегут Святая, и стоят со страхом, и осеняют до причастия.

       Архимандрит же Божественную службу всю совершает откровенною главою, и причащается Телу и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По причастии же Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа раздает Христово Тело служащим иереем и диаконом. И потом причащает Архимандрит сам перваго старейшаго священника, и повелевает ему к горнему месту отступити, и тамо всех служащих священников и диаконов повелевает ему причащати: по причастии же и по вкушении Святыя доры большия и меньшия, и по вкушении святыя просфоры, и по умовении уст, и по умовении рук, приемлет Архимандрит кандило, и покадив Святая, повелевает диакону в Царских дверях страшити, и потом диакон поставляет Святая на престол. Архимандрит же покадив обоя Святая, и приим дискос возлагает служащему диакону на главу. А потом Архимандрит приим Святая в потире отдает священнику служащему, и относят Святая в жертвенник, и тамо Святая потребляют. Служащий ж диакон пред Царскими дверьми отпускную ектению творит. И тогда Архимандрит священную шапку от диакона приемлет, и поцеловав, на главу свою возлагает, и покрыв святый престол, глаголет священником: с миром изыдем, и исходит Царскими дверьми в церковь и святую дору братьи раздавает. И потом входит в олтарь, и став в Царских дверях и диакон речет: Премудрость; Архимандрит же возгласит: Благословение Господне на всех нас, всегда и ныне и присно и во веки веком, аминь. И потом совершенный отпуст творит, и по отпусте екклисиарх и крылошане многолетствуют Царя и Святителя и отца своего Архимандрита, еже о Христе с братиею. И потом Архимандрит от священного сана совлачится посреди церкви на ковре. Сей же устав и святую палицу и священную шапку с двема рипидами, по совету Боговенчаннаго Царя о Святом Дусе повелехом и вдахом со всем священным собором Троицкому Архимандриту Елевферию, или по нем у Живоначальныя Троицы и у великих Чудотворцев Сергия и Никона во обители и иные Архимандриты будут, по тому же уставу в том священном сану служат и вся священная архимандрическая действуют о всем по Божественному уставу, и по священным правилом святых Апостол и святых Отец. Также о Святом Дусе по совету Боговенчаннаго Царя, и повелехом и благословихом соборне Троицкаго Архимандрита Елевферия, или кто по нем иные Архимандриты у Живоначальныя Троицы, и у великих Чудотворцев, во обители будут, по владычным же праздником и Богородичным праздником, и в воскресные дни и в прочие дни на память святых на всенощных, на молебнех, и на Богоявление, и на происхождение честнаго Креста и в прочие праздники, егда произволит воду святити и молебны пети, и около монастыря со Кресты ходити и лето провожати, и на умовение ног в великий Четверток, и вся священноиноческая и архимандрическая действует в шапке с палицею и с двема рипидами и во всем священноиноческом и архимандрическом сану невозбранно Троицкой Архимандрит Елевферий, или кто по нем у Живоначальныя Троицы во обители, и у святых великих Чудотворцев Сергия и Никона, и иные Архимандриты будут, и сия вся власть дана им от Пресвятаго Животворящаго Духа, по тому ж действовати нашим смирением, и всем освященным собором. Также и Святом Дусе, и по совету Боговенчаннаго Царя, со всем священным собором, почтохом Троицкаго Архимандрита Елевферия, и повелехом ему о Святом Дусе в Божественных службах и по всем собором, с Митрополитом и со Архиепископы и Епископы, выше всех Архимандритов ходити всея Руския Митрополии, и почтохом его честию и седанием подо всеми Владыками. Прочие же Архимандриты и Игумены имеют его в первых честнейшаго и старейшаго Архимандрита в службах и седаниях и о Христе брата, и честь ему воздают, яко старейшему и честнейшему господину о Христе брату. Также и Троицкой Архимандрит Елевферий ко всем честным Архимандритом, к своей о Христе братии, и честным Игуменом свою о Христе любовь имеет, и почитает их о Святом Дусе, коегождо противу их сану. Сию же почесть и седание о Святом Дусе по совету Боговенчаннаго Царя вдахом священным собором и пред Троицким Архимандритом имети и творити им о всем по тому, как в сем о Святом Дусе соборном уложении писано и предано, ни прибавити, ни убавити, ниже что пременити или приложити, и хранити сия вся неподвижно в славу Божию, за молитв святых великих Чудотворцев Сергия и Никона.

       А что Троицкие монастыри и великаго Чудотворца Сергия монастырь на Подоле, а в нем церковь Введение Пресвятыя Богородицы, да теплая церковь Пятница святая, а в нем игумен с братиею. Монастырь на Кержаче, церковь Благовещение Пресвятой Богородицы, да теплая церковь Сергий Чудотворец, игумен с братиею. Монастырь на Москве, церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да Чудотворец Сергий с трапезою, обе каменны, игумен с братиею.

       Монастырь в Свияжском городе, церковь Чудотворец Сергий, да теплая церковь Троица Живоначальная, игумен с братиею.

       Монастырь в Казани, церковь Чудотворец Сергий, игумен с братиею.

       Монастырь в Бежецком Версе на Мологе в Присеках, церковь Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да теплая церковь Сергий Чудотворец, игумен с братиею.

       Монастырь в Володимирском уезде на Клязьме, церковь Успение Пречистой Богородицы, игумен с братиею.

       Монастырь на Волзе в Углецком и Кашинском уезде, церковь Рождество Христово, игумен с братиею.

       Монастырь Николай Чудотворец в Дерюзине, в Преславском уезде, игумен с братиею.

       Девичий монастырь, церковь Покров Пресвятыя Богородицы на Хотькове, игуменья с сестрами.

       Монастырь Пречистая Богородица под Сосною, игуменья с сестрами.

       И по тем по всем своим монастырям, игуменов и игуменей избирает Троицкой Архимандрит Елевферий с братиею. И ведает их и управляет в церковных чинех и в монастырских строениях во всем духовне и телесне, и те игумены с братиями и игумении с сестрами по всем их монастырям, Троицкаго Архимандрита Елевферия чтят, и повинуются ему во всем по Бозе без всякаго прекословия, или по нем и иные Архимандриты у Живоначальныя Троицы и у великих Чудотворцев Сергия и Никона во обители будут, и они потому же их ведают и управляют в церковных чинех и в монастырских строениях душевне и телесне. И вы б священноиноцы, и диаконы, и келарь, и казначей, и вся, яже о Христе, братия Троицкаго монастыря и все Игумены, и священноиноцы, и иноцы, и священницы, и диаконы и все причти церковные тех Троицких монастырей, и слуги Троицкие, и слуги тех Троицких монастырей, и все приходящии правовернии людие к той Пресвятей обители Пречистыя Живоначальныя Троицы и к великому Чудотворцу Сергию и к тем их ко всем честным монастырем Архимандрита Елевферия чтили и слушали, и повинуйтеся ему добре о Господе, и имейте его честна со всяцем духовным опасением и порадованием, яко присному своему господину и отцу, пастырю и учителю; понеже обретохом его по Царскому совету соборне свидетельствуема во всем благоговении и чистоте Боголюбива и боящася Бога и зело сокрушена сердцем, приводяща себе во все благо и спасительно дело. И должен убо есть сицевый Архимандрит вся церковная управления управляти и монастырская строити о всем по преданию Святых Апостол и Святых Отец, и по нашему Святительскому соборному благословению и наказанию. Такоже и к вам имети ему своя о Христе духовная любовь и попечение во всем. И сего убо ради дана бысть ему грамата сия, на утверждение его в славном и в преименитом граде Москве. А к сей грамате Боговенчанный Царь велел печать свою привесити. А Митрополит велел свою печать приложити, да и руку свою к ней Митрополит приложил. Лета 7069, месяца генваря в 6 день, индикта в 4. Смиренный Макарие Божиею милостию Митрополит всея Русии".

       При той грамате приложены две печати: одна царская, на красном шелку и на красном воске, на ней с одной стороны изображение святого Георгия, с другой – герб Российский, двуглавый орел, вокруг на обеих сторонах надпись: "Иван Божиею милостию Царь и Господарь всея Руси и Великий Князь Володимирский, Московский, Новградский и иных"; другая Митрополичья, на черном шелку и черноватом воске, на ней с одной стороны изображение Похвалы Богородицы, с другой – надпись: "Божиею милостию смиренный Макарий Митрополит всей Руси".



  ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА  |  ОГЛАВЛЕНИЕ  |  СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА  


'Светильник земли Русской' - Каталог ресурсов о преподобном Сергии Радонежском.
Служба поддержки - Михаил Павлов