Ризница Сергиевой Лавры представляет много предметов для благоговения, любознательности и любопытства. Святыня, древность, драгоценность, достоинство вкладов делают их разнообразно занимательными. Здесь указываются только некоторые, преимущественно достопамятные.
1. Крест, присланный Преподобному Сергию Святейшим патриархом Цареградским Филофеем. Он обложен золотом и украшен драгоценными камнями, со следующею на задней стороне о его происхождении надписью: "Сий Святый крест прислал Святейший Патриарх Цариграда Кир Филофей вселенский учитель свое благословение к Преподобному Игумену Троецкому Сергию Чудотворцу в дни Благочестиваго и великаго Князя Дмитрия Ивановича всея Русия и Святейшаго Алексия чудотворца Митрополита Киевскаго и всея Русия великому Князю и Его Благоверным Князем и всем православным христианам". О сем украшении упоминаетея уже в описи 1642 года.
2. Евангелие преподобного Никона на пергамене, малой меры, писано по порядку евангелистов, а не дневных церковных чтений. На нем надпись: "Евангелие четвертное, на харатье, Никона Чудотворца. А не отдати его никому".
3. Священные сосуды, в которых священнодействовал Преподобный Сергий, деревянные, покрытые красною краскою, с написанными изображениями на потире Христа Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи, а на дискосе Агнца Божия Иисуса Христа и при Нем Ангелов.
4. Подобные же сосуды преподобного Никона.
5.Священническая риза Преподобного Сергия из ткани бумажной, нетонкой, темноцветной. Крестик под оплечьем крашенинный, таковая же звездица на подоле.
6. Священническая риза преподобного Никона из белой камки, с оплечьем и крестом парчовыми.
7. Кадило преподобного Никона серебряное, позолоченное, четвероугольное, в подобие Церкви, на передней стороне вычеканен Деисус, а на прочих трех сторонах апостолы. Весом в два фунта. На нем надпись: "6913 (1405) сие кадило создано бысь Святей Троицы, замышленьем, Игуменом Никоном, при Благоверном Князи Великом Васили Дмитреевиче".
8. Сандалии кожаные, тридцать лет бывшие на ногах Преподобного Сергия во гробе.
При святых мощах Преподобного Сергия находится следующее:
а) моленье Чудотворца Сергия (келейные иконы): образ Божией Матери Одигитрии и Святителя Николая изображения древние, обложены серебряными ризами;
б) риза ветхая камки темно-синей;
в) таковая же епитрахиль о шести крестах;
г) двое поручей одинаковой материи;
д) посох деревянный;
е) аналав от схимы;
ж) ножик с влагалищем;
з) ложка деревянная.
1. Евангелие вместе с Апостолом на пергамене, в лист, обложенное серебром, или дневные чтения из Евангелия и Апостола по церковному порядку. На окладе передней дски вычеканена следующая надпись: "В лето 6852 (1343) месяца декабря осьмый надесять день, на память св. мученика Севастиана, создано бысть Евангелие се Благоверным Князем Великим Семеоном Ивановичем". Надпись, без сомнения, указывает время украшения Евангелия, рукопись могла быть древнее. В 1343 году Симеон ездил в Орду и возвратился оттуда октября 26 дня, "пожалованный Богом и Царем", как сказано в летописи1. Вероятно, Евангелие сие устроено в благодарность Богу за успех в сем путешествии, в которое вступали тогда со страхом. В сие время Преподобный Сергий еще подвизался в уединении, брат его Стефан был Игуменом Богоявленского монастыря и духовником Великого Князя Симеона Иоанновича.
2. Евангелие в лист, на пергамене, облеченное бархатом. На нем по листам подписано: "Лета 7185 (1677) сию книгу, святое, Евангелие Великий Государь Царь и В. Князь Феодор Алексеевич, всея великия и малыя и белыя Русии Самодержец, пожаловал Боярину и дворецкому и оружейничему Богдану Матфеевичу Хитрово. А Богдан Матфеевич сие Евангелие для древняго письма дал в обитель Пресв. и Живоначальныя Троицы и Великих Чудотворцев Сергия и Никона; при Архимандрите Викентие, при Келаре старце Киприане, при Казначее старце Сергие, при соборных старцех при Игнатие Стоговском, при Зосиме Лговском, при Ионе Дашкове". На последнем листе тою же рукою и чернилами написано: "В лета 6740 (1232)". Неизвестно, на каком основании сделана последняя помета, которая в описях ризницы признается за показание времени происхождения рукописи. Но рукопись действительно древнего письма и с вероятностию может быть отнесена к XIVXV веку, особенно по характеру изображения святых евангелистов, заглаваных букв, заставок и по месяцеслову.
3. Евангелие в лист, на пергамене, облечено бархатом; верхняя дска обложена серебром и вызолочена, по краям с трех сторон закрои серебряные, также вызолоченные, с изображением на них святых Ефрема, Саввы, Евфимия, Николая, епископа Мирликийского, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Василия Великого, Сергия Радонежского, Леонтия Ростовского, Петра Митрополита. По краям лицевой доски находится следующая надпись: "В лето (6900) март. индикта 312 оковано бысь евангелие се при велицем князе Васильи Дмитреевиче. всея Ру. при преосвященном Киприане. митрополите Киевском. всея Ру. повеленьем ра Божья Феодора Андреевича" (по вкладной Голтяев). Имя сие встречается между свидетелями духовного завещания Великого Князя Димитрия Иоанновича3.
4. Евангелие на греческом языке, писанное на пергамене, в лист, прислано Митрополиту Платону Гавриилом, Митрополитом Екатеринославским, в 1793 году. Из подписи на конце сего Евангелия видно, что оно писано 6879 года (1371). Писец означил свое имя в следующем прибавлении: "Дар Божий, а труд Иоасафа"4.
5. Евангелие на бумаге, по свидетельству почерка и надписи, впрочем не древней, писанное Митрополитом Киприаном. Другая, более древняя, подпись в начале его показывает, что оно принадлежало Игумену Троицкого монастыря Серапиону Курцеву.
6. Евангелие на бумаге; на верхней дске, обложенной серебром, вычеканено: "В лето 7030 (1522) при Благоверном и Вел. Князе Василье Ивановиче, всея Русии, и Преосвященном Варлааме Митрополите всея Русии, благословением Игумена Порфирия и Келаря Нифонта, тщанием Михаила Иванова, сына Алексеева, обложено се Евангелие в дом Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря. Иван Попов Новгородец".
7. Евангелие, писанное на бумаге, украшенное драгоценными камнями и жемчугом. На конце находится следующая приписка: "Лета 7039 г. (1531) книга Святое Евангелие, письмо грешнаго инока Исаака Бирева, по вине греховной многими именованьми по реклом зовом: простите в неключимстве. Аминь".
8. Евангелие напрестольное, печатное, обложенное золотом. На верхней дске в средине изображение Воскресения Христова, выше его крест, по углам изображения евангелистов. Украшено лалами, изумрудами, яхонтами, алмазами и бурмицкими зернами. На передней доске вычеканена следующая надпись: "Лета 7140 (1632) сделано сие Святое Евангелие в дом Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и Великих Чудотворцев Сергия и Никона, повелением Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии, его отца Великаго Государя Святейшаго Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Русии, при его Царице и Великой Княгине Евдокие и при Благоверных чадех, при Благоверном Царевиче Князе Алексее Михайловиче и при Благоверной Царевне и Великой Княжне Ирине Михайловне, и при Благоверной Царевне и Вел. Княжне Марии Михайловне, в 20 лето государства его, в 13 лето патриаршества его".
9. Евангелие напрестольное, вклад боярина Никиты Ивановича Романова, печатано в 1633 году. Верхняя дска его золотая, нижняя серебряная позолоченная; украшено яхонтами и изумрудами.
10. Евангелие напрестольное, данное боярином Князем Иваном Борисовичем Репниным в 1695 году, июля 17 дня. Верхняя доска его обложена серебром с позолотою, на драгоценных камнях вырезаны изображения Спасителя и евангелистов.
11. Служебник преподобного Никона, на пергамене, в 12-ю долю. Его время можно определить по следующему именованию Князей в Ектении: "О Благочестивых и Богохранимых Князей наших Дмитрии, Володимире, Василье Егорьи, Иване и о всех болярех, и о воих его, Господу помолимся". Упоминаемые Князья, по всей вероятности, суть Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской, Владимир Андреевич Серпуховской, Василий и Юрий (род. 1374 г.) Димитриевичи, дети Великого Князя, и Иоанн (род. 1381 г.) Владимирович, сын Князя Серпуховского, владевшего и Радонежем. В 1382 году родился у Великого Князя сын Андрей, его имени еще нет здесь, тогда как упоминается Иоанн, родившийся в 1381 году. Не упоминается другой сын Великого Князя Симеона, скончавшийся в сентябре 1379 года. Сей Служебник содержит в себе чин литургии (Иоанна Златоустого, Василия Великого и Преждеосвященных) и начало последования Святых Богоявлений. Далее следуют молитвы Святого Причащения, но другого письма и на бумаге. Эта рукопись 13811382 года напечатана вся в литографическом снимке Амфилохия.
12. Псалтирь на пергамене, в большой лист, пожалованная Царем Иоанном Васильевичем Грозным по Князе Василии Ивановиче Шуйском из рода Скопиных-Шуйских. Рукопись замечательная по прекрасному письму5.
13. Житие Преподобного Сергия в лицах, писанное на бумаге. В описи 1642 года оно уже упоминается.
1. Крест золотой с мощами святых, украшенный бурмицкими зернами и драгоценными камнями, с надписью, вычеканенною ниже подножия: "В лето 7186 (1678) Генваря в 20 д., в царство благочестивыя державы Вел. Государя Царя и Вел. Князя Феодора Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, сей Животворящий крест Господень по обещанию своему построила Благоверная Государыня Царевна и В. Княжна Ирина Михайловна в обитель Пресвятой Живоначальныя Троицы и Преподобных Отцев Сергия и Никона Радонежских Чудотворцев".
2. Крест из восточного хрусталя с изображением Распятия, Божией Матери и Иоанна Богослова; украшен двумя яхонтами, ручка серебряная. Во Вкладной книге о сем кресте записано: "7126 г. (1618) Князь Димитрий Тимофеевич Трубецкой дал вкладу по матери своей Княгине иноке Капителине, да по брате своем Князе Меркурье, да по жене своей Княгине Марье, крест благословенной, хрустален, с каменьем с яхонты, по цене за 100 руб.".
3. Крест серебряный позолоченный, грузинской работы, с надписями грузинскими, может быть данный грузинскою Царицею Еленою, бывшею в монастыре 1654 года апреля 30 дня.
4. Крест со святыми мощами, серебряный позолоченный, с надписью: "Сделан повелением честные обители тоя Архимандрита Дионисия, да Келаря старца Аврамия Палицына в лето 7126 (1618) году".
5. Крест с Животворящим Древом Креста Господня, обложен серебром с позолотою, украшен камнями и жемчугом.
6. Крест со святыми мощами, обложенный серебром, позлащенный. На нем надпись: "Лета 7171 (1663) построен сей крест в дом Живоначальныя Троицы и преподобных Великих Чудотворцев Сергия и Никона при Архимандрите Иоасафе с братиею".
7. Крест серебряный позлащенный. На нем надпись: "Сей Животворящий Крест Господень со св. мощами построен в церковь Живоначальнаго Христова Воскресения, что в Китае городе, на дворе Боярина Алексея Семеновича Шеина, тщанием Болярыни его вдовы Марфы Михайловны, и сына ея Сергия Алексеевича, лета от воплощения Христова 1703 ноемврия в 30 д."
1. Сосуды серебряные. На звезде надпись: "Троицкаго Архимандрита Дионисия", на дискосе: "Архимандрит Дионисий".
2. Потир из рудо-желтого мрамора, обложенный золотом и с золотым поддоном. На нем внизу надпись: "В монастырь преподобного отца нашего Игумена Сергия создан бысть христолюбивым Князем Василием Васильевичем си потир в Церковь Св. Троицу в лето (1448). А сделал Иван Фомин".
3. Сосуды золотые с принадлежностями, весом 6 фунтов, украшенные драгоценными камнями. На потире надпись: "Си потир в дом св. и Живоначальныя Троицы и Великому Чудотворцу Сергию дал слуга и конюший Боярин Борис Феодорович Годунов, с своею женою с Марьею и с детьми своими Феодором да Оксиньею. Лета 7105 (1597)".
4. Сосуды, именно: потир, дискос (в 1802 г. переделанный) и два блюдца золотые даны по дияке Иване Тарасьевиче Граматине в 1644 году6.
5. Сосуды золотые с принадлежностями, украшенные алмазами и антиками, пожалованы Императрицею Екатериною II в 1795 году на праздник Преподобного Сергия, 24 сентября. Веса в них 12 фунтов.
6. Сосуды золотые, устроенные Преосвященнейшим Митрополитом Платоном в 1788 году, сканной работы, украшенные бриллиантами7.
7. Сосуды разных вкладчиков: серебряные Князя Ивана Васильевича Куракина, 1626 года, из горного хрусталя боярина Дмитрия Ивановича Годунова.
Между образами, наполняющими собою все комнаты ризницы, надлежит отличить:
1. Образ Преподобного Сергия с другими святыми его Лавры. На сем образе в трех рядах написаны: в первом с одной стороны Преподобный Сергий, святой Феодор, Архиепископ Ростовский, преподобный Афанасий, преподобный Симон, с другой преподобный Никон, святой Серапион, Архиепископ Новгородский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Андроник; во втором преподобный Сергий Обнорский, преподобный Василий Сухий, преподобный Аврамий Чухломский, преподобный Григорий, преподобный Макарий, преподобный Онисим, преподобный Никифор Боровский; в третьем преподобный Иоанникий, преподобный Мефодий Пешношский, преподобный Роман Киржачский, преподобный Стефан Махрищский, святой Архимандрит Дионисий, преподобный Павел Обнорский, преподобный Иаков, преподобный Михей, преподобный Елисей, преподобный Максим Грек.
2. Образ Божией Матери, литой, вставленный в деревянную икону. На одной стороне вокруг изображения Божией Матери с Предвечным Младенцем надпись: THEOTOKE CKEPE KAI BOITHI TON ECHONTA SE AII., или, правильнее: THEOTOKE SKEPE KAI BOITHI TON ECHONTA SE, AMIN. На другой стороне вокруг главы, на которую устремлены сверху и снизу по две и с обеих сторон по четыре змеиные главы, надпись: AGIOS AGIOS ISON SABAOTH O PLIRIS URANOS, правильнее: agios, agios Iisus (вместо Kirios) Sabaoth, o pliris uranos, т. е. "Свят, Свят, Иисус Саваоф, исполнь небо ". Сей образ сходен с описанным в Трудах Общества истор. и древн. Росс., кн. III, ч. 2, с. 131137.
3. Образ Казанской Божией Матери, в ризе серебряной позолоченной, с надписью на окладе: "Благословил Государя Императора Петра Великаго во время шествия в низовой корпус в Казань Тихон Митрополит Казанский, 1722 г., а подновлен оною ризою в 1743 г. от полку Доронтьевскаго марта 17 дня".
1. Воздухи и покровы на священные сосуды, устроенные из красного штофа, украшенные жемчугами и драгоценными камнями, вклад Царя Михаила Феодоровича.
2. Воздухи из золотой парчи, вклад Царя Феодора Алексеевича (в 1677 г.), украшены жемчугом и драгоценными камнями.
3. Сударь, или покров, с надписью, вышитою серебром: "Лета 7007 (1499) создана сия пелена при благоверном и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руси и при его сыне Великом Князе Василье Ивановиче и при Архиепископе Митрополите, замышлением и повелением Царевны Царегородския, Великою Княгинею Московскою Софиею Великаго Князя Московскаго. Молилася Троице Живоначальные и Сергию Чудотворцу и приложила сию пелену".
4. Плащаница, по красной камке шитая золотом, серебром и шелками, сделана, как видно из надписи, "в 1561 году повелением Благовернаго Государя Князя Владимира Андреича, и благоверныя его матери княжь Андреевы Ивановича княгини Евфросинии"
5. Плащаница, по фиолетовому бархату шитая шелками, украшенная жемчугом. Устроена в 1796 году. На краю изображен молящийся Митрополит Платон.
6. Одежда на святой престол, золотого глазета, со всех сторон низанная жемчугом, украшенная драгоценными камнями, жемчуга на ней более 8 фунтов. Устроена в 1795 году.
7. Одежда на жертвенник, малинового бархата, низанная жемчугом и по местам украшенная камнями; жемчуга на ней около 2 фунтов. Устроена в 1795 г.
8. Покров на раку Преподобного Сергия с его изображением, шитый шелками и золотом, по преданию, данный Великим Князем Василием Дмитриевичем. Сложение перстов благословляющей руки Преподобного Сергия свидетельствует о древности церковного перстосложения.
9. Покров, на котором вышито золотом и шелками изображение Преподобного Сергия со следующею надписью: "Повелением Благовернаго и Христолюбиваго Василия, Божиею милостию Государя всея Руси и Великаго Князя Володимерскаго и Московскаго, и Новгородскаго, и Псковскаго, и Смоленскаго, и Тверскаго, и Югорскаго, и Пермскаго, и Вятскаго, и Болгарскаго, и иных, сделан покров сей на гроб Преподобного Сергия Чудотворца, в лето 7032, в 19-е лето Государства его, и при его Благоверной и Великой Княгине Соломонии".
10. Покров Царя Иоанна Васильевича Грозного и супруги его Марии, матери святого Царевича Димитрия, с изображением Преподобного Сергия, шит золотом и серебром, на нем надпись: "Сделан сей покров на Преподобного и Великаго Чудотворца Сергия при благоверном Царе и Великом Князе Иване Васильевиче, повелением его Царицы и Великия Княгини Марии, и при детех его благоверном и Великом князе Иване, и при великой княгине его Елене, и при благоверном и Великом Князе Феодоре, при его царевне Княгине Ирине, в лето 7089-е месяца февраля 23 день, при Преосвященном Митрополите Антоние всея Руси".
11. Покров с изображением Святыя Троицы и преподобных Сергия и Никона, пред Нею молящихся; шит золотом, серебром и шелками. На нем вышито: "Повелением благочестиваго и Христолюбиваго Царя Ивана Васильевича, Божиею милостию Государя и Самодержца всея Русии, Великаго Князя Владимирскаго, и Московскаго, и Наугородскаго, и Псковскаго, и Казанскаго, и Астраханскаго, и Тверскаго, и Смоленскаго, и иных, и при его благодарованных чадех, благоверном Царевиче Князе Иване Ивановиче, лета 7073". Затем другая подпись: "Си покров положил благоверный и Христолюбивый Царь и Великий Князь Феодор Иванович всея Руси, и его благоверная и Христолюбивая Царица Великая Княгиня Ирина, в дом Живоначальныя Троицы и преподобнаго Сергия Чудотворца и Никона, в лето 7100".
12. Покров с изображением преподобного Никона, по местам украшен жемчугом; устроен Царем Феодором Иоанновичем "во второе лето царства его", как сказано в подписи.
13. Покров, шитый золотом, серебром и шелками, с изображением Преподобного Сергия; устроен, по преданию, Царем Борисом Феодоровичем Годуновым.
14. Покров, шитый золотом, серебром и шелками, с изображением Преподобного Сергия; устроен Царем Василием Ивановичем Шуйским.
15. Покров камки вишневой, с изображением преподобного Никона, шит золотом и серебром, по местам низан жемчугом; устроен по повелению Царя Михаила Феодоровича и отца его Святейшего Патриарха Филарета в 1633 году, как видно из подписи.
16. Покров с изображением Преподобного Сергия, шитый шелками, по местам низанный жемчугом и украшенный драгоценными камнями; положен Царем Алексием Михайловичем в 1668 году, сентября 25 дня.
17. Два покрова золотой парчи с шелковыми травами: на одном малое изображение Преподобного Сергия, на другом преподобного Никона; устроены Государынею Императрицею Анною Иоанновною.
18. Покров золотого глазета, обложен серебряным гасом, с изображением креста; устроен Государынею Императрицею Екатериною Алексиевною в 1775 году.8.
19. Покров черного бархата, с серебряными дробницами в виде креста и с жемчужным украшением по местам; устроен Патриархом Иосифом по Моисее, Архиепископе Рязанском.
20. Из прочих покровов достопримечателен по богатству украшения покров, приложенный супругою Дмитрия Андреевича Строганова, Анною. На сем покрове изображение Преподобного Сергия и многих событий его жития вышиты жемчугом.
21. Покров с занавесом к раке Преподобного Сергия, красного бархата, с надписью: "В благодарение великому угоднику Христову, Преподобному и Богоносному отцу нашему Сергию Радонежскому и всея России Чудотворцу от получившей изцеление. 21 Генваря 1821 г."
22. Подвесная к образу пелена, данная Царем Борисом Феодоровичем Годуновым во второй год его царствования, украшенная золотыми дробницами, жемчугом и драгоценными камнями, из коих один по старой оценке показан в 2000 рублей, жемчуга более 4 фунтов, золота около 4 фунтов.
23. Ризы с принадлежностями, пунцового бархата, низанные жемчугом; на оплечье крест и другие украшения из драгоценных камней. Под крестом вензелевое из жемчуга имя Екатерины II. Сии ризы устроены в 1769 и 1770 годах; крест и другие украшения переложены с прежде бывших лаврских риз, которые украшены были Императрицею Анною Иоанновною. Жемчуга на одних ризах около 9 фунтов.
24. Две ризы парчи серебряной, с темно-голубыми оплечьями, украшенные жемчугом, с вензелевым именем Свято-Троицкой Лавры.
25. Ризы парчи серебряной по малиновой земле, оплечье украшено жемчугом и драгоценными камнями. Сии ризы устроены из убора Императрицы Анны Иоанновны, в котором она вступила в Москву для принятия Всероссийского престола; епитрахиль, набедренник и палица вышиты собственными руками Государыни, как видно из надписи, сделанной 1736 года декабря 24 дня.
26. Ризы парчи золотой по малиновой земле, оплечье украшено жемчугом и драгоценными камнями; жемчуга полагается до 2 фунтов. Ризы сии построены из убора Цесаревны Великой Княгини Екатерины Иоанновны, а оплечье с риз, устроенных Архимандритом Иовом.
27. Ризы красного бархата, рытого, оплечье шито золотом; устроены Патриархом Иосифом.
28. Ризы парчи золотой, украшенные по оплечью жемчугом, даны по Князе Димитрии Тимофеевиче Трубецком, другие по Семене Ивановиче Шеине, третьи вкладу Алексея Семеновича Шеина в 1700 году.
29. Архиерейское облачение пунцового бархата саккос с жемчугами и алмазами, в котором Митрополит Платон венчал на царство Императора Павла I, а Митрополит Филарет Императора Александра II.
1. Низанная жемчугом по серебряной, вызолоченной дске, украшенная драгоценными камнями, из коих один рубин оценен в двадцать тысяч рублей. Пожалована Императрицею Анною Иоанновною.
2. Низанная жемчугом и драгоценными камнями по золотому глазету. Пожалована Императрицею Елисаветою Петровною 25 ноября 1744 года.
3. Украшенная золотыми дробницами по червчатому бархату; на дробницах между прочим изображены святые мученики Борис и Глеб, Феодор Стратилат, Мария Магдалина. Вклад Царя Бориса Феодоровича Годунова.
4. Две шапки архимандритские, служебные, даны одна боярином Алексеем Борисовичем Голицыным, другая Иваном Борисовичем Репниным в 1674 году.
1. Панагия с изображением на одной стороне Нерукотворенного образа Спасителя, а на другой Божией Матери на финифти, украшенная драгоценными камнями; на задней стороне подвески портрет Государыни Императрицы Елисаветы Петровны. Пожалована Архимандриту Лавры Архиепископу Арсению.
2. Из агата, в котором представляется Распятие и молящийся пред ним инок. Осыпана бриллиантами и жемчугом. Устроена Митрополитом Платоном.
3. Панагия с изображением Тайной вечери, украшенная алмазами. На передней стороне ее под янтарем начертаны слова: "Das Blut Jesus Christi des Sohnes Gottes macht uns frei von allem Sunden", то есть "Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха" (I Ин. 1, 7). На задней дске следующая надпись: "1734 г. сею панагиею пожаловала Ея Императорское Величество Государыня Императрица Анна Иоанновна духовника своего, Троицкаго Сергиева монастыря Архимандрита Варлаама".
4. Панагия с изображением Спасителя, другая с изображением посещения Божией Матери, украшенные драгоценными каменьями, даны первая Архиепископом Арсением, вторая Архимандритом Амвросием; панагия с изображением Святыя Троицы, также украшенная драгоценными камнями, устроена от Лавры при Архимандрите Гедеоне9.
1. Кадило золотое, украшенное драгоценными камнями; дано Царем Михаилом Феодоровичем в мае 1616 года, веса в нем около пяти фунтов с половиною.
2. Паникадильце серебряное, обложенное золотом, к раке Преподобного Сергия, данное Царем Иоанном Васильевичем в 1568 году.
3. Трисвещник серебряный, весом 1 пуд 15 фунтов, данный Царем Борисом Феодоровичем в 1601 году.
4. Две огромные серебряные лампады для воска, с выпуклым дном, которые прежде употребляли пред образами вместо паникадил со свечами; одна дана конюшим Борисом Феодоровичем Годуновым, другая боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым.
5. Блюдо золотое, данное Царем Иоанном Васильевичем по супруге своей Царице Марии в 1561 году, веса в нем, как сказано в надписи, 14 гривенек 36 золотников.
6. Блюдо сребро-позлащенное, вклад Великой Княгини Елены Павловны в 1837 году.
7. Блюдо небольшое серебряное, позолоченное, с надписью: "Лета 7137 дано блюдо ставить с кутьею на гробнице Боярина Князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкаго".
8. Чаша святоводная серебряная, данная Келарем Александром Булатниковым, весом в 19 фунтов.
9. Чаша старца Варсонофия Якимова "просвиры носити"10.
1. Собственноручное письмо Государя Императора Павла Первого к Митрополиту Платону о рождении Государя Императора Николая Павловича.11.
2. Ферезь златой двоеличневой тафты Царя Иоанна Васильевича Грозного.
3. Братина серебряная с надписью: "Братина добра человека; пити из нея на здравие, хваля Бога, воспоминаючи Его святыя заповеди чрез Ап. Павла: братие, не упивайтеся вином, в нем же есть блуд".
4. Ковш серебряный с надписью: "Василий Божиею милостию Господарь всея Руси и Великий Князь".
5. Трость с набалдашником, осыпанным бриллиантами и изумрудами, пожалованная Государем Императором Павлом I Митрополиту Платону.
6. Солоница, пожалованная ему же Государынею Императрицею Екатериною II, с изображением вcех российских гербов.
7. Чернильница, подаренная ему на память по графе Чернышеве.
8. Стол мозаической работы.
'Светильник земли Русской' - Каталог ресурсов о преподобном Сергии Радонежском.
Служба поддержки - Михаил Павлов