1 Справедливость требует заметить, что в записи, на которую ссылается почтенный автор, должно разуметь не сына Вел. Князя Иоанна Калиты Андрея Иоанновича (( 1353), а сына Князя Владимира Храброго Андрея Владимировича (1425), погребенного (по летописям) в Троицкой Лавре. Прим. Архим. Леонида.
2 Напечат. в "Акт. Археограф. эксп.", т. 1, с. 3, хотя и против сей грамоты могут быть сделаны некоторые возражения, напр.: 1) что в грамоте Преп. Сергий при жизни называется святым (но сие могло быть прибавлено в списке и не быть в подлиннике), 2) что грамота дана на все владения без исчисления.
3 Приведенные почтенным автором "Описания Лавры" данные того положения, что обитель Сергиева владела населенными землями еще при жизни своего основателя, очевидно нельзя почесть достаточными, но вместе с сим следует заметить, что если при Преп. Сергии основанная им обитель еще и не владела населенными вотчинами, то это случилось единственно потому что кругом ее была тогда та девственная пустынь, которую после него вскоре исказили, по меткому замечанию описателя жизни Пр. Сергия, ученика его Епифания, разные насельники. Но раз уже образовались вокруг пустынной обители поселы, то они должны были вскоре и обратиться в монастырские вотчины столько же по воле В. Князя, сколько и по просьбе преемника Сергия, преп. Никона. Владение образовавшимися поселами было в то время единственным средством как для содержания умножившейся братии, так и для ограждения самой обители от произвола соседних поселян, которые, не принадлежа монастырю, а другим владельцам, служили б для нее источником не благосостояния, а беспокойства и разорения. Во всяком случае, ясно, что запрета на приобретение населенных вотчин со стороны св. основателя обители Преп. Сергия не было, иначе воля его была бы законом для его блаженного ученика и непосредственного преемника, им самим избранного. Более чем вероятно, что и во времена Преп. Сергия была в монастыре грамота Радонежского Князя на земли, занимаемые монастырем, но утратилась во время первого разорения обители в 1408 году. Прим. Архим. Леонида.
4 В 1357 г. "велика была истома Князем Русским" от посла татарского Кошана (Истор. госуд. Росс., т. IV, прим. 384). В 1364 г. был мор повсюду (т. V, п. 5.). В 1368 г. Москва претерпела опустошение от Олгерда (прим. 15). В 1382 г. земля Русская опустошена Мамаем, в 1384 г. Тохтамышем. В последнем же году была великая дань, тяжкая по всему княжению великому, всякому без отдатка (уступки) (прим. 103).
5 В игуменство преп. Никона отчинные владения Троицкой обители значительно распространились не только посредством вкладов от Великих и удельных Князей и других, но частию и посредством приобретения за деньги, впрочем, конечно, не по корыстным, а по благотворительным видам монастыря. Примером и доказательством сего служить могут следующие граматы, любопытные по обстоятельствам, в них заключающимся, и вообще как первые дошедшие до нас акты владений Лавры, именно: 1) "Се аз Иван Сватко. Што есми был виноват своему Господину Игумену Никону десятью рубли, и аз за ту десять рублев дал свою пустошь Столбцевскую, да Митлинскую пустошь, да Ивакинскую, и с лесом, и что к ним потягло. А случится ми смерть, и поминати мою душу. А в данной послуси: Василий Борисовичь, сын его Иван да Мандар. А грамату есми дал без печати"; 2) "Се аз Афанасий Елизарьевич дал есми землю Гбаловское селище, с лесом и с луги, да старую мельницу, доколе вода поймет, в монастырь Святыя Троицы Игумену Никону с братьею или кто по нем другой Игумен будет. А отвод земли: от Княжей земли от реки от Консеры в Торгощу по огороду, а от Федоровы земли, от реки от Консеры в Торгошу по Федорову землю по полю вражком. А в данной послуси Иван Кузмин, брат его Григорий, брат его Софрон да дети мои: Михайло, Константин, Василий и Фауст Петров. А на сей стороне, на старом дворище, где мельник жил, дал есми двор поставити, избу да клеть, да огородец капусник".
6 В рукоп. Житии преп. Серапиона сказано: "Серапион разумне и добре разчини, лучшая к лучшим смотря, обою пользующая (т. е. выгодное для той и другой стороны, но что именно неизвестно).
7 В 1500 г. по духовному завещанию Григория Тургенева дано село Спасское в Дорошеве (См.: Вотчинные книги. Рознь. Грам. № 4); в 1501 г. дана жалованная грамота на села Передол и Почап в Малоярославском уезде, данные Киевскою Кн. Анастасиею (там же: Малый Ярославец).
8 Грамота Вел. Князя Иоанна Васильевича к Глушицкому Игумену Феодосию 1535 г., напеч. в Истор. росс. иерархии, ч. III, с. 712714. "Впредь бы без нашего ведома однолично не купили и в заклад и в закуп и по душе не имали ни у кого".
9 101 гл. Стоглава, напеч. в "Акт. Археограф. эксп." по рукоп. Троицк. Лавры, т. I, с. 218.
10 Вскоре после утверждения нового порядка Царь Иоанн Васильевич дал дозволение принять село Раменки в Бежецком Верху, данное Андреем Полиевктовым, окт. 20, 1551 г., жалов. грам. 311, село Мамоново, данное несчастным Иваном Кубенским, Афанасьевское Князем Алабышевым, и другие села и деревни, 1555 г., № 316. Село Дубровы и Саванчаково, данные Киселевым в 1551 году, № 319; в 1566 г. сам предписал отобрать в монастырь село Флоровское, следовавшее в обитель по условию, № 454. Кроме того, самим же Царем приписаны вотчины и земли к монастырям, вновь основанным в Казани и Свияжске и подчиненным Лавре, грам. 331 и 333.
11 Собр. госуд. грам. и догов. Т. I. С. 1, 583. Акт. Археограф. экспед. Т. I. С.372.
12 Истор. госуд. Росс. Т. X. С. 208.
14 Сборн. жалов. гр. под № 4. Гл. 20. Наказ холмогорскому воеводе Пушкину о невзимании никаких пошлин с волостей, пожалованных Троиц. монастырю во время боярского управления в 7120 г. (1612) Никольского монастыря.
15 Сборн. жалов. грам. под № 4. Гр. № 574, 575. Одна из таких грам. напечатана в сборнике Муханова, с. 208.
17 Сие дозволение оставалось до времен Петра I, как видно из указа его в Собр. законов Российской Империи.
21 Рукоп. о новоявл. чудесах Преп. Сергия. Гл. 15.
22 Сборн. грам. под № 4. Грам. № 48 (напечатано в Чтениях Общества истор. и древ. рос., 1858, кн. II).
23 По исследованиям А. Д. Черткова, напечатанным в Трудах Общ. истор. и древн. росс., т. 7, с.157, видно, что законный вес монеты со времени Вел. Князя Василия Дмитриевича до Царя Михаила Феодоровича был 12 и 11 гранов в деньге, или, что то же, только от двух рублей шести гривен до трех руб. в гривенке, т. е. полуфунте.
24 В "Истории росс. иерар." находятся три показания о числе крестьян Троицкой Лавры, между собою несходные. В общей табели (сочиненной в 1762 г., ч. II, с. LХХХI) за Лаврою с 14 приписными монастырями показано 105961 душа; в описании Троицкой Лавры (там же, с. 98) 106 068 душ; в ведомости о кафедрах и монастырях, составленной в 1744 г. (ч. VI, с. 109), 106 508 душ. Ведомость 1752 г. находится в делах стар. архива Лавры.
25 В грамоте половины XVIII в., изданной в Чтениях (1865, кн. IV, с. 153162), кроме 20 выше означенных городов, Троицкие дворы и дворовые места имелись еще в следующих 25 городах: в С.-Петербурге, Алатыре, Старице, Астрахани, Арзамасе, Варзуге, у Соли Камской, Тетюшах, Казани, Муроме, Торжке, Новгороде, Пскове, Холмогорах, Коломне, Короткояке, Ельце, Калуге, Верее, Бежецке, Галиче, Вологде, на Двине, Юрьеве Польском, Уфе. В сборнике актов монастырских 1642 г., № 5332, по Чердыни гр. 33, значится данная 1613 г. на дворовое место в Хлынове (Вятке); Троицкое подворье упоминается в Шуе, в описании сего города Борисовским. Несомненно, Троицкие дворы были и в других городах, но, вероятно, не внесены в грамоту XVIII ст. за утратой подлинных актов. Почти во всех вышеупомянутых городах было по нескольку дворов, напр. в Москве 16, в С.-Петербурге 4, в Новгороде 6. Примеч. Архим. Леонида.
26 Полное собрание законов Российской Империи. Материалы для статистики Москвы. 1841. Ч. I. С. 56.
27 Данные по Москве гр. 1 и 2, жалов. 1540 г. гр. № 271 и 1616 г. гр. № 576. Из грам. № 317 в 1556 г. видно, что к подворью принадлежала не только левая сторона переулка, но и на правой до 40 саж. При очищении Ильинской площади, вследствие указов 1775 г., июля, и 1786 г., марта 7, в помещении сего подворья произошли некоторые перемены (Матер. для статистики Москвы. С. 119121).
28 Данные по Москве грам. 9 и 139.
29 Сбор. № 1, жал. грам. № 4. До 1481 г. с сих варниц шло Вел. Князю по рублю с каждой и по 10 пудов соли за варю. Но в сем году Вел. Князь Иван Васильевич "дань и соль оброчную отдал братие в хлебы" (грам. № 434).
30 Едва ли еще не при жизни Преп. Сергия, ибо одна из данных грамот надписывается так: "Сей аз Семен Федорович дал есми Св. Троице, старцу Сергию и Игумену Никону". При Игумене Савве прикуплено к сей варнице еще несколько (по Солигаличу гр. № 10, 11, 12 и 23); за осьмину варницы плачено 300 бел.
31 Жалов. гр. № 402 дана 1602 г. и № 422 дана 1614 г.
32 Данная по Костроме гр. № 49 и в сбор. гр. под № 1 жалов. гр. № 137.
34 Жалован. грам. № 268, 301 и 391.
36 В Тарханной грам. 1606 г. № 405 варница на Луде упоминается уже запустевшею.
38 Жал. грам. № 336, 405 и 494
39 Сборн. № 4. Грам. № 15 и 16.
42 Вотчинная кн. по Стародубу. Грам. № 5.
43 Опись Троицкого Сергиева монастыря в 1642 г.
55 Она напечатана в "Акт. Археограф. экспед.", т. I, с. 34, но в списках ее есть некоторые отмены против напечатанного.
56 Сия грамота не отыскана. Но о ней говорится в прошении Архимандрита Ионы Старицкому Князю Владимиру Андреевичу 1560 года об утверждении общей тарханной грамоты на монастырские вотчины в его княжестве. В прошении сказано: "Есть у них (т. е. в монастыре) жалованная грамота одна Царя и Вел. Князя Ивана Васильевича всея России, на всю их монастырскую вотчину на села и на деревни, и на слободы, и на дворы, у солей на варницы, от всяких Царских податей...", подпись на грамоте : "лета 7059 маия в 17 день Царь и Вел. Князь Иван Васильевич всея России тое у них граматы слушал и рушити ее не велел никому ни чем, опричь ямских денег, и посошныя службы, и тамги, то де им давати" (Сборн. грам. № 1. Грам. № 113). Грамота сия напечатана в "Акт. Археограф. экспед.", т. I, с. 310, только в показании года царской грамоты есть ошибка: вместо 7059 (1551 г.) напечатано 7050 (1542 г.), чего не может быть, кроме других причин, и потому, что в 1542 г. Иоанн Васильевич не был еще Царем.
57 Сборн. № 1. Грам. № 336, 405 (напечат. в Истор. росс. иерар., ч. II, с. 151, 473 и 494). Помещена в Полном собрании законов Российской Империи, т. I, с утверждением Царя Алексия Михайловича.
58 Такие грамоты, называемые губными, напечатаны в "Акт. Археограф. эксп.", т. I, с. 170174 и 391398.
60 Впрочем, из грам. 28 фев. 1605 г. на имя дмитровского губного старосты Сафонова видно, что, несмотря на сие освобождение, и церковная дань и венечные пошлины со священников монастырских сел собирались и отсылались в патриаршую казну по грамоте самого Патриарха. По Дмитрову грам. № 7.
61 Вотчинная книга по Москов. уез. Грам. № 226.
62 Сборн. грам. № 1. Грам. № 573 о сошном письме (См.: Истор. госуд. Росс. Т. IX. Прим. 816).