1 Истор. росс. иерар. Т. VI. С. 296.

       2 Вероятно, в феврале 1610 г., потому что он скончался 10 мая 1633 г., быв Настоятелем, как известно из записок монастырских, 23 года и 3 месяца.

       3 19 февр. 1611 г. дана Аврамием Палицыным в Троицкую обитель грамота на шестую долю выти в селе Лазареве, доставшемся ему по суду после двоюродного брата его, Смиряя Катунина; сверх сей отчины, оцененной в 30 руб., Аврамий пожертвовал девять печатных книг и четыре рукописи за 42 руб. и денег 28 руб., а всего вклад простирался до 100 руб.

       4 Аврамия Палицына "Опис. осады Троиц. монастыря". С. 217.

       5 Это первая призывная грамота из Троиц. мон. (Авр. Пал. Там же. С. 218–220). Она упоминается в "Акт. Архиограф. экспед.", т. II, с. 228.

       6 Житие преп. Дионисия. С. 57, 58.

       7 Рукоп. о новоявленных чудесах Преподобного Сергия (сочинение Келаря Симона).

       8 Истор. госуд. Росс. Т. XII. Прим. 731.

       9 Акт. Археограф. эксп. Т. II. С. 328.

       10 Житие преп. Дионисия. С. 82, 83. Собр. госуд. грам. и догов. Т. II. С. 57.

       11 В печ. издании стоит ошибочно: июля. См. книгу: Аврамий Палицын, С. Кедров. С. 121, в примеч. – Архим. Леонид.

       1213Аврамий Палицын об осаде. С. 228–235.

       14 По всей вероятности, послание о мире, найденное в архиве Троицкой Лавры и напечатанное во 2-м томе "Акт. Археограф. эксп.", писано Дионисием. Слово "нищий", каким называет себя умоляющий, и весь ход письма показывают, что послание писано духовным лицом.

       15 Аврам. Палиц. об осаде Троицкой Лавры. С. 261. И накануне царского венчания, 10 июля, на всенощном бдении служба отправлялась Пресвятой Троице, чудотворцам Московским и Преп. Сергию (Собр. гос. грам. и догов. Т. III. С. 70).

       16 После осады она осталась в самом жалком положении, как описывает Аврамий Палицын: "от подкопов и от слухов и от пушечнаго бою башни и стены градныя разседошася, а в иных местех мало не падоша и строения; в обители же службы и келлии братския без покрова быша, и многие келлии и службы в монастыре погорели".

       17 Кроме общей тарханной грамоты, утверждены за монастырем: сбор с конской площади в Москве (Сбор. № 1, грам. №. 420), свобода от подписных и печатных пошлин (грам. № 419) и др.

       18 Грам. № 520, 573, 584.

       19 Впрочем, еще в конце 1615 г. власти монаст. писали к Царю: "В вотчинах Троицкаго монастыря хлеб не родился, и для того в монастыре скудость великая; крестьяне раззорены; имать хлеба не на ком", принуждены "займуя деньги посылать на монастырский обиход купить хлеба по городам" (грам. № 582).

       20 Подлинные свидетельства о взаимных сношениях России и Польши, изд. Мухановым. С. 81–93.

       21 Так по Сказанию Аврам. Палиц., с. 276, и по Польским памятникам, см. у Муханова с. 98, а не село Сватково, как в Летописи о мятежах, с. 325.

       22 Аврам. Палиц.. Деулино и в писцовых книгах 131 и 132 годов названо Мирным. Церковь, поставленная в память сего мира, сгорела в 1860-х гг.

       23Житие преп. Дионисия.

       24 Акт. Арх. Экспед. Т. III. С. 337.

       25 На сумму около 1900 руб. по тогдашним деньгам и оценке.

       26 Летопись о мятежах. С. 339–343.

       27 Акт. Археограф. экспед. Т. III. С. 45. Описан. Соловецкого монастыря. Ч. I. С. 128, 138. Известность преп. Елеазара двору и рождение Царевича Алексия Михайловича, по молитвам сего старца, объясняют отчасти первоначальное сближение с Царевичем Алексеем Михайловичем ученика Елеазарова, Никона (Житие Патр. Никона, опис. Шушериным. С. 9–12).

       28 По прозванию он пишется Вявлетин и Вязьмитин (См.: Опис. Пешнош. мон. С. 92).

       29 В синодике записано более 70 имен слуг, служебников, стрельцов и даточных людей монастырских под 7142 годом с отметкою: померли в Дорогобуже. О собор. определении "Акт. Археограф. эксп.", т. III, с. 335.

       30 Рукоп. Житие преп. Дионисия, составленное старцем Симоном.

       31 По этому случаю переписаны и все грамоты на вотчины монастырские, как вкладные, так и жалованные Великих и Удельных Князей и Царей. Сборник вкладных грамот с присовокуплением прочих документов на владение вотчинами, или Вотчинная книга, разделяется на две части и содержит в себе 2375 актовых бумаг разного рода. Сборник жалованных грамот Великих и Удельных Князей и Царей содержит в себе 588 грамот. Оба сборника скреплены по листам властями монастырскими и дьяками.

       32 Рукопись о новоявленных чудесах Преп. Сергия, и Доклад Царю Михаилу Феодоровичу о разных делах монастырских в 1642 г. в архиве Лавры.

       33 Рукоп. о новоявленных чудесах Преп. Сергия в академ. библиотеке.

       34 Рукоп. в Москов. Патриаршей библиотеке и в Троицкой лаврской.

       35 Собр. госуд. грам. Т. III. С. 478, 479. Отписка Никона к Царю Алексею Михайловичу из Троицкого монастыря и из села Воздвиженского (Дворц. записки. Ч. II. С. 161).

       36 В "Собр. гос. грам. и догов." грам. Царицы Марии Ильиничны, т. III, с. 532.

       37 Современное известие о сей иконе находится в одной из рукоп. акад. библиотеки.

       38 Рукоп. о новоявленных чудесах Преп. Сергия.

       39 Выезды царские замечены в повседневных дворцовых записках.

       40 Сведения, собранные им на Востоке, записаны в его Проскинатарии, который подлинником хранится в Патриаршей библиотеке.

       41 Митр. Евгения "Словарь о писателях духовного чина", т. I, с. 54.

       42 Акт. Археограф. эксп. Т. IV. С.172.

       43 Последняя грамата в "Записках Отд. русс. и слав. археол.", т. II, с. 698.

       44 См. Вклад. книгу о Настоятелях Троицких.

       45 Древн. Вивлиоф. Ч. XV. С. 241–282; Ч. X. С. 351–357.

       46 Донос на Хованского в "Собр. Акт. Археогр. эксп.", т. IV, с. 368. Воззвание к городовым войскам, разосланное из Саввина монаст., там же, с. 372.

       47 Записк. Туманск. Ч. V. С. 247–249.

       48 Анекдоты о Имп. Петре Вел. Штел. С. 74, 94.

       49 Запис. Туманск. Ч. V. С. 249–288, и Акт. Археограф. экспед. Т. IV. С. 372 и след.

       50 На лицевой стороне сей медали изображено: "Божию милостию Мы великие Государи Цари и Великие Князья Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич и Великая Государыня Благоверная Царевна и В. К. София Алексеевна, всея великия, и малыя, и белыя России Самодержцы". На обороте: "Пожаловали Генерала думнаго нашего Агея Алексеевича Шепелева за службу 191 года, что он был в нашем Великих Государей походе в Троицком Сергиевым монастыре с ближним нашим Боярином, оберегателем и дворовым воеводою со князем Васильем Васильевичем Голицыным в товарищах" (Собр. госуд. грам. и догов. Т. IV. С. 465–469).

       51 Выписка из журнала Гордона, напеч. в "Сыне Отеч.", 1840, ноябрь.

       52 Запис. Туман. Ч. I. С. 202–211. Из числа возмутителей спасся известный своею любовию к наукам монах Сильвестр Медведев. Он бежал из России, но на границе в Смоленском Бизюкове монастыре пойман и, лишенный монашества, послан был в Троицкий монастырь в заточение; здесь изъявил раскаяние в своих заблуждениях, которые защищал в споре с греками Лихудами относительно времени пресуществления Евхаристии, но чрез два года снова замешался в бунте и предан смертной казни (Рукоп. Вифан. библиот. Сборник и Записки Туман. 9, 110).

       53 Сборн. под № 4. Грам. № 88.

       54 Допол. к "Деян. Петра В.". Ч. IV. С. 208.

       55 Словарь о писат. духов. чина. Т. I. С. 301–304.

       56 Иларион 27 авг. 1711 г. переведен в Курскую епархию; сконч. 1720 г. апреля 4 дня.

       57 О судьбе Сильвестра см. Др. Вивлиоф., т. XVIII, с. 96. и Истор. обозр. ряз. иерархии. Марта 22 он переведен в Смоленск, марта 3-го 1720 г. – в Тверь, в 1723 г. – в Рязань, в августе 1725 г. – в Казань, декабря 31-го 1731 г. отлучен и взят в Невский мон. Отсюда переведен в Псков, наконец в Крутицкий и там скончался. Извлечено из "Истор. росс. иерархии".

       58 Выписка об Астрах. бунте 1705 и 1706 гг. в прилож. к Журналу Петра В., изд. Щербатовым, 1772, ч. 2, отдел. 2, с. 193–294. См. также Журнал Петра В., с. 134–136.

       59 В 1731 г. он лишен сана за медленность в производстве дела о Льве, еп. Воронежском (которого впослед. признали невинным) и послан в Вологод. Спасокаменский мон., где и скончался, приняв схиму, в 1733 г. (Истор. росс. иер. Изд. 2. Ч. I. С. 252).

       60 Более см. о Гаврииле в "Сл. о писателях духов. чина", т. I, с. 77–81.

       61 На сие указывают власти монастырские в докладе своем Государыне Императрице Екатерине II в окт. 1762 г.

       62 Указ июля 15-го 1730 года в архиве лаврском.

       63 Указ Государыни от 21 сент. 1738 г. в Полном Собрании Законов, т. X, с. 619–623. Указ Св. Синода с препровождением инструкции, в архиве Троицкой Лавры.

       64 "Префекту Афанасию Троицкой десятины священникам и диаконам, которым за удалением от Лавры на поучении быть невозможно, задавать ко изучению из книжицы: Катихизис именуемой, при неколиком задаваннаго истолковании, по разсмотрению, – и велеть дабы они той Катихизис, когда, что и на сколько времени задано будет, изучали, хотя не до слова, токмо б силу того писания разумели совершенно, и когда их о том вопросят, чтобы сказать могли. А ему Префекту назначать время, когда им приезжать в Лавру, и по приезде их екзаменовать" (Арх. Троиц. Сем. 1747 г.).

       65 Как показывает, кроме ризницы, и указ в 1744 г. в Полном Собрании Законов, т. XII, с. 134 –136. Ею дарована Лавре последняя утвердительная грамота на все ее вотчины 1752 г. июня 15 дня. Напечатано в Чтениях Общества Истории и Древност. Росс., 1865, кн. 4.

       66 Потом перемещен на кафедру Ростовскую, где и скончался в 1776 г.

       67 Из рукоп. Вифан. Семинарии, в которой содержится список всех российск. архиереев.

       68 Из Новгорода 28 мая 1763 г. переведен на епархию Тверскую и в том же году, 28 окт., – на епархию Псковскую; в 1798 г., 9 окт., уволен и скончался 24 янв. 1799 в С.-Петербурге.

       69 Архив Троиц. Лавры 1768 г.

       1 Поучит. слов. Митр.Платона. Т. ХХ. С. 420–421.