Из числа иноков Троице-Сергиевой обители, оставивших по себе память в древней русской письменности, первое место занимает:
1. Епифаний Премудрый, ученик Преподобного Сергия, по благочестивой жизни заслуживший сан духовника братии, а по своему любомудрию название премудрейшего; † около 1418 г. Он написал:
а) "Житие и подвиги Преподобного Сергия" и Похвальные ему слова, которые изданы нами в "Памятниках русской письменности" 1885 года с предисловием;
б) "Житие святого Стефана, епископа Пермского" (†1396) и "Плач о нем Церкви Пермской" (в рукописях XVI и XVII вв. в "Памятниках стар. р. литер.", IV, 119, 120).
2. Иеродиакон Зосима, описавший свое путешествие в Царь-град и Иерусалим 1420 года в сочинении, называемом "Ксенос". Напечатано в "Сказаниях русского народа" И. П. Сахаровым и отдельно Императорским Палестинским Обществом в 1889 году.
3. Иеромонах Пахомий, Логофет, родом серб, приглашенный в Россию с Афона в половине XV века для составления служб русским святым, а частью и Житий их. Живя в Троице-Сергиевой обители, он дополнил Епифаниево жизнеописание Преподобного Сергия повестью об открытии мощей его и следовавшими за тем чудесами, написал другое, более краткое "Житие святого Сергия", службу ему на 25 сентября и "Житие преподобного Никона". Скончался в последней четверти XV века.
4. Игумен Паисий Ярославов († в исходе XV века), написал "Сказание о Каменском монастыре и первоначальниках его" (рук. лаврск. библиотеки № 658, л. 64).
5. Игумен Артемий, в 1554 году обвиненный в ереси и сосланный в Соловки, отселе бежавший в Литву, где, по сказаниям Курбского, писал в защиту Православия. В недавнее время отыскался список "Посланий старца Артемия" к разным лицам, издан в "Русской исторической библиотеке" Археографическою Комиссиею (1848 г. Кн. I. С. 12021447).
6. Митрополит Иоасаф, живший в Лавре на покое; † 1555. Вероятно, им распространено "Житие преподобного Никона" из Пахомиева и составлено "Житие святителя Серапиона Новгородского" (рук. лавр. библ. № 783, л. 650).
7. Преподобный Максим Грек († 1556). Сочинения его изданы Казанскою Духовною Академиею в 18591862 годах с предисловием, 3 тома.
8. Келарь Аврамий Палицын († 1627 г. в Соловках). Им написано Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и о бывших потом в России мятежах. Напечатано два раза в 1784 и 1822 годах.
9. Архимандрит Дионисий († 1633). Им составлены в междуцарствие патриотические грамоты по городам (Акт. археограф. эксп. II. № 190, 202, 219) и защитительная речь пред московскими духовными властями в пользу исправления Требника (рук. лаврской библиотеки № 700, л. 134).
10. Монах Арсений Глухой († 1643). Им написано "Послание к боярину Салтыкову об исправлении книг" (рук. лавр. библ. № 700, л. 295).
11. Иеродиакон Иона маленькой († полов. ХVII в.). Описал свое "Хождение в Царь-Град и Иерусалим в 16481652 гг.", изданное нами в "Памятниках Общества древней письменности" в 1882 году.
12. Келарь Симон Азарьин, был келейником преподобного Дионисия. В 1639 году строительствовал в приписном Алатырском монастыре, а в Лавре был келарем († 1665). Его сочинения:
а) Канон, молебен преподобному Дионисию, архимандриту Троицкого Сергиева монастыря, ему же краегранесие сицево: мольбу ти приношу Дионисие Преподобне. Творение грешного инока Симона;
б) "Житие и подвизи отца нашего Архимарита Дионисия". Было издано 5 раз 1809, 1816, 1817, 1824 и 1834 годах;
в) Чудеса новоявленные Преподобного Сергия, числом 77 (последнее относится к 1653 г.). Им предпослано длинное предисловие (см. выше), начинающееся: "Благословением Бога Отца Вседержителя". Напечатано сие сочинение в "Памятниках Общества древней письменности" в 1883 году С. Ф. Платановым;
г) Повесть о разорении Московского Государства и всея российския земли, како, отчего и откуду начало извода тех бед и напастей. Сочинение, имеющее целью оправдать поводы к войне России с Польшею в 1654 году. Находится в Сборнике библиотеки Московской Духовной Академии № 17 (203) (бывшей Троицкой). Издано А. В. Поповым в "Чтениях Императорского Общества истории и древностей Росс.", 1881 г., т. II;
д) Выписки из Святец, иже с летописцем по месячно, о праздниках Господских и Богородичных, иже благодатию Божиею во святей России празднуются, сверх греческих уставов, и колико св. Преподобных отец и мучеников и благоверных Князей Христу Богу угодиша в добром житии и подвизех, иже на Руси празднества им створяют и на молитву призывают. Составлено после 1652 года. В Сборнике М. Д. Академии № 17 (203).
13. Келарь Арсений Суханов († 1668). Описал свое посольство на Восток 16491653 годов под заглавием "Проскинитарий", которое вместе с прочими его сочинениями издано "Императорским Палестинским Обществом" в 1889 году под редакцией Н. И. Ивановского.
'Светильник земли Русской' - Каталог ресурсов о преподобном Сергии Радонежском.
Служба поддержки - Михаил Павлов