1 Истор. госуд. Росс. Т. IV. Прим. 383.
2 Сие видно из Жития Преподобного Сергия, описанного Епифанием, и из изображений на иконе в Троицком соборном храме.
3 Исаакий сконч. в 1388 г. (Истор. госуд. Росс. Т. V. Пр. 137).
4 Сказ. об осад. Лавры. С. 164. В летописи упоминается еще Келарь Илия, скончавшийся в 1384 г., "старец добрый и послушный" (Истор. госуд. Росс. Т. V. Прим. 137).
5 Никифор Боровский, Иоанникий и Елисей известны лишь по изображению на иконе.
6 Многие из сих учеников Преподобного Сергия упоминаются в Житии его, именно: Роман, Андроник, "возлюбленный ученик" Преподобного Сергия, Григорий, "муж благоговейный во многих добродетелех", Феодор и Афанасий. Об Афанасии сказано: "бе в добродетелех муж чуден и в Божественных писаниих зело разумен, и добросписания многа руки его и доныне свидетельствуют; и сего ради любим зело старцу". Сверх того, в Троицкой летописи о нем замечено, что он, "ради Бога" оставив игуменство, удалился в Константинополь, где и купил себе келлию для постоянного пребывания (Истор. госуд. Росс. Т. V. Прим. 122). О Никите упоминается в Житии преподобного Пафнутия Боровского, которое писано учеником Пафнутия Вассианом, Арх. Ростовским: "бе той Никита, ученик чуднаго отца, Святаго Чудотворца Сергия, бывый же пастве Начальник сущих инок в обители честнаго Зачатия Пречистыя Божия Матере во граде Серпухове". О прочих учениках Преподобного Сергия можно читать в Прологе: об Аврамии июля 20, о Сергии окт. 7, о Павле янв. 10, там же и Чет.- Мин., о Савве декаб. 3, о Ферапонте мая 27 и "Истор. иерарх. росс.", т. VI, с. 849853, о Мефодии в "Описании Пешношского монаст.", с. 1 и след. Ксенофонт Тутанский причисляется к ученикам Преподобного Сергия, по свидетельству одной рукописи Академической библиотеки, в которой исчисляются и прочие ученики Преподобного, хотя не все. Монастырь Тутанский впоследствии приписан к Троицкому Сергиеву монастырю.
7"Часто прихождаше посещения ради, иногда же яже на потребу посылаше ему" (Житие Преподобного Сергия).
8 Соф. врем. Строев. Т. 1. С. 340.
9 В одном рукописном уставе Троицкого Сергиева мон. записано на первых страницах: "Пересвет инок Александр, Осляб инок Иродион, иже был боярин Любутский; посылан был с милостынею в Царь-град 906-го (6906) [1398] лета В. К. Василием Димитриевичем. А сын его Акинф был боярин у Митрополита Фотия 933 [1425] г.". Отсюда видно, что из иноков Сергиевых пал в битве один Пересвет, да и в Сказании о Мамаевом побоище в числе убитых упоминается только Александр Пересвет, бывший прежде боярин брянский (Соф. врем. Строев. Т. I. С. 364). Гробницы иноков Пересвета и Ослябя найдены в Москве, в церкви на Старом Симонове.
10 Истор. госуд. Росс. Т. V. Прим. 105.
11 Истор. госуд. Росс. Т. 5. Прим. 137.
12 Собр. гос. грам. и догов. Т. I. С. 61.
13 "Прииде некогда к Преп. Сергию Алексий Митрополит в обитель посещения ради; имяше бо всегда любовь к Святому премногу и соузы духовны, о всем совет творяше с ним" (Рук. Жит. Преп. Сергия).
14 "И от Тахтамышева нахождения беже в Тверь", сказано о Преподобном Сергии в "Соф. врем." Строева, т. I , с. 402.
15 См.: Житие преподобного Саввы Звенигородского, также Житие преподобного Никона в пространнейшем виде, находящееся в одной из рукописей академических.
16 Иноки в это время удалились, спасая что могли, в Кирилло-Белозерский монастырь, родственный им по своему основателю, преп. Кириллу (еще бывшему тогда в живых). См.: послание Епифания к Кириллу 1415 г. (Православный собеседник.1883. Т. III.). Архим. Леонид.
17 Житие Преподобного Сергия, соч. Епифанием.
18 Житие преподобного Никона составлено еще при жизни учеников его, как видно из последующих слов жизнеописателя: "Свидетельствуют того поты и труды (т. е. о подвигах и трудах преподобного Никона) еще в теле обретающиися тояже обители иноци, свидетели известни". Но есть и другое жизнеописание его, составленное позднее и обширнее. Служба ему (сперва один канон) написана в 1459 г. иноком Афонской Горы сербином Пахомием Логофетом.
19 Никонов. летоп. Т. IV. С. 299.
20 Собр. гос. грам. и догов. Т. I. С. 79.
21 Истор. госуд. Росс. Т.V. Прим. 258. Надпись в Троицком соборе на стене.
22 Так Епифаний называется в надписи Жития Преподобного Сергия, им сочиненного.
23 Это видно из "Похвального слова святому Стефану", сочиненного Епифанием, где он говорит: "Некогда с тобою спирахся о некиих приключшихся, или о слове етере, или о коемждо стисе, или о строце... Аз есмь раб твой: помню лишшую, юже име ко мне любовь, ею же о мне многажды ся и прослези..."
24 Предисловие к Житию Преподобного Сергия, напечат. в Москве в 1647 г.
25 В "Похвальном слове Преподобному Сергию" Епифаний говорит о нем: "Разве нужды некия не взыска царствущаго града, ни св. горы, или Иерусалима, яко же аз окаянный и лишенный разума у люте мне! ползая семо и овамо, и преплавая сюду и оводу, и от места на место преходя".
26 "Сия вся сподобихся видети, говорит Зосима о святыне Константинопольской, яко же прежде бех, коли со Княжною в царство Благочестиваго Царя Кир Мануила; и в то де время венча сына своего старейшаго Калуяна (Кало Иоанна) на Царство Греческо, состаревшуся ему (вм. самому)" (см.: Истор. госуд. Росс. Т. VI. Прим. 231). Перед отправлением в Константинополь Княжна сама приходила в Троицкий монастырь, только не в 1404 г., а в 1414 г. Как событие памятное для обители, сей случай упоминается и в грамоте, данной преподобному Никону Князем Радонежским, которая подписана: "Дана грамата, коли Кн. Великий Княжну отдал во Царград), на ту зиму на Вербницу" (№ 158).
27 Монастырь женский, зовомый Липси (((( (((((): "ту лежат Св. Стефан и Царица Ирина и Царица Анна, дочь Московскаго Вел. Князя Василия Димитриевича". Она скончалась в августе 1417 г. от моровой язвы.
28 Путешест. русск. люд. в чужие земли. Спб., 1837. Ч. II. С. 2962.
29 Великий князь Василий Васильевич приходил и прежде для поклонения угоднику Божию в 1438 г. октября 27 дня, вместе со своею матерью Великою Княгинею Софиею Витовтовною, и в 1439 г., сентября 10 дня, как видно по жалованным грамотам их, данным у Троицы.
30 Соф. врем. Строев. Т. II. С. 4252.
31 Он утвержден кардиналом 18 декабря 1439 г.
32 Истор. госуд. Росс. Т. V. Прим. 296. Напечатан старинный перевод сего билета, в котором сказано, что посол Фома имеет препоручения от папы.
33 "Град страшен, утвержден, в немже зли человецы, разбойницы от мног язык, паче же христианскыи врази" (Житие Преподобного Сергия).
34 Сведения о пребывании Симеона в Новгороде, его вызове в Смоленск и судьбе, здесь его постигшей, заимствуются из рукописного описания путешествия Исидорова на Собор во Флоренцию (в Акад. библ., под № 239); их нет в напечатанных списках сего путешествия в Древн. Вивлиофике, ч. VII, и в собрании путешествий русских людей, изданном Сахаровым в 1837 г. О сих обстоятельствах ничего не говорится и в Житии или чудесах Преп. Сергия, но совершенно согласно с сим повествованием о судьбе Симеона сказано: "По времени же Исидору Митрополиту к господствующему граду Москве грядущу, и ят бысть от него Симеон Пресвитер и оковаше его железы крепко, яко неповинующася ему, тако привезоша его во град Москву".
35 Грамота подписана 29 декабря 1447 г. (Истор. госуд. Росс. Т. V. Прим. 350). Впрочем, на имя Игумена Мартиниана есть грамота по Ферапонтову монастырю от августа 1448 г. (см.: Акт. Археограф. экспед. Т. 1. С. 31).
36 Истор. росс. иерар. Ч. IV. С. 446447.
37 Об отправлении Вассиана в Киев пишет святитель Иона Митрополит (Истор. госуд. Росс. Т. V. Прим. 347). Время отправления определяется, с одной стороны, кончиною Киевского Князя Александра в 1455 г., с другой поставлением Григория униата в Митрополита в 1458 г., о чем святитель Иона упоминает как о настоящем событии. О Симеоне Псков. лет. под 1441 г. (Опис. Киево-Печерской Лавры. С. 20, 21), о Михаиле Истор. госуд. Росс. , т. VI, пр. 264.
38 Надпись в рукоп. Академической библиотеки.
39 Словарь о писател. духовн. чина.
40 Соф. врем. Строев. Ч. II. С. 137.
41 Духовн. грам. преп. Иосифа. Сл.10.
42 Истор. госуд. Росс. Т. VI. Прим. 629. В описи монастырской 1642 г. упоминается о двух покровах тафтяных, которые кладутся "на Митрополитов, где Серапион чудотворец". Отсюда можно заключить о месте, где погребен Митрополит Феодосий.
43 В летописи сказано: "Принуди его (Паисия) Князь Великий у Троици в Сергиеве монастыре игуменом быти; и не може чернцов превратити на Божий путь, на молитву, и на пост и на воздержание; и хотеша его убити: бяху бо тамо бояре и князи постригшеся" (Соф. врем. Изд. Строев. Ч. II. С. 229).
44 Повесть о зачатии и рождении Великого Князя Василия Иоанновича известна в рукописи и напечатана в Степенных книгах. В ризнице Троицкой Лавры есть вкладная пелена Великой Княгини Софии, в надписи на ней она называет себя "Цареградскою Царевной".
45 Соф. врем. Ч. II. С. 206. В 1481 г. вместе с тем же Архиепископом Ростовским Паисий подписал духовное завещание другого брата Великого Князя, Андрея, младшего, который отказал Троицкому монастырю 40 деревень своих в области Вологодской.
47 Соф. врем. Т. II. С. 237. Прим. 3.
48 Истор. росс. иерар. Изд. 2-е. Т. I. Ч. 1. С. 100, 101.
49 Тогда это было еще в обычае, но впоследствии воспрещено.
50 В последние годы Иоанна известны две важнейшие опалы по случаю заговора в пользу сына Великого Князя Василия в 1498 г. (после сего случая пострижен в Троицкой обители Иван Юрьевич Патрикеев) и по обвинению в ереси жидовской в 1504 г. Огненная казнь была употреблена против некоторых только в последнем случае (Соф. врем. Ч. II. С. 261).
51 Преподобный Иосиф Волоколамский в письме к Борису Васильевичу пишет, что Серапион на Соборе, судившем его дело с Иосифом, между прочим говорил Великому Князю: "Я тебе не бил челом; послал ты меня сильно в Новгород".
52 Житие преподобного Серапиона, Архиепископа Новгородского, в рукописи.
53 Словарь о писат. духов. чина. Ч. I. С. 92.
54 Видение сие было описано по повелению Макария, Митрополита Московского, как видно из надписи сказания.
55 Грам. 218 в сбор. № 1, данная в селе Воздвиженском 27 сент. 1525 г.
57 Курбск. Ч. I. С. 168170. Вероятно, сей же Игумен (а не Парфений, как сказано в Казанском Летописце) был ходатаем и за Князя Димитрия Бельского после неудачного похода против Казани в 1524 г., давшим за себя запись 20 сентября 1524 г. (Истор. госуд. Росс. Т. VII. Прим. 305. Собр. гос. грам. и догов. Т. I. № 152).
59 См. о нем в путевых письмах гр. М. Толстого с Севера, с.15.
60 Типограф. летоп. 1784 г. С. 387.
61 Истор. госуд. Росс. Т. VII. Прим. 312.
62 Соф. врем. Ч. II. С. 327333 и Царствен. книга. С. 133.
63 Царствен. книга. С. 100102.
64 Упоминаются посещения в июле 1536 г., в июле и сентябре 1537 г., в сентябре 1538 г., в мае и сентябре 1539 г., в июне и сентябре 1540 г. (Древн. Вивлиофика. Ч. XVII. С. 113126). А со времени Митрополита Макария сии путешествия Великого Князя по святым местам стали вноситься и в Царственную книгу. Здесь упоминаются посещения монастыря в сентябре 1541 г., в мае и сентябре 1542 г., в сентябре 1543 г., в марте 1544 г., по грам. под № 287 видно, что Великий Князь был в обители и в августе, в мае и в сентябре 1545 г. (Царствен. книга. С. 97119). О путешествии 1546 г. свидетельствует и грам. № 288 и 298.
65 Доселе память преподобного Никона, как видно из обиходной книги монастырской того времени, совершалась в обители таким образом: "16 ноября св. Апостола и Еванг. Матфея. Панихида Никонова. А обедают вся братия после вечерни (по причине поста) и после панихиды на остаточном часу дни вечерню поют и панихиду в церкви. Матфееву (т. е. в память Ап. Матфея) вечерню и завтреню, и обедню, и панихиду, и на завтрее, в Никонову память, завтреню и обедню во вся звонят колоколы. А Никонова панихида со свечами. 17-го ноября иже во святых отца нашего Григория чудот. Никонова память". В XVII столетии, как видно из рукописного устава, память преподобного Никона праздновалась так:
"Ноября 17 к вечерне звонят во вся. Малая вечерня в трапезе (в церкве, бывшей при трапезе). И потом у преп. Никона вечерня средняя: Блажен муж без литии. И после вечерни поют молебен Одигитрии да Чудотворцу Никону. А завтреню поют поп да диакон. А всенощное поют в трапезе: а допевают всенощное сице: Утверди, Боже, и, отпуст сотворив, понесут диаконы праздник (икону преп. Никона) в стихарех и диакон прежде со свещею. Архимандрит и священницы и вся братия идут в след образа со свещами: И пришед в церковь к Никону поставляют праздник посреди церкви. И крилошане поют стих на целовании. И архимандрит целует праздник, и священники, и братия, и прощаются у Чудотворца (т. е. прикладываются к раке его). И говорят первый час, и потом прощение всенощному. С водами к Государю посылают попа".
67 Замечания Митрополита Иоасафа помещены особою главою в деяниях так называемого Стоглавого Собора.
68 Грамоты на имя Игумена Артемия все подписаны 17 мая 1551 г.
69 Собор. грам. об Артемии в Соловец. монаст. напечат. в Акт. Археогр. экспед., т. I, с. 249, и описан. Царск. архива, там же, с. 353 и след. Курбск., ч. 2, с. 149.
70 Опись Царск. архива в "Акт. Арх. экспед.", т. I, с. 349. Недавно в IV части "Русской исторической библиотеки" (изд. Археографической Комисии) напечатаны "Послания старца Артемия", громко и ясно свидетельствующие о его твердости и ревности в православной вере; этому посланию Литовская Русь обязана тем, что удержалась от впадения в протестантизм. Примеч. Арх. Леонида.
72 В Царствен. книге написано: "Сам же Царь взираше на образ Христа Бога нашего и на рождшую Его Богоматерь и на угодника его Великаго Сергия, тут бо приход (т. е. церковь) его Царский к Чудотворцу образу стоящу, еже с живаго светильника начертана (вместо начертану)". То же и в Никонов. летописи и в Летописце Русс. Львова.
74 Соф. врем. Ч. II. С. 422. В Москву Царь вступил 29 окт.
75 Журн. Арх. Комисс. в Журн. Мин. народ. просв., 1838 г. Ч. II. С. 156. "Послание Царя Иоанна Васильевича к Максиму Греку о ереси Башкина".
76 В Кормовой книге конца XVI в. записано: "Лета 7069 июля в 30 день приказал Царь и Государь Великий Князь Иван Васильевич всея России Архимандриту Елеуферию и Келарю старцу Ерофею и Казначею старцу Варлааму Путятину и всем старцам по челобитной Митрополичьяго келейника старца Геласия, всем Государь давать по Асафе Митрополите корм средний, с году на год, до коих мест сия св. обитель стоит".
77 Словарь о писат. духов. чина. Ч. II. С. 38.
78 Никонов. летоп. Ч. VII. С. 240, 270. В одной летописи замечено, что "позолоту в Троицком монастыре производил царский Диак Феодор Селинов с товарищи".
79 Никонов. летоп. Ч. VII. С. 264270.
80 "Летоп. Русск." Львова. Ч. V. С. 280.
82 В "Истории иерархии российской" т. IV, с. 420479.
83 Князь Иван Кубенский казнен в 1546 г. (Истор. госуд. Росс. Т. VIII. Прим. 381).
84 Неизвестно, что заключалось и в сказке троицкого Игумена на Васьяна Коровина и на Гурья, упоминаемой в описи Царского архива (Акт. Арх. экспед. Т. I. С. 344).
85 Собр. гос. грам. и догов. Т. I. С. 470, 485.
86 Собр. гос. грам. и догов. Т. I. С. 503.
87 Истор. росс. иерархии. Ч. VI. С. 1028.
88 О поездах Царя см. Истор. госуд. Росс., т. IX, прим. 95, 161.
89 Истор. госуд. Росс. Т. IX. Прим. 398.
90 Акт. Арх. экспед. Т. I. С. 330 и Собр. госуд. грам. и догов. Т. I. С. 562, 583.
91 В Кормовой книге XVI века записано: "Лета 7079, был приход к Москве Крымскаго Царя Девлет-Гирея. И поговоря Архимандрите Варлааме и Келарь старец Евстафий, старец Варсонофей Якимов и Казначей старец Паисей и с старцы соборными кормити по их побиенных с году на год корм меньшей".
92 В описи монастыря 1642 г. середнею церковью называется церковь Сошествия Святаго Духа.
93 По Царевиче Иоанне Иоанновиче прислано 5500 рублей., по Алексее Басманове 456 рублей, по Князе Михаиле Черкасском 220 рублей, по Князе Иване Пронском 135 рублей, по Михаиле Яковлевиче Морозове 100 рублей, по Иване Висковатом 243 рубля, по Никите Фуникове около 300 рублей. То же чувство раскаяния свидетельствуют и последние письма его в Кириллов монастырь; грамоты и вклады по опальных новгородцах в 1584 г. в Соловецкий монастырь (Опис. Солов. монаст. Ч. I. С. 83, 84 и проч.).
94 В Кормовой книге XVI века записано: "Купил старец Варсонофей Якимов, Троицкой постриженник Галичанин, села Медведково, у Князя Григорья Куракина в дом Живоначальныя Троицы и Великому Чудотворцу Сергию и Никону по своей Варсонофьеве душе. А к селу Медведкову 20 деревень и вытей 36; а по новому письму то село в книгах полсохи с четвертью. Да старец же Варсонофей Якимов дал в дом Живоначальныя Троицы колокол, весу в нем 200 пуд, а дал на нем 520. Да старец же Варсонофей дал в большую Церковь чашу серебреную проскурную, а цена 160 р. Он же с Келарем старцем Евстафием Головкиным купил в дом Живоначальныя Троицы седо Вольявидово, а к сему деревень и пустошей 50, а вытей 120. Он же в 7100 г. дал вкладу в дом Живоначальныя Троицы, что его пожаловал Государь и Великий Князь Феодор Иванович всея Русии и Государыня Благоверная Царица Ирина, как старец Варсонофий крестил Государыню Царевну Великую Княжну Феодосью, и дав государскаго жалованья в казну 100 р. денег да 40 соболей, да камку, да бархат, да объяри за 100 рублев же". Во Вкладной книге прибавлено: "110 г. окт. 9 дня преставися соборный старец Варсунофий Якимов и приказал по себе дать денег 800 р., несколько судов серебреных, ожерелье, бархат черный и 10 ширинок тафтяных и миткалевых шитых золотом и серебром".
95 Акт. Арх. экспед. Т. I. С. 334, 373.
96 Грам. № 342, 343 в Сбор. под № 1.
97 Собр. гос. грам. и догов. Т. I. С. 593.
98 Во Вкладной книге записано: "1559 г. Княгиня Евфросиния с сыном своим Князем Владимиром Андреевичем дали вкладу в раку Чудотворца Сергия денег 600 руб., да перстень золот, а в нем яхонт лазорев".
99 О других посещениях Троицкого монастыря Царем Феодором Иоанновичем упоминается в 1588 г. (грам. № 537), в 1591 г. (Истор. госуд. Росс. Т. II. С. 143), в 1592 г., во время войны Финляндской (Летоп. о мятежах. С. 33 и грам. № 376).
100 Собр. гос. грам. и догов. Т. II. С. 99.
101 Царем Феодором Иоанновичем назначено было поднести Патриарху: "образ Спасов, чеканен с пеленою, который чуднее из старых, образ Сергиево видение, обложен серебром, венцы со сканью; кубок серебрян гривенок в семь (31/2 фунт.); чару, или братину, серебря руб. В 20; 40 соболей в 30 руб.; 200 р. денег; два полотенца троицких; пять братин троицких; ставки троицкие; ковш троицкий и проч." (Истор. госуд. Росс. Т. X. Пр. 214). Вещи, называемые троицкими, вероятно, здесь и выделывались.
102 О вызове ее см. Труды Общест. истории и древност. Росс., ч. VIII, с. 392. В писцовых книгах 1594 г. записано: "Монастырь Богородицкий Подсосенье: у монастыря не тяглых 12 дворов; а в них живут Королевны дети Боярские и всякие дворовые люди; да под тем же монастырем мельница на речке на Торгоше, мелет на Королевин обиход к Пречистой под Сосенки. А оброку с тое мельницы не идет в монастырь ничего".
103 Сбор. грам. под № 1. Грам. № 537. В 1613 г. апреля 28 Царь Михаил Феодорович на пути из Костромы в Москву возобновил сию грамоту по той причине, как сказано в самой грамоте, что прежняя уничтожена во время разорения Московского Новодевичьего монастыря, где она находилась (Грам. № 414).
104 Опис. Соловец. монаст. Ч. I. С. 132. О вызове старцев из Соловецкого монастыря в 1594 г. значится и в списках Троицкого монастыря по рукописям.
105 Летоп. о мятежах. С. 67, 82. В той же летописи замечено (с. 86), что в 1599 г. Царь Борис ходил в Калязинский монастырь на переложение мощей преп. Макария в новую серебряную раку. Поспешая оттуда в Москву, он миновал Троицкий монастырь, но был в Подсосенском, в котором жила королевна Марфа Владимировна и которому в 1598 г. он даровал значительные вклады.
106 Летоп. о мятеж. С. 247. "Бысть в начальниках в Ярославле и во всех людях смута велия; прибегнути не к кому, и разсудити их некому. Они же сетоваху и послаша в Троицкий монастырь к бывшему Митрополиту Кириллу молить его, чтобы он был на прежнем престоле своем в Ростове. Он же не презре их челобитья, прииде в Ростов, а из Ростова прииде в Ярославль". С. 248.
107 О сих грамотах упоминается в данных Царем Шуйским (Сбор. под № 1. Грам. № 406, 408, 412). Во второй из сих грамот подтверждена подписанная Отрепьевым 1605 г. августа 31 дня, в последней данная.
108 Сказание соврем. о Дмитрии Самозванце. Бер., с. 431. Паерле, с. 111.